Материал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культуры

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культурыМатериал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культуры2. Сфера духовной культуры.

Структура духовной сферы жизни общества.

  1. Духовная культура в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей(знания, образование, наука, язык, мораль, право, религия, философия).

  2. Создание, сохранение, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий(учителя, библиотекари, музейные работники, ученые)

  3. Достижения духовной культуры создаются, распространятся, потребляются людьми при посредстве специализированных учреждений (архивы, библиотеки, музеи, научные институты, театры, клубы, филармонии и т.д.)

Духовная культура-это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовная культура-это система социальных установок идеалов, ценностей призванных ориентировать человека в окружающем мире.

Духовный мир человека- внутренний мир (мысли, чувства и т.д.)

Виды духовной жизни:

  1. Духовно-теоретическая деятельность (духовное производство)

  2. Духовно-практическая деятельность (театры, школы и т.д.)

Пути приращения культурных богатств

1.Приемственность-сохранение и передача от поколения к поколению духовных ценностей.

2. Новаторство - пополнение новыми ценностями.

Виды духовной культуры:

  1. Массовая -для всего общества (эстрадная музыка, реклама, плакаты, баннеры и т.д.)

  2. Элитарная -эта культура рассчитана на узкий круг людей, она создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами, сложная по содержанию, трудно восприимчивая. (классическая музыка)

  3. Народная -создается как правило анонимными творцами не имеющие профессиональной подготовки.

  4. Экранная -синтез телевидения, видео, компьютера.

  5. Субкультура - часть общей культуры система ценностей присуще определенной группе или часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства... (группы не стремятся переделать господствующую культуру, а по своему приспосабливаются к ней)

  6. Контркультура - оппозиция, альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. (хиппи, готы, панки, скинхеды и т.д.)

Искусство

Искусство-это отражение реальной действительности в художественных образах.

Искусство-это практическая деятельность человека направленнаяна освоение и создание этических ценностей.

Культурология-наука занимающаяся изучением культуры и влиянием её на жизнь общества.

Эстетика - философская наука формирующая у человека чувство прекрасного и изучающая все стороны освоения человеком мира по законам красоты.

Виды искусства: архитектура скульптура, литература, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство.



Наука в жизни современного общества

Наука-сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

Цели науки - описание, объяснение, предсказание явлений и процессов(получение нового знания), т.е. выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Наука-это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах.

Функции науки:

1.Культурно-мирвоззренческая

2.Производительная сила общества и катализатор совершенствования производства

3.Социальная сила общества, т.к. она включается в процессы социального развития и управляет ими.

Научное познание отличается тем, что оно стремится изучать мир таким, каков он есть, независимо от человека. Оно направлено на получение не только знаний, необходимых сегодня, но и которые могут пригодиться в будущем.

Основные черты научного познания:

-объективность-стремление к изучению объекта таким какой он есть на самом деле;

-рациональная обоснованность и доказательность;

-специфические способы обоснования истинности;

-занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта.





Уровни и методы научного познания

Эмпирический Теоретический

методы

наблюдение эксперимент теория гипотеза моделирование

Виды научных методов:

-анализ

-индукция (выведение)метод рассуждения от частного к общему.

-дедукция (выведение)метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

-синтез (соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Этические нормы науки

  1. Не ври

  2. Не укради

  3. Социальная ответственность ученого за результаты своего труда

Достижения науки способствуют развитию техники. Процесс качественного изменения происходит под воздействием научно-технической революции (НТР)

К положительным последствиям НТР относятся: создание новых технологий и лекарственных препаратов (увеличение продолжительности жизни), появление нового оборудования (позволило обезопасить производительный процесс), стремительно развиваются средства связи и транспорта и т.д.

К отрицательным последствиям НТР относятся: увеличение жертв техногенных аварий, экономические проблемы между развитыми и развивающимися странами, экологические проблемы.

Истина-это соответствие наших знаний предмету познания.

Самопознание-это познание человека самого себя, формирование образа собственного «Я».

Мышление-это активный процесс отражения объективного мира в понятии, суждении и теории.

Этапы мышления

  1. Потребность

  2. Интерес

  3. Мыслительный процесс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

Типы мышления:образное, понятийное (теоретическое), знаковое(языковые знаки, искусственные знаки, символы).

Знания-это результат познания, который получен человеком входе активного отражения реального мира.

Религия

Религия-это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Религия-вера в сверхъестественные силы.

Религия -(верующий человек) - взаимоотношения между Богом и человеком.

Формы религии

  1. Тотемизм-поклонение животным и растениям, как своим мифическим предкам и защитникам

  2. Фетишизм - вера в магические свойства различных предметов

  3. Анимизм - (лат. душа)-вера в душу всеобщую одухотворенность природы.

  4. Политеизм - вера во множества богов

  5. Монотеизм - вера в единого бога

В мире существуют мировые религии

  1. Буддизм (самая ранняя по возникновению мировая религия)

  2. Христианство (вторая по времени возникновения мировая религия)

  3. Ислам (самая поздняя по времени возникновения мировая религия)

А так же национальные религии

1.Конфуцианство(Китай)

2. Иудаизм (Израиль)

МОРАЛЬ

Мораль-это совокупность правил поведения, социальная норма, воображения обществом о добре и зле.

Мораль и нравственность -это разные понятия

Мораль-нормы сознания

Нравственность-реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей.

Моральные требования и представления:

  1. Правило поведения

-Позитивные - уважай старших

-Негативные - не ври

  1. Моральные качества-отзывчивость, доброта, справедливость

  2. Нравственные принципы: индивидуализм-коллективизм, эгоизм-альтруизм

  3. Моральные ценности: свобода, справедливость, счастье

  4. Морально - психологические механизмы внутреннего контроля: долг, совесть, стыд, честь.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование-организационная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим.

Виды образования

  1. Дошкольное

  2. Школьное :

-начальное (1-4 классы)

-основное(5-9 классы)

-среднее (10-11 классы)

3. Среднее профессиональное (колледжи, техникумы, СПТУ, училища)

4. Высшее (университеты, институты, высшие школы милиции и т.д.)

Обязательное образования в РФ основное общее образование (9 классов).

Общие тенденции в развитии образования:

  1. Демократизация в системе образования: ликвидация неграмотности, общедоступность, различные типы учебных заведений.

  2. Рост продолжительности образования

  3. Непрерывность образования

  4. Гуманизация образования - внимание школы к потребностям обучающегося к его интересам и запросам. (особое внимание обращается на нравственное воспитание человека)

  5. Гуманиторизация - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе (экономическая теория, социология, политология и т.д.)

  6. Интернационализация-создание единой системы образования в разных странах.

Российские нововведения:

  1. Введение новых стандартов (стандарты второго поколения с 2009 года)

  2. Разработка новых ученых программ

  3. Введение ГИА-государственная итоговая аттестация (ЕГЭ - единый государственный экзамен) и (ОГЭ- основной государственный экзамен)

  4. Подготовка нового поколения учебников (история и др.)

  5. Улучшение финансового обеспечения образования

© 2010-2022