Рабочая программа по обществознанию коррекционная

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

627048 Тюменская обл., Ялуторовский р-он, с. Ивановка, ул. Новая 2а, ?92-1-31

РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании На педагогическом совете Приказом от «___»

_______________________ Протокол №_____ _________20__года

Протокол №_______

от «__»___________20__года от «__»________20__года №_________

Рабочая программа

по обществознанию для 9 класса

коррекционной программы VIII-го вида

Составитель: учитель истории

и обществознания Шулятьева А.А

2013-2014

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса и разработана на основе:

 Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

 Программы основного общего образования по курсу обществознания. Боголюбов, Л.Н., Городецкая, Н.И., Иванова, Л.Ф. Обществознание. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. 45 с.

Программа соответствует базовому уровню стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, обобщающие уроки, написание эссе по заданным темам.

Цели изучения обществознания:

• создание условий для социализации личности;

• содействие воспитанию гражданственности, ориентации обучающихся на гуманистические и демократические ценности;

• формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

• развитие умений ориентироваться в потоке информации и типичных жизненных ситуациях.

Коррекционные задачи:

- развитие личностного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно

определять цели деятельности и находить методы реализации;

- развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору;

- достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному

потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего

развития личности;

- научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа; выявление предпосылок (т.е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации; различные способы ( в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

Рабочая программа предусматривает на изучение обществознания в 9 классах 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Учебно-тематический план

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства.

31 ч

Тема 1. Гражданин. Государство. Право.

13

Тема 2. Права человека и гражданина.

18

Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности.

4 ч

Тема 3. Личность и мораль.

итого

35 часов

Содержание курса

Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства (31 час).

Тема 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов).

Право, его роль в жизни общества и государства[1]. Норма права. Нормативный правовой акт. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданское общество и правовое государство. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Тема 2. Права человека и гражданина (18 часов).

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека[2]. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Частная и публичная жизнь гражданина. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Семейные правоотношенияПрава и обязанности родителей и детей. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Жилищные правоотношения. Социальные ценности и нормы. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности (3 часа).

Тема 3. Личность и мораль.

Мировоззрение. Мораль. Добро и зло. Нравственные основы любви, брака, семьи.Нравственная культура.

Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей[3]:

 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 уметь

 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

 первичного анализа и использования социальной информации;

 сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 9 классе

№ урока п/п

тема раздела

Кол-во часов по разделу

Тема урока

Дата

Планируемые результаты по разделу

Оценка

Коррекция

предметные

метапредметные

1.

Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства (31 час).

1

Тема 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов).

Право, его роль в жизни общества и государства.

(Роль права в жизни человека, общества, государства[4]).

Знать:

определение понятий: право, закон.

суть основных теорий происхождения права (теологическая, договорная, естественная).

Понятие права. Функции и сущность права (право). определение понятий: норма права, нормативно-правовой акт. Уметь

характеризовать закон как разновидность НПА;

приводить примеры законов и подзаконных актов. Понятие норм права. Виды. Иерархия НПА. Законы и подзаконные акты.

Уметь:

называть основные признаки права;

раскрывать основные функции права;

характеризовать теории происхождения права;

объяснять в чём состоит отличие права от других социальных норм;

 показывать взаимосвязь права и морали.

2.

1

Норма права. Нормативный правовой акт.

.

3.

1

Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Знать:

 определение понятий: права, обязанности, называть основных субъектов права разъяснять правовой смысл понятия «свобода»;Понятия:

Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические лица, юридические лица. Права, обязанности граждан

приводить примеры прав, обязанностей человека и гражданина.

4.

1

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

(Правовая ответствен

ность)

определение понятий: юридическая ответственность, презумпция невиновности, необходимая оборона,

объяснять в каких случаях наступает юридическая ответственность, характеризовать основные виды ответственности. Понятия: Ответственность. Административный проступок. Гражданское правонарушение

Уметь применять знания при решении ситуационных задач.

5.

2

Гражданское общество и правовое государство.

(Гражданское общество и государство.

Правовое государство: право выше власти.)

