- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию коррекционная
Рабочая программа по обществознанию коррекционная
Раздел | Обществознание |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кириллина Р.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
627048 Тюменская обл., Ялуторовский р-он, с. Ивановка, ул. Новая 2а, ?92-1-31
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании На педагогическом совете Приказом от «___»
_______________________ Протокол №_____ _________20__года
Протокол №_______
от «__»___________20__года от «__»________20__года №_________
Рабочая программа
по обществознанию для 9 класса
коррекционной программы VIII-го вида
Составитель: учитель истории
и обществознания Шулятьева А.А
2013-2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса и разработана на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
Программы основного общего образования по курсу обществознания. Боголюбов, Л.Н., Городецкая, Н.И., Иванова, Л.Ф. Обществознание. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. 45 с.
Программа соответствует базовому уровню стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, обобщающие уроки, написание эссе по заданным темам.
Цели изучения обществознания:
• создание условий для социализации личности;
• содействие воспитанию гражданственности, ориентации обучающихся на гуманистические и демократические ценности;
• формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
• развитие умений ориентироваться в потоке информации и типичных жизненных ситуациях.
Коррекционные задачи:
- развитие личностного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно
определять цели деятельности и находить методы реализации;
- развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору;
- достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному
потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего
развития личности;
- научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа; выявление предпосылок (т.е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации; различные способы ( в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
Рабочая программа предусматривает на изучение обществознания в 9 классах 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Название раздела, темы ( № п/п )
Всего часов
Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства.
31 ч
Тема 1. Гражданин. Государство. Право.
13
Тема 2. Права человека и гражданина.
18
Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности.
4 ч
Тема 3. Личность и мораль.
итого
35 часов
Содержание курса
Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства (31 час).
Тема 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов).
Право, его роль в жизни общества и государства[1]. Норма права. Нормативный правовой акт. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданское общество и правовое государство. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Тема 2. Права человека и гражданина (18 часов).
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека[2]. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Частная и публичная жизнь гражданина. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Семейные правоотношенияПрава и обязанности родителей и детей. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Жилищные правоотношения. Социальные ценности и нормы. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности (3 часа).
Тема 3. Личность и мораль.
Мировоззрение. Мораль. Добро и зло. Нравственные основы любви, брака, семьи.Нравственная культура.
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей[3]:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 9 классе
№ урока п/п
тема раздела
Кол-во часов по разделу
Тема урока
Дата
Планируемые результаты по разделу
Оценка
Коррекция
предметные
метапредметные
1.
Раздел 1. Право, его роль в жизни общества и государства (31 час).
1
Тема 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов).
Право, его роль в жизни общества и государства.
(Роль права в жизни человека, общества, государства[4]).
Знать:
определение понятий: право, закон.
суть основных теорий происхождения права (теологическая, договорная, естественная).
Понятие права. Функции и сущность права (право). определение понятий: норма права, нормативно-правовой акт. Уметь
характеризовать закон как разновидность НПА;
приводить примеры законов и подзаконных актов. Понятие норм права. Виды. Иерархия НПА. Законы и подзаконные акты.
Уметь:
называть основные признаки права;
раскрывать основные функции права;
характеризовать теории происхождения права;
объяснять в чём состоит отличие права от других социальных норм;
показывать взаимосвязь права и морали.
2.
1
Норма права. Нормативный правовой акт.
.
3.
1
Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Знать:
определение понятий: права, обязанности, называть основных субъектов права разъяснять правовой смысл понятия «свобода»;Понятия:
Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические лица, юридические лица. Права, обязанности граждан
приводить примеры прав, обязанностей человека и гражданина.
4.
1
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
(Правовая ответствен
ность)
определение понятий: юридическая ответственность, презумпция невиновности, необходимая оборона,
объяснять в каких случаях наступает юридическая ответственность, характеризовать основные виды ответственности. Понятия: Ответственность. Административный проступок. Гражданское правонарушение
Уметь применять знания при решении ситуационных задач.
5.
2
Гражданское общество и правовое государство.
(Гражданское общество и государство.
