- Преподавателю
- Обществознание
- Урок в 7 классе Самооценка подростка
Урок в 7 классе Самооценка подростка
Раздел | Обществознание |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черкасова С.К. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Очень рада вас приветствовать на уроке. Проверьте все ли у вас готово к уроку.Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
-
Повторение изученного материала
- Какую тему мы с вами изучаем? (Личность подростка)Слайд 1
- Раскройте смысл понятия ЛИЧНОСТЬ. (Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений)
Мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Это время второго рождения личности.
- Как вы думаете, почему?(Идет формирование подростка как личности, его характера)
- Что такое характер? ( Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности)
- Что вы можете рассказать о характере?
- Скажите, а характер врожденный?( Нет.Он формируется по мере взросления)
- А что врожденное? (Темперамент)
- Какие виды темперамента вы знаете? Дайте характеристику каждому виду.
Чтобы проверить как вы усвоили тему, я предлагаю вам выполнить задание. (Лист 1). (Слайд 2)Выполненные работы передайте товарищу по парте для проверке.Ну а теперь, давайте проверим вместе.( Слайд 3)
-
Актуализация знаний
Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя - в мирсвоих мыслей, чувств, переживаний.
"Кто я?", "Каков я?", "Что я могу?" - спрашивает себя подросток; и это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.
Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.(Слайд 4)
Важной стороной самосознания является самооценка.
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из передачи «Ералаш» серия «Необыкновенный концерт». Вам надо будет описать характер героя фильма.
Просмотр Ералаша.(3мин 30 сек)
- Кто является главным героем фильма?
- Как вы думаете, какая мечта была у мальчика? Как вы это определили?
- Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену? (не уверен в себе, его пугает внимание людей)
- Каких черт характера ему не хватает для достижения своей мечты: стать артистом?
- Как этот мальчик оценивает себя как личность, если боится предстать перед другими людьми, показать свои таланты? (низко)
- Как называется оценка личности самой себя, своих возможностей качеств и места среди других людей? (Самооценка)
- Самооценка один из показателей становления личности подростка.
- Что же мы с вами должны сегодня исследовать науроке, сформулируйте тему урока. (Слайд 6). Запись темы урока в тетрадь.
IV. Постановка учебных задач
- Так как мы будем исследовать самооценку подростка, я прошу вас сформулировать проблему, над которой мы с вами будем работать.Проблема «Какое значение играет самооценка в жизни подростка» (Слайд 7)
Для того, чтобы решить нашу проблему, мы должны затронуть следующие моменты:
-
Самооценка подростка
2. Кто и что влияет на самооценку подростка
3. Самовоспитание (Слайд8)
-
Формирование новых понятий и способов действий
-
Самооценка
Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрастепроисходят физиологические и психологические изменения, формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. А поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.
Так что же такое самооценка?
Найдите в учебнике правило, дающее определению самооценке.(стр. 50)Записать в тетрадь определение
Итак, самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.(Слайд 9)
Из чего же складывается самооценка подростка? (Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним)
Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентации ее в своих силах, умениях и способностях.С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.(Слайд 10)
Не зря, величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете говорил :« Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».(Слайд 11)
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Чаще всего используются следующие определения:
-
Завышенная самооценка
-
Объективная самооценка
-
Заниженная самооценка
Работа с учебником стр. 49Найдите характеристику каждому виду самооценки
Завышенная самооценка - это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.
Заниженная самооценка - это склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.
Объективная самооценка -это склонность личности оценивать себя адекватно относиться к своим успехам и неудачам, ведущая к самоуверенности.(Слайд 12)
Анализ тестирования, проведенного на том уроке ,показал: в классе только один человек с заниженной самооценкой, остальные имеют объективную самооценку.
Это значит, что ребята вашего класса находятся в согласии с собой. Вы можете находишь выход из затруднительных ситуаций, уважаете себя и других, открыты и доброжелательны в общении с людьми. Вы вполне довольны собой и окружающими вас людьми.
- А какую самооценку имеет наш мальчик из Ералаша?
Личность с заниженной самооценкой очень чувствительный и ранимый. Его ни в коем случае нельзя назвать неудачником, нытиком. Он умел играть на скрипке, петь разными голосами, выбивать чечетку. Может он и фокусы умел показывать или стихи читать, но стеснялся.
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)
- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).
Физминутка. Ребята давайте сделаем небольшую паузу в нашей работе, чуток отдохнем, разомнемся.
-
Кто и что влияет на самооценку подростка
Подростковый период очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека.
Так что или кто же влияет на самооценку подростка?(Слайд 13)
Семья. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. А когда родители постоянно ругают подростка, говорят ему, что он неумеха, что все у него не так, самооценка падает. Подросток становится уязвимым, подавленным. Для самоутверждения он может начать курить, выпивать спиртные напитки, грубить родителям и окружающим.
Школа. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования - слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.
Сверстники. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов. И когда над подростком смеются сверстники, он глубоко страдает. В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.
-
Самовоспитание
В подростковом возрасте психика ещё очень подвижна, поэтому психологи рекомендуют подросткам заняться своим самовоспитанием. Что такое самовоспитание? (Слайд 14)
Познакомимся с некоторыми методами самовоспитания, предложенными ученым Михаилом Иосифовичем Станкиным(Слайд 15)
(Слайд 16)
Самоприказ- это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяется самоприказ, когда человек ясно видит свои недостатки, по никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.
Самовнушение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими, представлять собой категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе», «Я сделаю это»
Самоодобрение В случаях даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря себе: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось
Самостимуляция в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!».
Таким образом, роль самооценки в формировании, становлении личности весьма высока. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем будучи взрослым.
-
Закрепление
- О чем мы сегодня говорили?( Самооценка подростка, кто и что влияет на самооценку подростка, самовоспитание)
- Что такое самооценка?
- Кто и что влияет на самооценку подростка?
- Что такое самовоспитание?
Групповая работа. Задание 2
-
А теперь давайте вспомним нашего мальчика из Ералаша. Что мы можем ему посоветовать для поднятия своей самооценки используя методы самовоспитания?
-
Что относится к самовоспитанию?
-
Подведение итогов.(Слайд 17)
- Какую проблему для исследования определили для себя в начале урока? «Роль самооценки в формировании личности».(Слайд 18).
Чтоб сформулировать тему урока мы посмотрели Ералаш. Для того, чтобы сформулировать решение нашей проблемы я предлагаю вам посмотреть мульфильм, который называется «Про барашку».
Итак , какую роль играет самооценка в жизни подростка?
-
Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.
-
С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.
-
В результате самооценки появляется потребность в самовоспитании.
Самооценка и развитие личности имеет очень важное значение не только для самого человека, но и для его близких, играет важную роль в построении отношений человека с окружающими его людьми. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку своей личности, потому что повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем, будучи взрослым.
Достигли мы с вами поставленной цели решить проблему?(Да)
VIII. На домпараграф 7, выполнить задание «Солнышко» (Слайды 20,21)