Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016, Раздел Экономика

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого блок-модуля (раздела) кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию - «Экономика». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016.

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. xn--80abdlcki2bbdd8an9g.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/. « Решу ЕГЭ»: обществознание, образовательный портал Д. Гущина.

2. fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.

3. ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

4. Котова О.А, Лискова Т.Е. ЕГЭ-2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. М., 2014.

5. Воронцов А.В, Соболева О.Б, Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2015. Пособие для подготовки. СПб, 2015.

6.file:///D:/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0/4_-2014--_-.901-9.pdf. Тренировочная работа в формате ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5 мая 2014 года 11 класс Вариант ОБ10901

ЕГЭ 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016,Раздел Экономика.

Ответ: ___________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Земля;

2) трудовые ресурсы;

3) фактор производства;

4) капитал;

5) информация.

Ответ: ___________________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков.

1) эмиссия ценных бумаг

2) управление золотовалютными резервами государства

3) предоставление потребительских кредитов

4) открытие депозитных вкладов физических лиц

5) эмиссия национальной валюты

6) выдача ипотечных кредитов

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:___________________________

4. N - житель современного мегаполиса, участник разнообразных экономических отношений. Какие отношения связаны с получением N доходов от использования собственности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)N уплатил налог на дарение

2)N получил дивиденды по принадлежащим ему ценным бумагам

3)Соседи возместили N материальный вред, причинённый квартире, собственником которой он является

4)Банк начислил N проценты по вкладу

5)N сделал обеспечительный взнос по договору аренды коттеджа

6)N продал принадлежащий ему легковой автомобиль



5. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях.

Б) Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое.

В) Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков.

Г) Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей.

Д) За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда.



1) экстенсивный

2) интенсивный

Ответ: ___________________________

6. В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) преобладание интенсивных факторов экономического роста

2) директивное ценообразование

3) государственная собственность на большинство средств производства

4) развитая инфраструктура

5) необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

6) централизованное управление экономикой

Ответ: ___________________________

7. Найдите в приведённом ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки

2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) работающие по гибкому графику

Ответ: ___________________________

8. Установите соответствие между видами издержек и затратами фирмы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЗАТРАТЫ ФИРМЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) арендная плата за здание

Б) расходы на упаковочный материал

В) заработная плата бухгалтера

Г) сдельная зарплата рабочих

Д) расходы на перевозку продукции

1) постоянные

2) переменные

Ответ: ___________________________

9. Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать собственное частное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов.

Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лёгкость получения банковских кредитов

2) высокая степень сохранности коммерческой информации

3) простота организации и управления

4) не надо делиться прибылью с совладельцами

5) достаточно средств для рекламной кампании

6) возможность привлечь высококлассных специалистов

Ответ: ___________________________

10. На графике отражено изменение ситуации на рынке горнолыжного снаряжение. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение D1? (На графике P - цена товара, Q - количество товара.)

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016,Раздел Экономика.

  1. наступлением весны

  2. рост числа магазинов, торгующих спортивными товарами

  3. рост числа горнолыжных курортов

  4. рост популярности других зимних видов спорта

  5. рост доходов населения

Ответ: ___________________________

11. Найдите в приведённом списке меры, способствующее снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Увеличение расходов государства на социальные программы

  2. Закрытие убыточных предприятий

  3. Изъятие «лишних» денег центральным банком

  4. Отказ от повышения зарплат и пенсий

  5. Переход на натуральный обмен вместо денежного.

Ответ: ___________________________

12. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провёл сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик.

Результаты проведённого исследования были обобщены и представлены на диаграмме.

Сравнение структуры мировой экономики и экономики страны Н.

Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016,Раздел Экономика.

Какие выводы непосредственно следуют из приведённой информации?

1) В лидерах развития в мировой экономике - энергетическая отрасль.

2) Для экономики страны Н. характерно приоритетное внедрение наукоёмких технологий.

3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики.

4) Финансы и отрасли хайтек - ведущие в структуре экономики страны Н.

5) В лидерах развития в мировой экономике - хайтек.

Ответ: ___________________________

13 Найдите в списке доходы, учитываемые при исчислении Валового внутреннего продукта (ВВП), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской

2) дохода от перепродажи подержанного планшетника

3) доходы, полученные от сдачи металлолома

4) доходы от продажи партии новых компьютеров

5) доходы, вырученные от продажи овощей, выращенных фермером

6) доходы от реализации партии контрафактного товара

Ответ: ___________________________

14. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А)

подоходный

Б)

с продаж

В)

акциз

Г)

на наследство

Д)

на имущество

Е)

на добавленную стоимость


1)

прямые налоги

2)

косвенные налоги

Ответ: ___________________________

15. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поддержка и защита конкуренции

2) изменение учётной ставки процента за кредит

3) обеспечение защиты прав собственности

4) регулирование доходов населения

5) установление нормы банковского резерва

6) операции на рынке ценных бумаг

Ответ: ___________________________

16. Алина и Сергей составляют бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного они могут использовать как источники финансирования своего бизнеса? Запишите цифры, под которыми эти источники.

1) совершенствование производственных технологий

2) амортизационный фонд

3) повышение производительности труда

4) доходы от реализации продукции предприятия

5) привлечение кредитов

6) налоговые отчисления

Ответ: ___________________________

17. Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ


ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

А)

исследование мотивов поведения субъектов экономики

1)

экономика как наука

Б)

изучение национальной экономики
во взаимосвязи с внешним миром

2)

экономика как хозяйство

В)

создание и распределение материальных благ

Г)

разработка путей повышения эффективности экономических процессов

Д)

распределение доходов

Ответ: ___________________________

18. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок услуг

2) совершенная конкуренция

3)региональный рынок

4)рынок товаров

5)олигополия

Ответ: ___________________________

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся

«локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответ: ___________________________

20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.

___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, ___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) сезонный

2) социально-экономический

3) общество

4) научно-технический прогресс

5) спрос

6) предложение

7) естественный уровень

8) полная занятость

9) производственный

Ответ: ___________________________

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК

ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем

развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развывшееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен

21. Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

22. Чем, по мнению автора, различаются американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций?

23. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства

24. Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

26. Каким экономическим понятием характеризуются ситуацию, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

27. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9.3 Экономика: «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Экономика: «Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.3 Экономика: «Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)

С9.3 Экономика: «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).

С9.3 Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)


© 2010-2022