- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания в 9 классе на тему Конституция РФ
Урок обществознания в 9 классе на тему Конституция РФ
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Рахматуллина Г.Х. |
Дата | 06.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отдел образования Администрации МР Илишевский район
Республики Башкортостан
МБОУ ООШ с.Юнны
Урок обществознания
в 9 классе на тему
"Конституция РФ»
Подготовила: Рахматуллина Г.Х.,
учитель истории МБОУ ООШ с.Юнны
Юнны-2014
Цели урока:
Образовательная:
-
ознакомить учащихся с развитием конституционализма в нашей стране
-
сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя
Развивающая цель:
-
развитие умений работы с разными источниками информации
-
систематизация знаний о правах и свободах человека и гражданина
-
развитие логического мышления
Воспитательная цель:
-
содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства
-
развитие навыков работы в группах
Задачи урока: актуализировать в сознании учащихся понятия
-
«права и свободы человека и гражданина РФ»
-
«конституционные обязанности человека и гражданина»
-
характеристика основ государственного строя
-
«правовое государство»
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
2. Повторение пройденной темы «Правовое государство: основные признаки» в форме тестирования:
1. Основным признаком правового государства является:
-
верховенство исполнительной власти
-
верховенство законодательной власти
-
разделение властей
-
верховенство судебной власти
2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:
-
Президент РФ
-
Председатель Правительства РФ
-
Председатель Совета Федерации РФ
-
Председатель Государственной думы РФ
3. Главной функцией исполнительной ветви власти является:
-
контроль над ходом политического процесса
-
принятие политических программ и целевых установок
-
реализация принятых решений, управление общественными делами
-
нормотворческая деятельность
4. Разделение властей это:
-
метод подавления оппозиции
-
способ укрепления власти
-
форма существования власти
-
принцип организации власти
-
5. Законодательная ветвь власти занимается:
-
выполнением международных обязательств
-
исполнением принятых решений
-
контролем за ходом политических процессов
-
нормотворческой деятельностью
6. Основная функция судебной власти заключается в:
-
контроле за соблюдением Конституции и законодательства
-
осуществлении надзора за политическими партиями и общественными организациями
-
исполнении законов и предписаний
-
законотворческой деятельности
7. Основными ветвями власти являются:
-
законодательная, исполнительная, судебная
-
административная, финансовая, экономическая
-
федеральная, региональная, местная
-
консервативная, либеральная, социалистическая
3.Сообщение темы и целей урока.
Ребята, скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока в свои тетради.
Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?
Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.
4. Изучение нового материала.
Итак, ребята, Конституция (от латинского constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между народом, государством, обществом. Конституции часто критикуют, ими гордятся, на них приносят клятву, ими укрепляется государственная власть. Сегодня мы рассмотрим этапы становления конституционализма в нашей стране, каковы основы конституционного строя России, рассмотрим права и обязанности гражданина и человека.
Вы должны были исследовать историю конституционной мысли в России и подготовить сообщения. Слово вам, дорогие учащиеся!
-Сообщение первого учащегося:
Начало установления конституционного строя в России связано с революцией 1905 - 1907 гг. В августе 1905 г. были опубликованы нормативные акты об учреждении законосовещательной Государственной Думы, а 17 октября того же года - Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались основные гражданские свободы; в декабре 1905 г. были расширены избирательные права населения. 23 апреля 1906 г. Император Николай II утвердил в новой редакции "Основные государственные законы Российской Империи", которые по существу стали первой конституцией России. Однако переход к конституционной монархии не произошел, так как по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г., принятому вопреки Основным государственным законам, резко ограничивались избирательные права подданных. Большинство депутатских мест закреплялось за представителями имущих классов, что делало Думу органом сословного, а не народного представительства. К тому же Верхняя палата Парламента -Государственный Совет - наполовину назначалась Императором. Реализации провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. прав и свобод также не было.
