Анализ основных понятий (урок социологии, 10 класс)

  Урок по теме «Анализ основных понятий» разработан для учащихся 10 социально-экономического класса. Курс «Введение в социологию» (68 часов) является профильным, в 10-м  классе представлен практическим модулем «Проведение социологического исследования», который, к сожалению, не обеспечен современным УМК. Однако это не мешает учащимся постепенно входить в область такой сложной и современной науки как социология. Достигается это, во-первых, за счет постепенного усложнения учебного материала (по пр...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Анализ основных понятий


Методические рекомендации к уроку

по курсу «Введение в социологию»

для учащихся 10 социально-экономического класса


Тема урока: Анализ основных понятий. (45 минут, 10 социально-экономический класс)

Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: фронтально-групповая. Вид урока: урок-практикум. Используемые методы: словесно-практические (беседа, упражнения), элементы технологий компьютерного и проблемного обучения (в форме частично-поисковой деятельности).

Цель урока: раскрыть процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании. Задачи урока:

  • познакомить учащихся с основными процедурами логического анализа понятия: интерпретацией и операционализацией (структурной и факторной);

  • показать необходимость логического анализа понятий для грамотного проведения социологического исследования;

  • способствовать развитию у обучающихся навыков логического мышления.

Оборудование урока: раздаточные листы с заданиями на урок (см. Приложение); материалы СМИ; образцы анкеты (разработанной учащимися, обязательно содержащей ошибки); интерактивная доска, компьютер (выход в Интернет), проектор; маркеры, листы бумаги.

Ход урока.

1 этап «организационный».

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке; сформулировать вместе с ними цель урока.

Содержание этапа.

1. Рассаживание учащихся по 4-м группам (возможны различные варианты: группы постоянного состава или заранее определенные по принципу «выбери себе пару»).

2. Приветствие учащихся.

3. Вводное слово учителя: на предыдущих занятиях познакомились с требованиями и подходами к разработке программы и плана соц.исследования. Но необходимо по возможности в более полном объеме знать саму технологию осуществления процедур, которые заданы программой. И в первую очередь - логического анализа основных понятий, фигурирующих в исследовании. Это тема нашего урока.

4. Определение цели урока: на интерактивной доске (или в раздаточных листах, если отсутствуют ТСО) демонстрируются 3 цитаты:

  • «Желать, чтобы наука охватывала природу, значило бы заставить целое войти в состав своей части» (А.Пуанкаре);

  • «Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания» (Сократ);

  • «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» (К.Маркс).

Задание группам: какая цитата и почему может быть эпиграфом урока? (время обсуждения - 2 минуты).

Верный вариант - вторая и третья цитаты, т.к. первая - более точно отражает тему урока (необходимость точности и логичности в определениях), а третья говорит о процессе получения знаний. Т.о. цель урока - раскрыть процесс логического анализа понятий.

Примечание: на доске верные ответы выделяются маркером.

2 этап «подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала».

Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Содержание этапа.

1. Вводное слово учителя: разнообразные источники дают различное определение самому «понятию». На раздаточных листах (на доске) можно с ними познакомиться. Что между ними общего? (вопрос классу).

2. Фронтальная беседа: общее между ними то, что они фиксируют общие признаки (дается определение слову «признак»). Знание признаков важно для исследования социальных явлений. Потренируемся их определять.

3. Задание группам (на раздаточных листах): заполнить таблицу и привести свои примеры (время работы - 5 минут, выступления - 1 минута). Возможные варианты ответов: «ношение кепки - культура человека», «привычка ездить «зайцем» - правонарушение», «рисунки, нецензурные надписи в лифте, на лестничной площадке - граффити».

3 этап «усвоение новых знаний».

Дидактическая задача: дать учащимся представление о процессе логического анализа понятия; добиться восприятия и осознания нового материала; создать условия для развития умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, требующей совместной творческой деятельности.

Содержание этапа.

1. Вводное слово учителя: Как видим, социальные явления представляются различными признаками, порой трудно их определить, перечислить. Еще сложнее образовать понятие, ведь это - естественный результат синтеза знаний о действительности, осуществляемый человеческим интеллектом в процессе исторического развития. К сожалению, многие социологи проходят мимо этой проблемы, стремятся сразу же после определения предмета исследования приступить к составлению инструментария - анкеты или бланка-интервью (вот и имеется груда анкет с бессистемно подобранными вопросами «на все возрасты и вкусы», ценность которых - нулевая). Но каждый соц. инструментарий - комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная «модель» социального явления. Следовательно, построение такой модели подчиняется определенным правилам, с которыми мы и познакомимся.

