Статья для учителей обществознания Системно-деятельностный подход

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельный подход на уроках права и обществознания.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

А.Пятигорский

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Подготовка к будущей жизни закладывается еще в школе, поэтому требования к образованию меняют свои приоритеты.

В основе моей преподавательской работы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и образование таких качеств личности, которые позволят ей адаптироваться к условиям современного общества.

Так как основной формой организации обучения является урок, поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Целью деятельностного подхода является воспитание ребенка как субъекта деятельности. В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.

Он, то есть субъект:

- ставит цели,

- решает задачи,

- отвечает за результаты.

При реализации этого подхода, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип деятельности- обучающийся сам добывает знания, осознает их, а не получает их в готовом виде;

  2. Принцип непрерывности- обучения проводится с учетом возрастных психологических способностей детей;

  3. Принцип целостности- обобщённое представление о мире и деятельности;

  4. Принцип психологической комфортности- создание для обучающихся доброжелательной атмосферы;

  5. Принцип вариативности- формирование обучающимися способностей к перебору вариантов и принятию решений;

  6. Принцип творчества- ориентация на творческое начало.

Учитывая эти принципы, деятельностный подход на уроках должен осуществляться через:

1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

3. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность- обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

При использовании системно-деятельностного подхода отрабатываются ключевые компетентности обучающихся:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

Только в условиях системно-деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это метод, который дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


© 2010-2022