-Сообщение второго учащегося:
Попытка еще одной конституционной реформы инициировалась Государственной Думой в период кризиса в годы Первой мировой войны, но была отвергнута самодержавием. Нерешенность насущных проблем России конституционным путем привела к очередной революции. Временное правительство России 1917 г. пыталось провести конституционную реформу через Учредительное Собрание, но не успело. После захвата власти большевиками в октябре 1917 г. под лозунгом скорейшего созыва учредительного Собрания начало его работы было отложено на январь 1918 г., но проиграв выборы даже в условиях развязанного большевистского террора, Ленин приказал в ночь с 5 на 6 января 1918 г, разогнать орган народного представительства. Это привело к резкой эскалации .Гражданской войны, в ходе которой погибли 15-20 млн.из 150млн. россиян, несколько миллионов эмигрировали. Основным лозунгом белого движения был лозунг созыва Учредительного Собрания для создания конституционного строя в России.
-Сообщение третьего учащегося:
Следующая конституционная реформа началась в стране спустя 70 с лишним лет, несмотря на обилие советских конституций, все они носили формальный, декларативный характер ,закрепляя монополию на власть правящего коммунистического класса на безальтернативной основе, и принимались под очередного вождя-Ленина, Сталина, Брежнева.
Глобальный кризис социализма , массовое недовольство населения вынудили советское руководство пойти на ограниченную конституционную реформу конца 80-х гг. 20 века , которая закончилась августовским путчем 1991 г., крахом СССР и мировой системы социализма .
В 1988-1993 гг. в Конституции СССР (до 1991 г.) и РСФСР было внесено около 300 поправок в целях придания им цивилизованного характера. Но даже существенное изменение содержания советских конституций не привело к установлению демократического строя. Конституция РСФСР 1978 г. действовала до вступления в силу новой Конституции РФ 1993г.
-Учитель: В начале 1990-х годов в стране начались коренные преобразования. После напряженной работы многих специалистов была разработана и 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция РФ-первая демократическая Конституция в истории России.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
-Ребята, давайте теперь поработаем с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе)
Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ и проанализировать данный документ (работа с текстом).
Например:
Преамбула - это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России) и т.д.
5.Закрепление:
1) групповая работа:
I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод
II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».
III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».
IV группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Полномочия судов РФ
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу
2) Решение правовых задач по закреплению материала.
Учитель зачитывает ситуацию, а учащиеся определяют какие права нарушены
Ситуация №1
В одном из университетов студентам снизили стипендию, ничем не мотивировав данные действия. Студенты решили провести собрание и выработать требования. Узнав о предстоящем собрании, руководство университета запретило его проводить, угрожая вообще отчислением активистов из учебного заведения.
(ответ учащихся: нарушены политические права ст. 31)
Ситуация №2
Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.
Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ
(ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4) )
Ситуация №3
Молодой человек устраивается на работу. Начальник отдела кадров, посмотрев анкету, сказала:
- Молодой человек, вы не указали свою национальность.
После небольшой паузы.
- Ну хорошо, напишите, что я русский.
- И какой же вы русский, вы в зеркало на себя смотрели?...
(ответ учащихся: нарушены личные и гражданские права ст. 26 (1) )
3) Работа в тетрадях -продолжите предложения:
1.Конституция с лат - …..
2.….-закон ….юридической ….
3.…, его … и … высшая ….
4.РФ есть …, федеративное, … государство с ……
5.Признание, … и защита …. - обязанность государства.
6.12 декабря 1993 год -…
Организация самопроверки:
1.Конституция с лат - устройство
2.Конституция - закон высшей юридической силы.
3.Человек, его права и свободы высшая ценность.
4.РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
5.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
6.12 декабря 1993 год- принятие Конституции РФ
6. Рефлексия
Ребята, смогли ли мы сегодня реализовать нашу цель? Что получилось лучше? На что еще необходимо обратить внимание при подготовке к следующему уроку? (учащиеся высказывают свое мнение).
7. Итоги:
-Подача домашнего задания. (творческое, разноуровневое, на выбор учащихся).
-
Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом людей на жизнь.
-
На ваш взгляд, все ли права и свободы отражены в Конституции? Требуют ли некоторые статьи, посвященные правам и свободам, доработки?
-
Из периодической печати Республики Башкортостан найдите статьи граждан или корреспондентов, где зафиксированы ущемления прав и свобод граждан.
-Оценки за урок