- Преподавателю
- Обществознание
- Как научиться писать школьное эссе по обществознанию
Как научиться писать школьное эссе по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шорникова В.А. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как научиться писать школьное эссе по обществознанию
Эссе - «разновидность очерка, в котором главную роль грает не воспроизведение факта, а описание впечатлений, раздумий, ассоциаций» (Краткий словарь литературоведческих терминов). Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать « сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чём он пишет. Словом автор эссе - это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр даёт право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.
Структура эссе
Поскольку эссе - это краткое изложение собственных мыслей, автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). НО мысль должна быть подтверждена доказательствами, аргументами научного и бытового характера. Поэтому за тезисами следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, а три аргумента могут перегрузить маленький жанр. Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: выступление, тезис, аргументы, аргументы, тезис, аргументы, аргументы, заключение, вывод. Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли автора. Схематично изображая структуру эссе можно получить следующую цепочку:
В-Т-АА-Т-АА-В
Название «кольцевая композиция» не случайно, т. к. вступление и вывод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении проблему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.
Критерии оценивания эссе
При оценивании ответа выделяются следующие элементы:
-
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
-
раскрытие проблемы на теоретическом ( в связи с их обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
-
аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.