- Преподавателю
- Обществознание
- Статья для учителей обществознания Системно-деятельностный подход
Статья для учителей обществознания Системно-деятельностный подход
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахтиярова К.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Системно-деятельный подход на уроках права и обществознания.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
А.Пятигорский
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Подготовка к будущей жизни закладывается еще в школе, поэтому требования к образованию меняют свои приоритеты.
В основе моей преподавательской работы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и образование таких качеств личности, которые позволят ей адаптироваться к условиям современного общества.
Так как основной формой организации обучения является урок, поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Целью деятельностного подхода является воспитание ребенка как субъекта деятельности. В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.
Он, то есть субъект:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
При реализации этого подхода, необходимо соблюдать следующие принципы:
-
Принцип деятельности- обучающийся сам добывает знания, осознает их, а не получает их в готовом виде;
-
Принцип непрерывности- обучения проводится с учетом возрастных психологических способностей детей;
-
Принцип целостности- обобщённое представление о мире и деятельности;
-
Принцип психологической комфортности- создание для обучающихся доброжелательной атмосферы;
-
Принцип вариативности- формирование обучающимися способностей к перебору вариантов и принятию решений;
-
Принцип творчества- ориентация на творческое начало.
Учитывая эти принципы, деятельностный подход на уроках должен осуществляться через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
3. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность- обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
При использовании системно-деятельностного подхода отрабатываются ключевые компетентности обучающихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Только в условиях системно-деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это метод, который дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.