Конспект урока по обществознанию Основы конституционного строя в РФ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основы конституционного строя России.

Цель урока:

Обучающая: восприятие обучающимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.

Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группах.

Воспитывающая: воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

Задачи урока: обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России, осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм, развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Вид урока: урок-путешествие по страницам Конституции РФ.

Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, тематические карточки с заданиями для групп, листы ватмана, фломастеры, скотч, разноцветные самоклеящиеся листы, оформленная доска.

План изучения нового материала:

  1. Понятие конституционного строя.

  2. Основные принципы конституции.

  3. Принципы гуманизма, демократизма, федерализма. Социальное и светское государство.

Основные понятия урока: Конституционный строй, принципы конституции.

Ход урока:

I Организационный этап

- Сегодня урок по изучению Конституции России. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи). Вы получите оценку за устные ответы и за работу в группе.

Урок построен с применением технологии проблемного обучения.

II Мотивационный этап.

  1. Фронтальный опрос

-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)

-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)

  1. Обсуждение проблемной ситуации.

Чтение ситуации, изложенной в задании №3 §34 учебника.

- Что вы знаете о событиях, происходивших в 90-х годах в Чечне. Какова причина этих событий? Выскажите свое мнение.( Определенные группы населения хотели добиться выхода республики из состава РФ. В Чечне происходили военные действия, погибло много людей: мирных жителей, солдат. Я думаю, что нельзя было этого допустить, ведь не все чеченцы - бандиты). События на Украине, в Крыму.

- Каким же образом решить этот вопрос? (Я думаю, что жители должны сами решить как им жить - отдельно от России или вместе, но решать это нужно мирным путем.)

- Как узнать законный путь решения вопроса? (Законный путь указан в Конституции России, как основном законе страны.)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.)

III Информационный этап

-Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя. Слово «строй» означает определенное устройство общества.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске). Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент - основные принципы. Давайте с ними познакомимся.

Задание (разноуровневое).

Прочитайте в параграфе учебника стр.217 принципы конституции,. Используется прием технологии СОУ «жужжащее чтение». Выделите основные принципы. Оцените значение этих принципов (те, кто смогут сформулировать).

Учитель записывает их на доске, дети записывают в тетрадях (гуманизм, демократизм, федерализм, социальное и светское государство).

Ответы: -Эти принципы - основа нашего государства. -Они регулируют все стороны нашей жизни

3. Работа в группах.

Подготовка к работе в группах. Группы формируются учителем с учетом знаний о личностных особенностях и их уровня развития учебных навыков. В каждой группе заранее определены ролевые позиции: докладчик, секретарь, теоретик, практик.

-Сейчас вы совершите путешествие по страницам КРФ. При работе с документами нужно учитывать, что каждое слово является значимым, если что-то непонятно - нужно обратиться к словарю. Навык работы с документами будет вам необходим при подготовке проектов. У вас есть путеводитель - карточка-задание (выдается ответственному в группе), время путешествия - 10 минут, на презентацию - 3 минуты. В ходе работы вы можете выполнять ту часть задания, которая вам наиболее интересна: искать информацию в словаре или учебнике, анализировать ее, чертить схему, готовить выступление. Это даст вам возможность развить свои личные качества: мышление, речь, коммуникативные навыки. Секретарь в вашей группе организует работу группы, планирует ход работы, контролирует время. Напоминаю, что в ходе работы каждый участник имеет право высказать свое мнение и быть выслушанным.

Работа в группах. В случае необходимости учитель оказывает направляющую помощь. Используется частично-поисковый метод.

Карточка-задание №1. Используя информацию §34, ст.2, 6 КРФ, учебного словаря объясните принцип гуманизма. Составьте схему «Права и свободы человека и гражданина»

Карточка-задание №2. Используя информацию §34, ст.1, 3,10,11,13 КРФ, учебного словаря объясните принцип демократизма. Составьте схему «Государственная власть в России»

Карточка- задание №3. Используя информацию §34, ст. 4, 5 КРФ, учебного словаря объясните принцип федерализма. Составьте схему «Типы субъектов РФ»

Карточка- задание №4. Используя информацию §34, ст. 7,14 КРФ, учебного словаря объясните понятия «социальное государство», «светское государство». Составьте схемы «Признаки социального государства», «Признаки светского государства».

Выступления групп.

- Мы возвращаемся из путешествия и делимся своими открытиями. В ходе выступлений представители групп вывешивают на доску схемы, докладчики рассказывают, объясняют составленную схему.

Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.

IY Аналитический этап.

- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).

Вернемся к проблемной ситуации, которую рассматривали в начале урока. Как бы вы теперь решили существующую проблему? Найдите в тексте главы I КРФ статьи, указывающие законные пути решения вопроса.(-По ст. 5 п.3 федеративное устройство России основано на самоопределении народов РФ, а по ст.3 п.3 выражением власти народа является референдум. Значит, жители могли провести референдум и решить судьбу республики. На основании статей КРФ в Чечне был проведен референдум, и большинством голосов республика осталась в составе федерации.

Задание 1 на закрепление полученных знаний.

Устно заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.

Российская Федерация - Россия - есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.

Y Рефлексивный этап.

Задание 2 на «свертку» полученных знаний.

Подведем итоги урока.

- Достигли ли вы цели, поставленной на уроке? (Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство). - Как полученные знания пригодятся вам в жизни? (Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы. Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах. Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство - социальное.

Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.

YI Домашнее задание.

Ответить на вопросы для самопроверки к §34. Кому будет трудно - еще раз просмотрите текст параграфа. На выбор. Вы можете подготовить проекты и принять участие в научно-практической конференции.

Примерные темы проектов (вывешиваются в классный уголок):

  1. Как были приняты конституции РФ и США.

  2. Конституции РФ и стран Запада (сравнительный анализ).

  3. Какие права мне гарантирует КРФ.

3

© 2010-2022