- Преподавателю
- Обществознание
- Урок правовой зашиты в 9-х классах
Урок правовой зашиты в 9-х классах
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вадылгова Х.Х. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок правовой защиты в 9 классах
Цель урока: повышение правовой грамотности учащихся, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи урока:
1. Дать целостную характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
2. Ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
3. Показать важность и значимость знания уч-ся своих прав, международных и российских документов о правах ребенка.
4. Пробудить у уч-ся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.
5. Способствовать воспитанию у уч-ся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания.
"Детству следует оказывать величайшее
уважение."
Ювенал
Приветствие уч-ся. Создание благоприятной психологической обстановки, располагающей к успешному изучению нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, в течение нескольких уроков мы говорили о правах и обязанностях взрослых, узнали, какие существуют права. Давайте вспомним об этих правах.
- О каких правах человека и гражданина вы узнали на предыдущих уроках?
( Гражданских, политических, экономических, социальных и культурных).
-Приведите известные вам примеры реализации гражданами своих прав.
- Какие права реализуют ваши родители?
- Какие документы международного и государственного характера призваны защищать права и интересы человека?
( Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конституция РФ, Федеральные Кодексы и т. д.)
-В какие органы следует обращаться за защитой своих прав?
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия. Собираясь в путешествие, человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.
Вспомним, какие права человека вы знаете.
Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?
Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?
Причины:
1. У ребенка меньше возможности защитить самого себя;
2. Ребенок отличается физической и психологической незрелостью;
3. Ребенок раним;
4. Ребенок зависим от опеки старших;
Игра " Полет на воздушном шаре"
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.
Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам следующий текст: " Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).
Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
*Право на образование;
*Право на жилище;
*Право на равенство перед законом;
*Право на свободу слова;
*Право на жизнь;
*Право на свободу передвижения;
*Право на охрану здоровья;
* Право на социальное обеспечение;
*Право на доступ информации;
*Право на труд;
По окончании самостоятельной работы в группах уч-ся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?
Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?
Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.
1. Формирование новых знаний.
Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение.
Право - это возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок - человек, не достигший возраста 18 лет.
Декларация прав ребенка ( принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей).
Конвенция о правах ребенка ( ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла одна минута, но готовился он 10 лет).
Декларация (с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительства и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации - лишь намерение государства следовать ее положениям.
Вывод:
Декларация - образец, призыв, а Конвенция - договор, обязательный для выполнения.
Лекция учителя
1. Проблемы детства.
Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Но в мире очень много проблем, касающихся жизни и здоровья детей: сиротство, насилие над детьми, использование детского труда, болезни, война, изгнание из родных мест, плен и др. Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, в которых дети окружены заботой государства, где решению проблемы защиты детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними. В нашей стране продолжают существовать нерешенные проблемы в области прав ребенка. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской ласки, рождаются дети с физическими и психологическими недостатками. Велика детская смертность. Серьезного лечения требуют дети из зон радиационного заражения. Межнациональные конфликты добавили еще одну проблему - увеличивается число детей-беженцев, сирот войны. Экономические трудности страны отражаются на интересах детей - в условиях безработицы прежде всего страдают дети. Государство в силу различных обстоятельств не всегда выполняет свои обязательства по защите детства. ООН, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле. Для того чтобы более полно обеспечить права детей, она приняла ряд документов о правах ребенка. Дети, обладая всей полнотой уже провозглашенных международных прав, имеют свои специфические права, пользуются особой защитой со стороны государства.
2. Понятие "ребенок".
Кого же относят к понятию "ребенок"? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Эта оговорка означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, зарегистрированный в установленном порядке, то на них не будут распространяться положения документов о детях.
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы различных отраслей права ( Семейный, Уголовный, Трудовой и др.)
Среди международно - правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия. К разработке этого документа Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка -1978год. К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.
Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Государства - участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.