- Преподавателю
- Обществознание
- Методы активизации учебной деятельности
Методы активизации учебной деятельности
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сёлин Ф.Г. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методы активизации учебной деятельности.
О.Г.Калмыков, преподаватель
ГАОУ НПО ПУ №46
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и ее поддержание в течение всего периода занятия. Это далеко не простая задача, решение которой находится путем выбора оптимальных методов обучения.
Для активизации деятельности обучающихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений, содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности и, соответственно, стимулируют интерес к учебе.
Среди многих форм активизации обучающихся остановимся на нескольких апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях. Это - использование проблемных и поисковых ситуаций; коллективные формы решения творческих проблем; дидактические игры.
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если преподаватель искренне желает перевести обучающихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения.
Подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от преподавателя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, если победит необоснованное убеждение, что на занятиях широкое применение проблемного обучения невозможно. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое, использование элементов проблемного обучения.
Обратим, однако, внимание, что «проблемным» обучение называют не потому, что весь учебный материал обучающиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем: здесь есть свое место и для объяснений, и для коллективного решения задач, и для выполнения обучающимися заданных упражнений.
Конечно, уровни проблемности для разных степеней подготовленности обучающихся свои. И во многом достижение того или иного уровня зависит от совместной работы преподавателя и учеников, имеющей систематический характер. Иными словами, работа в заданном направлении должна представлять целенаправленную программу.
Примечательно, что, однажды приняв и сделав своей обычной манерой обучения проблемность, сам преподаватель почувствует, что работать «по старинке» неинтересно - занятия скучные, без остроты поиска.
И еше одно обстоятельство, определяющее важность, актуальность проблемного обучения: решения, усвоенные при ремесленном способе подготовки специалиста, плохо переносятся в новые условия - они не вариативны.
Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрять на занятиях, известны давно и довольно эффективны. Их применение достаточно оправданно тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе, и умение совместно прорабатывать задачи, требующие решений, неоценимо для его будущего.
Немаловажным представляется тот факт, что основным методом поиска является дискуссия по совместно решаемой проблеме. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях, уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко осуществимые варианты коллективных поисков решений на занятиях - мозговой штурм (ныне в ходу и английское название - брейнсторминг) во всех его вариантах (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.). Если преподаватель освоится с очень несложными правилами организации и проведения таких занятий, они могут стать весьма привлекательными и полезными.
Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести обучающихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх. Эти, достаточно интересные для обучения, методы вошли в практику примерно с середины 1960-х гг. и завоевывают все большую популярность. Полное свое название- дидактические симуляционные игры - они получили потому, что непосредственно связаны с действительностью, а под симуляцией вообще понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдение и оперирование им.
Не удивительно поэтому, что многие практики считают деловую игру одним из наиболее эффективных методов для обучения будущей практической деятельности.
Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования системы отношений, характерных для этой деятельности как целого. Обучаемые это ясно понимают и с удовольствием, активно в таких занятиях участвуют. Здесь приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными переживаниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побуждения обучающихся к выдвижению смелых идей, кроме развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы несомненно активизирует не только интеллектуальное, но и эмоциональное воспитание.
Завершить хочется высказыванием нашего выдающегося ученого.
К.А.Тимирязев говорил ученикам: «Умение выбрать надлежащий прием для своего случая всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то и составляет область того, что должно разуметь под практикой».
Обратите внимание: правильный выбор удачного сочетания методов считается искусством, которым нужно и можно овладеть для достижения успехов в своем деле.