- Преподавателю
- Обществознание
- Материал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культуры
Материал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культуры
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вербицкая А.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2. Сфера духовной культуры.
Структура духовной сферы жизни общества.
-
Духовная культура в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей(знания, образование, наука, язык, мораль, право, религия, философия).
-
Создание, сохранение, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий(учителя, библиотекари, музейные работники, ученые)
-
Достижения духовной культуры создаются, распространятся, потребляются людьми при посредстве специализированных учреждений (архивы, библиотеки, музеи, научные институты, театры, клубы, филармонии и т.д.)
Духовная культура-это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовная культура-это система социальных установок идеалов, ценностей призванных ориентировать человека в окружающем мире.
Духовный мир человека- внутренний мир (мысли, чувства и т.д.)
Виды духовной жизни:
-
Духовно-теоретическая деятельность (духовное производство)
-
Духовно-практическая деятельность (театры, школы и т.д.)
Пути приращения культурных богатств
1.Приемственность-сохранение и передача от поколения к поколению духовных ценностей.
2. Новаторство - пополнение новыми ценностями.
Виды духовной культуры:
-
Массовая -для всего общества (эстрадная музыка, реклама, плакаты, баннеры и т.д.)
-
Элитарная -эта культура рассчитана на узкий круг людей, она создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами, сложная по содержанию, трудно восприимчивая. (классическая музыка)
-
Народная -создается как правило анонимными творцами не имеющие профессиональной подготовки.
-
Экранная -синтез телевидения, видео, компьютера.
-
Субкультура - часть общей культуры система ценностей присуще определенной группе или часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства... (группы не стремятся переделать господствующую культуру, а по своему приспосабливаются к ней)
-
Контркультура - оппозиция, альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. (хиппи, готы, панки, скинхеды и т.д.)
Искусство
Искусство-это отражение реальной действительности в художественных образах.
Искусство-это практическая деятельность человека направленнаяна освоение и создание этических ценностей.
Культурология-наука занимающаяся изучением культуры и влиянием её на жизнь общества.
Эстетика - философская наука формирующая у человека чувство прекрасного и изучающая все стороны освоения человеком мира по законам красоты.
Виды искусства: архитектура скульптура, литература, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство.
Наука в жизни современного общества
Наука-сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.
Цели науки - описание, объяснение, предсказание явлений и процессов(получение нового знания), т.е. выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Наука-это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах.
Функции науки:
1.Культурно-мирвоззренческая
2.Производительная сила общества и катализатор совершенствования производства
3.Социальная сила общества, т.к. она включается в процессы социального развития и управляет ими.
Научное познание отличается тем, что оно стремится изучать мир таким, каков он есть, независимо от человека. Оно направлено на получение не только знаний, необходимых сегодня, но и которые могут пригодиться в будущем.
Основные черты научного познания:
-объективность-стремление к изучению объекта таким какой он есть на самом деле;
-рациональная обоснованность и доказательность;
-специфические способы обоснования истинности;
-занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта.
Уровни и методы научного познания
Эмпирический Теоретический
методы
наблюдение эксперимент теория гипотеза моделирование
Виды научных методов:
-анализ
-индукция (выведение)метод рассуждения от частного к общему.
-дедукция (выведение)метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.
-синтез (соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Этические нормы науки
-
Не ври
-
Не укради
-
Социальная ответственность ученого за результаты своего труда
Достижения науки способствуют развитию техники. Процесс качественного изменения происходит под воздействием научно-технической революции (НТР)
К положительным последствиям НТР относятся: создание новых технологий и лекарственных препаратов (увеличение продолжительности жизни), появление нового оборудования (позволило обезопасить производительный процесс), стремительно развиваются средства связи и транспорта и т.д.
К отрицательным последствиям НТР относятся: увеличение жертв техногенных аварий, экономические проблемы между развитыми и развивающимися странами, экологические проблемы.
Истина-это соответствие наших знаний предмету познания.
Самопознание-это познание человека самого себя, формирование образа собственного «Я».
Мышление-это активный процесс отражения объективного мира в понятии, суждении и теории.
Этапы мышления
-
Потребность
-
Интерес
-
Мыслительный процесс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование
Типы мышления:образное, понятийное (теоретическое), знаковое(языковые знаки, искусственные знаки, символы).
Знания-это результат познания, который получен человеком входе активного отражения реального мира.
Религия
Религия-это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Религия-вера в сверхъестественные силы.
Религия -(верующий человек) - взаимоотношения между Богом и человеком.
Формы религии
-
Тотемизм-поклонение животным и растениям, как своим мифическим предкам и защитникам
-
Фетишизм - вера в магические свойства различных предметов
-
Анимизм - (лат. душа)-вера в душу всеобщую одухотворенность природы.
-
Политеизм - вера во множества богов
-
Монотеизм - вера в единого бога
В мире существуют мировые религии
-
Буддизм (самая ранняя по возникновению мировая религия)
-
Христианство (вторая по времени возникновения мировая религия)
-
Ислам (самая поздняя по времени возникновения мировая религия)
А так же национальные религии
1.Конфуцианство(Китай)
2. Иудаизм (Израиль)
МОРАЛЬ
Мораль-это совокупность правил поведения, социальная норма, воображения обществом о добре и зле.
Мораль и нравственность -это разные понятия
Мораль-нормы сознания
Нравственность-реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей.
Моральные требования и представления:
-
Правило поведения
-Позитивные - уважай старших
-Негативные - не ври
-
Моральные качества-отзывчивость, доброта, справедливость
-
Нравственные принципы: индивидуализм-коллективизм, эгоизм-альтруизм
-
Моральные ценности: свобода, справедливость, счастье
-
Морально - психологические механизмы внутреннего контроля: долг, совесть, стыд, честь.
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование-организационная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим.
Виды образования
-
Дошкольное
-
Школьное :
-начальное (1-4 классы)
-основное(5-9 классы)
-среднее (10-11 классы)
3. Среднее профессиональное (колледжи, техникумы, СПТУ, училища)
4. Высшее (университеты, институты, высшие школы милиции и т.д.)
Обязательное образования в РФ основное общее образование (9 классов).
Общие тенденции в развитии образования:
-
Демократизация в системе образования: ликвидация неграмотности, общедоступность, различные типы учебных заведений.
-
Рост продолжительности образования
-
Непрерывность образования
-
Гуманизация образования - внимание школы к потребностям обучающегося к его интересам и запросам. (особое внимание обращается на нравственное воспитание человека)
-
Гуманиторизация - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе (экономическая теория, социология, политология и т.д.)
-
Интернационализация-создание единой системы образования в разных странах.
Российские нововведения:
-
Введение новых стандартов (стандарты второго поколения с 2009 года)
-
Разработка новых ученых программ
-
Введение ГИА-государственная итоговая аттестация (ЕГЭ - единый государственный экзамен) и (ОГЭ- основной государственный экзамен)
-
Подготовка нового поколения учебников (история и др.)
-
Улучшение финансового обеспечения образования