определение понятий: гражданское общество, правовое государство, гражданство, разъяснять особенности правового государства, называть основания приобретения гражданства.

Какими чертами характеризуется правовое государство

 называть условия формирования правового государства;

6.

1

Конституция РФ.

определение понятия: Основной закон.

объяснять почему. Конституция обладает высшей юридической силой;

называть особенности Конституции России;

разъяснять основные задачи, стоящие перед Конституцией.

7.

1

Основы конституционного строя РФ.

 объяснять почему человек является высшей ценностью;

определение понятий: конституционный строй, предметы ведения.

Уметь:

 называть основные формы правления и национально-государственного устройства в нашей стране;

 разъяснять чем характеризуется свобода экономической деятельности;

 объяснять почему политический режим в РФ определяется как демократический;

называть главные направления деятельности социального государства.

8.

1

Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации.

Местное самоуправление.

определение понятий: закон, власть, правоохранительные органы.

9.

1

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум.

объяснять структуру судебной системы РФ называть причины низкой избирательной активности населения

10.

1

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Уметь:

анализировать основные тенденции развития политических партий;

характеризовать структуру партии;

выделять основные признаки политической партии;

называть роль политических партий в жизни современного общества;

анализировать современные источники информации.

11.

Повторительно-обобщающий урок по 1 теме.

1

Уметь:давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;

анализировать документы.

12.

Тема 2. Права человека и гражданина (18 часов).

1

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.(Гражданин - человек свободный и ответственный.)

Уметь:

 называть условия, необходимые для того, чтобы человек мог воспользоваться принадлежащими ему правами и свободами;

Предмет дает возможность понять какие задачи стоят перед органами государственной власти по обеспечению прав и свобод граждан

13.

1

Всеобщая декларация прав человека.

Уметь:

называть общечеловеческие правовые документы;

объяснять почему Всеобщую декларацию прав человека называют идеалом права;

характеризовать основные группы прав человека, разъяснять, что лежит в основе их классификации.

Знать определение понятий: права человека, декларация.

14.

1

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

(Международно-гуманитарное право.)

Знать определение понятий: международное гуманитарное право, война, гражданские объекты, конвенция

Знание способов разрешения международных конфликтов;

15.

1

Частная и публичная жизнь гражданина.

Умение называть существенные признаки понятия «частное право»;

объяснять каким образом право регулирует частную и публичную жизнь граждан;

объяснять какие права лежат в основе частного права.

16.

1

Право на труд и трудовые правоотношенияТрудоустройс

тво несовершеннолетних.

(Труд и трудовое право).

определение понятий: трудовой договор, работник, работодатель характеризовать условия заключения и расторжения ТД;

объяснять особенности трудовых отношений с несовершеннолетним

17.

2

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.(Собственность, предпринима

тельство и гражданское право.)

определения понятий: собственность, сделка, договор, потребитель, исполнитель, изготовитель, давать характеристику основным видам собственности

Умение решать конкретные правовые ситуации, связанные с защитой прав потребителя,

объяснять сущность прав потребителя и механизмы защиты его прав;

18.

1

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Знать определение понятий: АП, субъекты АП; административная ответственность

Умение раскрывать суть и виды административных наказаний. Это дает возможность правильно ориентироваться в жизни.

19.

2

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны

Уметь:

 характеризовать систему источников УП;

 разъяснять действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

 характеризовать виды и цели наказания;

 называть обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, основания для освобождения виновного от наказания;

20.

1

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

(Духовная жизнь. Долг и совесть.)

 определение понятий: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.

 Уметь характеризовать религию как одну из форм культуры; раскрывать основные идеи мировых религий.

Развитие гуманизма и доброго отношения познав религии.

21.

2

Семейные правоотношенияПрава и обязанности родителей и детей.

(Семейное право.)

определение понятий: общение, конфликт

Уметь:

 называть что включает в себя понятие «общение» в узком и широком смысле;

 объяснять почему общение необходимо человеку;

 называть основные элементы культуры общения;

 характеризовать различные виды поведения в межличностном конфликте;

22.