2. Работа с раздаточными листами («Это нужно знать»). Учитель поясняет схему, приводит пример (записывает его на доску): интерпретация понятия «школьная дисциплина» - это степень сознательного соблюдения норм и правил учебного процесса и уклада школьной жизни, обусловленного рядом объективных и субъективных факторов (педагогический словарь). Конкретными понятиями в данном случае будут: учебный процесс, его нормы и правила, уклад школьной жизни. Они также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Это процедура называется операционализацией (от слова оперировать). Используется чаще в описательных и аналитических соц. исследованиях. Существует 2 вида: структурная и факторная операционализация. Например (записывается на доске): изучаем состояние школьной дисциплины. К структурной операционализации отнесем «состояние учебной дисциплины (выполнение учебных заданий, соблюдение Устава ОУ, режим дня и т.д.)» и «состояние уклада жизни (школьная форма, психологический климат, отношение с учителями)», к факторной - «субъективные, т.е. личностные факторы (социально-демографические характеристики, уровень обученности, удовлетворенность ОУ, социальная активность, уровень информированности и т.д.)» и «объективные факторы, т.е. социальные, организационные, воспитательные (социально-психологический климат в семье, питание в ОУ, воспитательная работа и т.д.). Т.о. в ходе интерпретации и операционализации выявляются элементы основного понятия по строго заданным областям анализа, отражаются качественные стороны предмета исследования. Изучение социальных явлений предполагает выявление не только их качественных, но и количественных характеристик. О процедуре измерения мы поговорим на следующем уроке. А пока необходимо закрепить изученный материал.

4 этап «проверка понимания нового материала».

Дидактическая задача: проверить глубину понимания учебного материала.

Содержание этапа.

1. Задание группам: провести логический анализ понятия «граффити», используя материалы СМИ, заранее подготовленный материал из справочной литературы (одной из групп предлагается найти информацию через Интернет). Время подготовки - 10 минут, выступления - 2 минуты. Результаты представляются на листах бумаги (группы могут работать на ПК, ноутбуках, результаты выводятся на интерактивную доску). Возможный вариант ответа:

  • Интерпретация: «граффити - уличное искусство».

  • Структурная операционализация: состояние уличного искусства (стили граффити, разделение художников на райтеров и бомберов, место для рисования); факторная операционализация - необходимые условия для граффити (пол, возраст, образование художников, отношение общества и государства к художникам и их деятельности, необходимые средства: аэрозольные краски, средства защиты).

2. Задание группам: оценить с точки зрения требований процедуры логического анализа основного понятия «граффити» предложенную анкету. Время обсуждения в группах - 5 минут, выступления - 1 минута. Возможный вариант ответа: дана интерпретация понятия, структурная и факторная операционализация не совсем полная.

5 этап «рефлексия урока».

Дидактическая задача: озвучить результаты урока, оценить деятельность групп или отдельных учащихся, опираясь на результаты их саморефлексии.

Содержание этапа.

1. Фронтальная беседа по вопросам (размещены на интерактивной доске): что нового узнали на уроке? Как это пригодиться при проведении соц. исследования? Можно ли знания, навыки, полученные на уроке, использовать для изучения других школьных предметов?

2. Отметить наиболее активных участников урока.

3. Прощание с учащимися.

Используемая литература:

1. Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.: ил.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11-й кл.: учебное пособие для общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 253 с.: ил.

3. Кравченко А.И. Задачник по социологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразов. учреждений / А.И.Кравченко. - М.: Просвещение, 2002. - 149 с.: ил.

4. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - Политиздат, 1989. - 479 с.

Приложение

Раздаточный лист для работы в группах

Задание 1. Какая цитата может стать эпиграфом урока? Почему? (время обсуждения - 2 минуты)

  • «Желать, чтобы наука охватывала природу, значило бы заставить целое войти в состав своей части» (А. Пуанкаре)

  • «Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания» (Сократ)

  • «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» (К. Маркс)

Это нужно знать.