Правовое государство: право выше власти.)
определение понятий: гражданское общество, правовое государство, гражданство, разъяснять особенности правового государства, называть основания приобретения гражданства.
Какими чертами характеризуется правовое государство
называть условия формирования правового государства;
6.
1
Конституция РФ.
определение понятия: Основной закон.
объяснять почему. Конституция обладает высшей юридической силой;
называть особенности Конституции России;
разъяснять основные задачи, стоящие перед Конституцией.
7.
1
Основы конституционного строя РФ.
объяснять почему человек является высшей ценностью;
определение понятий: конституционный строй, предметы ведения.
Уметь:
называть основные формы правления и национально-государственного устройства в нашей стране;
разъяснять чем характеризуется свобода экономической деятельности;
объяснять почему политический режим в РФ определяется как демократический;
называть главные направления деятельности социального государства.
8.
1
Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации.
Местное самоуправление.
определение понятий: закон, власть, правоохранительные органы.
9.
1
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум.
объяснять структуру судебной системы РФ называть причины низкой избирательной активности населения
10.
1
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Уметь:
анализировать основные тенденции развития политических партий;
характеризовать структуру партии;
выделять основные признаки политической партии;
называть роль политических партий в жизни современного общества;
анализировать современные источники информации.
11.
Повторительно-обобщающий урок по 1 теме.
1
Уметь:давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;
анализировать документы.
12.
Тема 2. Права человека и гражданина (18 часов).
1
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.(Гражданин - человек свободный и ответственный.)
Уметь:
называть условия, необходимые для того, чтобы человек мог воспользоваться принадлежащими ему правами и свободами;
Предмет дает возможность понять какие задачи стоят перед органами государственной власти по обеспечению прав и свобод граждан
13.
1
Всеобщая декларация прав человека.
Уметь:
называть общечеловеческие правовые документы;
объяснять почему Всеобщую декларацию прав человека называют идеалом права;
характеризовать основные группы прав человека, разъяснять, что лежит в основе их классификации.
Знать определение понятий: права человека, декларация.
14.
1
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
(Международно-гуманитарное право.)
Знать определение понятий: международное гуманитарное право, война, гражданские объекты, конвенция
Знание способов разрешения международных конфликтов;
15.
1
Частная и публичная жизнь гражданина.
Умение называть существенные признаки понятия «частное право»;
объяснять каким образом право регулирует частную и публичную жизнь граждан;
объяснять какие права лежат в основе частного права.
16.
1
Право на труд и трудовые правоотношенияТрудоустройс
тво несовершеннолетних.
(Труд и трудовое право).
определение понятий: трудовой договор, работник, работодатель характеризовать условия заключения и расторжения ТД;
объяснять особенности трудовых отношений с несовершеннолетним
17.
2
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.(Собственность, предпринима
тельство и гражданское право.)
определения понятий: собственность, сделка, договор, потребитель, исполнитель, изготовитель, давать характеристику основным видам собственности
Умение решать конкретные правовые ситуации, связанные с защитой прав потребителя,
объяснять сущность прав потребителя и механизмы защиты его прав;
18.
1
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Знать определение понятий: АП, субъекты АП; административная ответственность
Умение раскрывать суть и виды административных наказаний. Это дает возможность правильно ориентироваться в жизни.
19.
2
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны
Уметь:
характеризовать систему источников УП;
разъяснять действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
характеризовать виды и цели наказания;
называть обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, основания для освобождения виновного от наказания;
20.
1
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
(Духовная жизнь. Долг и совесть.)
определение понятий: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.
Уметь характеризовать религию как одну из форм культуры; раскрывать основные идеи мировых религий.
Развитие гуманизма и доброго отношения познав религии.
21.
2
Семейные правоотношенияПрава и обязанности родителей и детей.
(Семейное право.)
определение понятий: общение, конфликт
Уметь:
называть что включает в себя понятие «общение» в узком и широком смысле;
объяснять почему общение необходимо человеку;
называть основные элементы культуры общения;
характеризовать различные виды поведения в межличностном конфликте;
22.
