Разработка урока по праву на тему: «Правотворчество и процесс формирования права» (10 класс)

Данная разработка урока на тему: «Правотворчество и процесс формирования права» может быть использована на уроке права в 10 классе (профильный уровень). Урок задуман как комбинированный, в начале осуществляется тестовый опрос по предыдущим темам (карточки с заданиями), а затем изучается новый материал. На уроке так же используется презентация. По ходу урока учащиеся работают с соответствующим параграфом учебника и текстом Конституции РФ. На уроке предусмотрена работа в группах для представления ...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Е.А.

Предмет: Право 10 класс

Учебник: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10 класс М.: Русское слово 2006, часть 1. Параграф 6, С. 58-69

Тема: «Правотворчество и процесс формирования права».

Цели урока: На основе материала учебника, знаний учащихся продолжить формирование представления о необходимости правотворческой деятельности государства, ее сути, определить субъекты правотворчества в РФ, выявить основные стадии принятия закона.

Развивать навыки работы с нормативно-правовыми актами, дополнительной литературой,

Решения практических задач.

Продолжить формирование основ правовой культуры, воспитывать уважение к закону.

Тип: комбинированный урок

Демонстрационный материал: Карточки для проверки домашнего задания

План урока:

  1. Орг. момент. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материал

А. Суть правотворчества и его значение в государстве

Б. Субъекты правотворчества

В. Стадии законодательного процесса в РФ

3. Закрепление материала

4. Домашнее задание


  1. Орг. момент, проверка домашнего задания по заранее приготовленным карточкам:

Вариант 1

Вариант 2

1.Вставьте пропущенное:

А. установленное государством и обязательное для всех граждан защищаемое его принудительной силой правило

поведения_____________

Б. включение в статью НПА всех элементов правовой нормы- _____ _______________

2. Определите структурные части нормы права, а также виды гипотезы данной статьи

«Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31 Конституции РФ)

3. Определите способ изложения нормы права в данной статье.

«Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет» (ст. 150, ч.1 УК РФ)

Вставьте пропущенное:

А.часть нормы права, указывающая, при каких обстоятельствах она действует _____________

Б. включение в статью НПА лишь некоторых элементов нормы права с отсылкой к другим статьям этого же НПА _______ __________

2. Определите структурные части нормы права, а также виды гипотезы данной статьи

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст. 58 Конституции РФ)

3. Определите способ изложения нормы права в данной статье.

« Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания сокращаются на половину» (ст. 94 УК РФ)

Вариант 3

Вариант 4

1.Вставьте пропущенное:

А. часть нормы права, указывающая на возможный, рекомендуемый вариант поведения _____________

Б. включение в статью НПА неконкретной ссылки на законодательство вообще ________
___________

2. Определите структурные части нормы права, а также виды гипотезы данной статьи

«Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции)

3. Определите способ изложения нормы права в данной статье.

«Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений,- наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда…» (из ст. 155 УК РФ)

1.Вставьте пропущенное:

А. часть нормы права, в которой определяется, какие меры государственного принуждения могут быть применены к ее нарушителю ______

Б. нормы права, содержащие определения юридических понятий ____________

2. Определите структурные части нормы права, а также виды гипотезы данной статьи

«Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» (ст. 60 Конституции РФ)

3. Определите способ изложения нормы права в данной статье.

«При назначении наказаний несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а так же влияние на него старших по возрасту лиц» (ст. 89 ч.1 УК РФ)

2А. Вступительная беседа:

  • Для чего государству необходимо обновлять существующее законодательство?

(новые законы должны отражать изменения, происходящие в обществе, устранять устаревшие юридические нормы, восполнять пробелы в праве)

  • Какой процесс следует считать правотворчеством?

( деятельность компетентных органов, народа, по созданию, изменению, отмене правовых норм)

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Правотворчество - деятельность компетентных органов государства, общественных организаций, народа, по созданию, изменению, отмене правовых норм

Самостоятельная работа с учебником: параграф 6 С. 58 Задача: на каких принципах должно основываться правотворчество в демократическом государстве? Поясните каждый из принципов.

  • Гласности (правотворчество должно быть открытым, доступным, прозрачным, чтобы избежать негативных последствий лоббизма);

  • Демократизма (учет общественного мнения при разработке нормативно-правовых актов);

  • Научности (адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение специалистов, ученых, экспертов к процессу)

  • Законности (неукоснительное соблюдение установленных законом требований к процедуре правотворчества, строгий учет иерархии норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего акт)

  • Профессионализм (профессиональная подготовка субъектов правотворчества, использование приемов и средств юридической техники)

2Б. СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:

  1. Государственные органы

А) Федеральное собрание (законотворчество)

Б) Президент (подзаконное правотворчество)

В) Правительство (подзаконное правотворчество)

2. Органы власти в субъектах федерации

3. Органы местного самоуправления

4. Должностные лица

5. Народ (референдум)

6. Предприятия (локальные акты)

Самостоятельная работа с учебником: параграф 6 С. 59

Задача: Какие виды правотворчества выделяет автор? Учащиеся самостоятельно выделяют и объясняют каждый вид:

  • Законотворчество

  • Подзаконное правотворчество

  • Делегированное правотворчество

  • Договорное правотворчество

  • Чрезвычайное правотворчество

  • Локальное правотворчество

? Какой из видов правотворчества является основным? Почему?

2В. Задание по группам. Каждая из групп представляет одну из стадий законодательного процесса:

1 группа «Выявление потребностей в создании правовых норм»

2 группа «Внесение предложений в законодательный орган страны»

3 группа «Рассмотрение и обсуждение проекта»

4 группа « Принятие и утверждение закона»

5 группа «Официальное опубликование закона» (возможна организация деловой игры «Принятие закона в РФ»)

3. В качестве закрепления материала учащимся можно предложить следующие виды заданий:

Беседа с учащимися по вопросам

  • Что такое законодательная инициатива? Кому, согласно Конституции РФ она принадлежит?

  • Что подразумевают парламентские слушания?

  • Что такое вето? Кому в нашей стране принадлежит право вето

  • Что такое промульгация?

4. Домашнее задание:

1 уровень: параграф 6

2 уровень: параграф 6, составить схему: « Стадии законодательного процесса», Задание 6 к параграфу 6.

3 уровень: параграф 6, вычертить схему: « Стадии законодательного процесса», Задание 6 к параграфу 6., Эссе: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю правовую и политическую систему» (Ж. Маритен)







© 2010-2022