Понятие - это форма человеческого мышления, с помощью которой познаются общие, существенные признаки вещей, явлений объективной действительности. (Философский словарь)

Понятие - это мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Выделение общего - специфическая черта понятия, отличающая его от единичного созерцания и восприятия. Содержание понятия - совокупность фиксированных в нем признаков предметов. (Новый энциклопедический словарь)

Признак - это простейшая отличительная черта, по которой распознается данная вещь или явление. Синоним признака: примета, показатель или характерное свойство. (Социологический словарь)

Задание 2. Заполните таблицу «Социальные признаки». Приведите свои примеры (по одному от каждой группы) (время работы в группе - 5 минут)

Описание внешнего проявления; черты, свойства

Признаком чего выступает данное свойство

Ношение кепки

Привычка ездить «зайцем»

Рисунки, нецензурные надписи в лифте, на лестничной площадке

Это нужно знать.

Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании

/ /

Интерпретация, т.е. направление анализа:

Операционализация, т.е. предмет интереса социолога (сбора информации):

1.трактовка понятия с использованием справочной литературы;

2.опосредованное выявление интересующих социолога свойств, сторон предмета изучения, т.е. выделение конкретных понятий

1. детализация, т.е. поиск частных понятий, из которых складываются части главной стороны предмета исследования;

2. существует 2 вида: структурная операционализация (выделение факторов, причин, которые влияют на содержание явления в целом) и факторная (то, что прямо или косвенно воздействует на явление);

3. используется чаще в описательных и аналитических соц. исследованиях

Задание 3. Проведите логический анализ понятия «граффити», используя материалы СМИ, справочной литературы. Результаты работы в группе представить на листах бумаги (время подготовки - 10 минут, время выступления - 2 минуты).

Задание 4. Рассмотрите вопросы анкеты. Оцените их с точки зрения требований процедуры логического анализа основного понятия (время обсуждения в группе - 5 минут, выступления - 1 минута).

Рефлексия урока:

  • что нового узнали на уроке?

  • как это пригодиться при проведении социологического исследования?

  • можно ли знания, навыки, полученные на уроке, использовать для изучения других школьных предметов?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Пояснительная записка к уроку социологии

Урок по теме «Анализ основных понятий» разработан для учащихся 10 социально-экономического класса. Курс «Введение в социологию» (68 часов) является профильным, в 10-м классе представлен практическим модулем «Проведение социологического исследования», который, к сожалению, не обеспечен современным УМК. Однако это не мешает учащимся постепенно входить в область такой сложной и современной науки как социология. Достигается это, во-первых, за счет постепенного усложнения учебного материала (по принципу «от частного к общему»), во-вторых, за счет опоры на жизненный опыт учащихся, их интересы и потребности.

Согласно рабочей программы курса, данный урок занимает особое место в теме «Подготовка социологического исследования» (7 часов). На предыдущих занятиях темы рассматриваются требования к разработке программы и плана исследования, определяются проблемы подготовки социологических инструментариев. Для более качественного проведения исследования (например, с использованием опросов) необходимо грамотное составление инструментариев (соответственно, анкет, где и используются навыки работы с понятиями), чему учащиеся и обучаться на уроках темы «Сбор социологической информации».

Тема занятия «Анализ основных понятий» актуальна еще и потому, что содержание учебного материала и применяемые элементы технологий проблемного и компьютерного обучения дают возможность развить у обучающихся такие компетенции как логическое мышление (в частности, поиск причинно-следственных связей, анализ явления, обобщение) и коммуникативность (в т.ч. и информационная). Определение целей и задач урока (они указаны в методической разработке) связано не только с темой и местом урока в структуре рабочей программы, но и с особенностью организации УВП в социально-экономическом классе (профориентационная работа: знакомство с профессией социолога).

При разработке урока особое внимание уделяется моментам целеполагания (индивидуальное и групповое формулирование задачи урока, по окончанию занятия - рефлексия), разнообразным формам работы над понятиями (выделение отличительных признаков, сравнение, анализ и обобщение). Исходя из возрастных особенностей старшеклассников, личного педагогического опыта, в технологию проведения урока сознательно включается групповой метод работы (группы формируются по принципу «выбери себе пару» лидером - учеником, который либо учиться в художественной школе или просто умеет хорошо рисовать). Предлагается нарисовать символ, знак в стиле граффити, а затем «отгадать» его смысл. Это дает возможность проявить ученикам себя ярко и самобытно (необходимо учитывать и тот факт, что 10 класс, как правило, формируется из учеников нескольких 9-х классов и требуется определенное время для формирования единого ученического коллектива).