1
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
определение понятий: ЗОЖ, алкоголизм, наркомания, отклоняющееся поведение, социальный контроль, девиантное поведение.
Уметь:
раскрывать понятие «ЗОЖ»;
характеризовать отклоняющееся поведение;
объяснять в чём состоит социальная опасность алкоголизма и наркомании;
называть социальные санкции, применяемые к нарушителям.
Тема об опасности алкоголизма и наркомании даст возможность учащимся самостоятельно оценить все минусы.
23.
1
Жилищные правоотношения(Домашнее строительство.)
Знать:
определение понятий: семейный бюджет, жилище, жилищные правоотношения.
Уметь:
объяснять что значит личное и семейное потребление;
раскрывать понятие «жилищные правоотношения»;
называть нормативно-правовые документы, регулирующие жилищные правоотношения
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
24.
1
Социальные ценности и нормы. (Социальные права человека).
Знать:
определение понятий: культурные нормы, ценности, привычка, обряд, манеры, ритуал.
Уметь:
характеризовать особенности культурных норм;
сравнивать традиции и обычаи;
объяснять роль церемоний, ритуалов в нашей жизни
25.
1
Особенности правового статуса несовершеннолетних.Политические права и свободы.
Знать:
определение понятий: н/л, политические права.
Уметь:
раскрыть правовой статус н/л;
объяснить в чём заключаются особенности правовой ответственности н/л;
характеризовать политические права гражданина.
26.
1
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
(Право на образование.)
Знать:
определение понятий: образование, полное (среднее образование), профильное образование.
раскрывать функции образования;
показать личностную и социальную значимость образования. Умение анализировать документы.
27.
Повторительно-обобщающий урок по 2 теме.
Знать:
определение основных понятий.
Умение давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;
28.
Раздел 2. Сфера духовной культуры и ее особенности (4 часа).
Тема 3. Личность и мораль.
Мировоззрение.
(Личность и личный выбор.)
Знать:
определение понятий: мировоззрение, ценности, идеалы, духовность.
Уметь: что представляют собой мировоззрение людей и какую роль оно играет в жизни общества;
характеризовать основные виды мировоззрения.
Духовный мир. Ценности, идеалы, совесть, мировоззрение развивается.
29.
Мораль. Добро и зло.
(Что такое мораль. Роль морали в жизни человека и общества.)
Знать: определение понятий: мораль, добро, зло.
Уметь объяснять значение моральных норм в жизни людей. Соотносить понятия «добро» и «зло».
Изучение морального поведения в обществе. Осудить аморальное поведение.
30.
1
Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура
Знать:
определение понятий: любовь, брак, нравственность.
Уметь:
характеризовать нравственные основы любви;
объяснять значение внутренних и внешних критериев нравственного поведения;
высказывать собственное отношение к сущности нравственного поведения.
Знание нравственных снов любви закладывает добрые чувства.
31.
Контрольно-обобщающий урок по 1 разделу.
Знать:
определение основных понятий.
Уметь:
давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник:
Обществознание. 8-9 классы: О-28 учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение. 2009. - 400 с.
Рабочая тетрадь:
Е. И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матавеев. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 9 класс. - М.: Просвещение. 2009. - 64 с.
Дополнительная литература:
1. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание. 9класс. - М.: Русское слово. 2006.
2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание».8-9 класс /Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000.
3. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс/ Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Школа-Пресс, 1998.
4. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Введение в обществознание. Учебн. пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1997.
6. Кравченко, А.И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово. 2002.
7. Поздеев, А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. - М.: ВАКО. 2009.
8. Политология. Учебн. пособие / под ред. Ю.М. Рябова. Киров, 2000.
9. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Изд. ВСГТУ,2005.
Информационно-техническое обеспечение:
Источники:
1.Конституция РФ
2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
3.ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
4.ФЗ от 11.07.2001 № 95 - ФЗ «О политических партиях».
5.ФКЗ от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
6.ТК РФ от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.
7.ФЗ от 07.02.1992 № 2300 - 1 «О защите прав потребителей».
8.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 - ФЗ.