1

Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

 определение понятий: ЗОЖ, алкоголизм, наркомания, отклоняющееся поведение, социальный контроль, девиантное поведение.

Уметь:

 раскрывать понятие «ЗОЖ»;

 характеризовать отклоняющееся поведение;

 объяснять в чём состоит социальная опасность алкоголизма и наркомании;

называть социальные санкции, применяемые к нарушителям.

Тема об опасности алкоголизма и наркомании даст возможность учащимся самостоятельно оценить все минусы.

23.

1

Жилищные правоотношения(Домашнее строительство.)

Знать:

 определение понятий: семейный бюджет, жилище, жилищные правоотношения.

Уметь:

 объяснять что значит личное и семейное потребление;

 раскрывать понятие «жилищные правоотношения»;

называть нормативно-правовые документы, регулирующие жилищные правоотношения

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

24.

1

Социальные ценности и нормы. (Социальные права человека).

Знать:

 определение понятий: культурные нормы, ценности, привычка, обряд, манеры, ритуал.

Уметь:

 характеризовать особенности культурных норм;

 сравнивать традиции и обычаи;

объяснять роль церемоний, ритуалов в нашей жизни

25.

1

Особенности правового статуса несовершеннолетних.Политические права и свободы.

Знать:

 определение понятий: н/л, политические права.

Уметь:

 раскрыть правовой статус н/л;

 объяснить в чём заключаются особенности правовой ответственности н/л;

характеризовать политические права гражданина.

26.

1

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

(Право на образование.)

Знать:

 определение понятий: образование, полное (среднее образование), профильное образование.

раскрывать функции образования;

показать личностную и социальную значимость образования. Умение анализировать документы.

27.

Повторительно-обобщающий урок по 2 теме.

Знать:

определение основных понятий.

Умение давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;

28.

Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности (4 часа).

Тема 3. Личность и мораль.

Мировоззрение.

(Личность и личный выбор.)

Знать:

 определение понятий: мировоззрение, ценности, идеалы, духовность.

 Уметь: что представляют собой мировоззрение людей и какую роль оно играет в жизни общества;

характеризовать основные виды мировоззрения.

Духовный мир. Ценности, идеалы, совесть, мировоззрение развивается.

29.

Мораль. Добро и зло.

(Что такое мораль. Роль морали в жизни человека и общества.)

Знать: определение понятий: мораль, добро, зло.

Уметь объяснять значение моральных норм в жизни людей. Соотносить понятия «добро» и «зло».

Изучение морального поведения в обществе. Осудить аморальное поведение.

30.

1

Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура

Знать:

 определение понятий: любовь, брак, нравственность.

Уметь:

 характеризовать нравственные основы любви;

 объяснять значение внутренних и внешних критериев нравственного поведения;

высказывать собственное отношение к сущности нравственного поведения.

Знание нравственных снов любви закладывает добрые чувства.

31.

Контрольно-обобщающий урок по 1 разделу.

Знать:

 определение основных понятий.

Уметь:

давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник:

Обществознание. 8-9 классы: О-28 учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение. 2009. - 400 с.

Рабочая тетрадь:

Е. И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матавеев. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 9 класс. - М.: Просвещение. 2009. - 64 с.

Дополнительная литература:

1. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание. 9класс. - М.: Русское слово. 2006.

2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание».8-9 класс /Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000.

3. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс/ Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Школа-Пресс, 1998.

4. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2009.

5. Введение в обществознание. Учебн. пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1997.

6. Кравченко, А.И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово. 2002.

7. Поздеев, А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. - М.: ВАКО. 2009.

8. Политология. Учебн. пособие / под ред. Ю.М. Рябова. Киров, 2000.

9. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Изд. ВСГТУ,2005.

Информационно-техническое обеспечение:

Источники:

1.Конституция РФ

2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

3.ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

4.ФЗ от 11.07.2001 № 95 - ФЗ «О политических партиях».

5.ФКЗ от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6.ТК РФ от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.

7.ФЗ от 07.02.1992 № 2300 - 1 «О защите прав потребителей».

8.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 - ФЗ.



© 2010-2022