Результатом урока можно считать воспроизведение на примере понятия «граффити» (выбрано осознанно, т.к., во-первых, является элементом молодежной субъкультуры, и изучается в рамках теоретического блока курса социологии; во-вторых, хулиганские надписи на домах, общественных зданиях являются настоящей проблемой для властей, тема широко обсуждается старшеклассниками на уроках по праву и на классных часах) процедуры логического анализа основного понятия социологического исследования.

Для организации данного урока рекомендуется иметь следующие технические средства обучения: ПК с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор. Однако, возможно успешное проведение и при наличии традиционной доски, листов ватмана и маркеров.


Рецензия

на урок Шумаковой И.М., учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №40» г. Новоуральска по курсу «Введение в социологию» для учащихся 10 социально-экономического класса.

Урок «Анализ основных понятий» занимает особое место в теме «Подготовка социологического исследования»

По своему типу - это урок усвоения новых знаний, проведенный в форме фронтально-групповой работы и представляющий собой урок - практикум, на котором учителем использованы словесно-практические методы, элементы технологий компьютерного и проблемного обучения (в форме частично-поисковой деятельности).

Педагогом поставлены конкретные, реалистичные и достижимые в рамках одного урока цели и задачи, которые были обсуждены и согласованы с учащимися. Интересной находкой является обсуждение и постановка цели щанятия через работу с цитатами А. Пуанкаре, Сократа, К.Маркса, что, безусловно, имеет познавательный характер. Особенностью данного этапа урока является преломление общеурочной цели в индивидуальную, что позволило обеспечить высокую степень мотивации учащихся. Урок имел ярко выраженный личностно-ориентированный характер, так как опирался на жизненный опыт учащихся.

Задачи урока, удачно реализованные учителем, носили познавательный, развивающий характер и имели ярко выраженную исследовательскую направленность. Хорошо просматривается воспитательная функция данного учебного занятия.

Дидактическая структура урока позволила полностью реализовать цели и задачи и включить каждого ученика в учебную деятельность. Форма урока оптимально соответствует его дидактической структуре. Этапы данного урока логически выдержаны, каждый из них имеет свою, четко поставленную дидактическую задачу.

Содержание учебного материала полностью соответствует целям урока и позволяет учителю на высоком уровне реализовать обучение учащихся с позиций компетентностного подхода. Учащиеся развивают навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных источников, работы с компьютером, Интернетом, исследования и проектирования, грамотного выражении мыслей, понятных другим.

Данный урок позволил учащимся продемонстрировать уверенное владение материалом, умение организовывать свою работу, оценивать результативность учебной деятельности, что, несомненно, позволит им практически применить полученные на уроке знания.

Заместитель директора по УВР Е.Е.Кондовина



Справка

с информацией о результативности применения представленных материалов учителя истории и обществознания Шумаковой Ирины Михайловны.

Урок по теме: «Анализ основных понятий» был проведен учителем в рамках Единого методического дня, проводимого в образовательном учреждении. Учебное занятие было подготовлено и проведено для учащихся десятого, социально-экономического класса по курсу «Введение в социологию».

Урок демонстрирует систему работы учителя по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся и носит ярко выраженный инновационный характер.

Работа педагога в данном направлении значима и результативна: учащиеся под руководством Шумаковой И.М. занимают активную жизненную позицию, участвуя в конференциях (например, Международная конференция «Прошлое, настоящее, будущее закрытых городов России» - 2 место, 2008 г.), конкурсах («60-летию Всеобщей декларации прав человека посвящается…» - 1 место; Конкурс исследований «Граффити: уличная культура или бескультурье?» - 2 место, 2008 г., «Субкультура ЭМО» - 3 место, 2009 г.; «История города в судьбах современников» - 3 место, 2007 г.; Всероссийский заочный исторический конкурс «История 20 века» - 1 место, конкурс социальных проектов «Аллея памяти жертв Беслана» - 1 место, 2008 г.), олимпиадах («Третья открытая олимпиада по вопросам избирательного права» - 1 место; «Юные интеллектуалы Среднего Урала» - победители и призеры городского, областного и регионального уровней), дискуссиях и проектах различного уровня.

Под руководством учителя учащиеся систематически проводят социологические исследования по проблемам молодежи.

Целенаправленное формирование навыков исследовательской деятельности, личностно-ориентированный характер подбора учебного материала позволяют педагогу добиваться высоких результатов и в учебной деятельности. При 100-процентной успеваемости качество усвоения материала составляет 80-90%.


Заместитель директора по УВР Е.Е.Кондовина


© 2010-2022