- Преподавателю
- Обществознание
- Элективный курс по обществознанию «Молодёжная субкультура как феномен культурной жизни современного общества»
Элективный курс по обществознанию «Молодёжная субкультура как феномен культурной жизни современного общества»
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова Е.А. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж
Общеобразовательное структурное подразделение
«Лицей государственной службы и правоохранительных органов»
Элективный курс по обществознанию
«Молодёжная субкультура как феномен культурной жизни современного общества»
Работу выполнила:
преподаватель по истории
и обществознанию
ГБПОУ «ССПК», «ЛГСПО»
Борисова
Елена Анатольевна
Самара 2014
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основному курсу "Обществознание". Курс предназначен преимущественно учащимся, профилирующимся в гуманитарном и социально-политическом направлениях. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения социальных отношений.
Во второй половине 20 века молодежная культура России рассматривалась как неотъемлемая часть доминирующей культуры особо не отличающаяся от последней. Но уже к концу 20 века обнаружились достаточно существенные отличия молодёжной субкультуры России с доминирующей культурой, и характер связей между ними претерпел серьёзные изменения. Кроме того субкультура стала оказывать весьма серьёзное влияние на социализацию молодёжи. Уровень требований к последней со стороны общества была повышен, и молодёжь не всегда находила устраивавшие их возможности самореализации в рамках доминирующей культуры. Поэтому стремилась модернизировать собственную субкультуру и даже взаимодействовала с контркультурой. Эти и многие другие вопросы чрезвычайно актуальны и требуют прояснения
Цель данного элективного курса: углубление знаний учащихся по теме «Молодежные субъкультуры» и использование этих знаний в разрешении проблем социализации.
Задачи данного элективного курса:
-
выявление основных тенденций развития молодёжной субкультуры;
-
уяснение её влияния на социализацию современной молодёжи;
-
показ конструктивной и деструктивной сторон влияния молодёжной субкультуры.
При работе по данной программе рекомендуется широко использовать возможности сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо структурированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным. Также можно использовать метод проектов для попыток разрешения проблем, связанных с существованием неформальных организаций молодежи, конфликтующих с доминирующей культурой. Это даст возможность сформировать у учащихся активную гражданскую позицию в решении общественных проблем.
Программа элективного курса
Тема 1. Что такое субкультура? Особенности молодёжной субкультуры.
Понятие «культура». Дифференциация культуры на субкультуры. Понятие «субкультура»
Предпосылки формирования феномена молодёжной субкультуры. Противоречие и преемственность поколений. Варианты социализации молодого поколения. Роль неформальных групп в социализации молодёжи. Досуг как наиболее доступная форма самореализации и самоидентификации молодежи. Эксцентричность, нонконформизм и инфантилизм как характеристики молодёжной субкультуры. Маргинальный характер молодежных субкультур. Склонность к девиантному поведению. Феномен молодёжных движений (символика стилистика и атрибутика)
Тема 2. Типология молодёжной субкультуры
Разнообразие имеющихся типологий. Критерии выделения типов. Новые подходы к типологизации. Существенность экономического фактора для молодёжной субкультуры.
Возможность «тусоваться», как фактор объединяющий молодых людей и отличающий их от взрослых. Обязательность разделения молодыми людьми, входящими в молодёжную субкультуру, внешних форм поведения и её символики.
Тема 3. Молодежная субкультура в России и за рубежом
Причины появления молодёжной субкультуры в России и за рубежом: общее и особенное. Социально-полезные, социально-приемлемые, социально-неприемлемые субкультуры. «Новые левые» и хиппи как две исторические формы молодёжных движений.Три волны молодёжной культуры России
Тема 4. Разнообразие неформальных организаций Самарской области
Копирование западных образцов неформальных организаций. Хиппи: социальный состав,
внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология.
Стиляги: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология.
Толкиенисты: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Панки: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология.
Скинхеды: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология.
Байкеры: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология.
Металлисты: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Реперы: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Роллеры: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
«Клубная молодёжь»: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Граффити: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Хакеры: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Мажоры: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Сатанисты: социальный состав, внешний вид, форма одежды, музыкальный стиль, язык, жаргон, развлечения, идеология
Тема 5.Взаимодействие молодёжной субкультуры с доминирующей культурой
Усложнение культур в результате взаимодействия. Эрозия молодежной культуры. «Молодежная субкультура» и «культура для молодёжи».Массовая культура и её нацеленность на молодёжь.
Тема 6. Взаимодействие молодёжной субкультуры с контр культурой.
Понятие «контркультура». Социально-исторические причины её появления.»Симбиоз» контркультуры и молодёжной субкультуры в Студенческой революции в США 60-х годов. Контркультура как бунт и молодёжная субкультура .Соотношение досуга, контр культуры и молодёжной субкультуры.
Тема 7. Проблемы и перспективы развития молодёжной субкультуры
Увеличение периода социального детства .Утрата семьёй социализирующей функции. Развитие личности молодых людей в неформальных группах оборачивается полным отказом от проявления индивидуальных качеств. Сохранение многообразия неформальных групп, которые будут удовлетворять потребности молодых людей в самовыражении, самоутверждении, не входя в серьезные противоречия с доминирующей культурой, а вступая с ней в конструктивный диалог.
Календарно-тематическое планирование курса
Модули
Количество часов
Формы работы
1-3. Что такое субкультура?
3
лекция
4-6. Особенности молодёжной субкультуры
3
лекция
7-9 Типология молодёжной субкультуры
3
лекция
10-12.Молодежная субкультура в современной России
3
Поиск информации в Интернете
13-16. Молодёжная субкультура за рубежом
4
Поиск информации в Интернете
17-22 Разнообразие неформальных организаций Самарской области
6
презентация
23-26. Взаимодействие молодёжной субкультуры с доминирующей культурой
4
социальный опрос
27-30. Взаимодействие молодёжной субкультуры с контр культурой
4
социальный опрос
31-32.Проблемы и перспективы развития молодёжной субкультуры
2
Семинар
33-34 Защита социальных проектов
2
Список ресурсов и литературы
Григорьян А.Ш. Современные молодежные субкультуры на Западе//Контркультура и социальные трансформации. М.,1990
Громов А.В. Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990
Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999
Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., 1990.
Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000
Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
Пономарева Г.М. и др. Молодежные субкультуры//Основы культурологии: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.,1998
Ручкин Б.А. и др. Российская молодежь: десять глобальных проблем. М., 1999
Сенкевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». М., 1990
Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры (subculture.narod.ru/texts/unpublished/sokolov/htm)
Субкультуры(subculture.narod.ru/index/html)
Фашизм и антифашизм в молодежных движениях и субкультурах (htpp://galaxy.orc.ru/igel/n9/disc/htm)
Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире. М., 1990.
Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.
Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма//Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
Типология культуры (в соавторстве с В.А. Бобахо, И.Ю. Чучайкиной)// Культурология: Учебник для студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1999.
ippk.msu.ru/courses/34-38.doc
prosv-ipk.ru/lesson.asp?l=201601&c=201633
yanao.ru/5/2006/10/24/5366/
modernhistory.omskreg.ru/page.php?id=762
den-za-dnem.ru/page.php?article=117
internet-school.ru/Enc.ashx?folder=293&item=4211
bf.sgu.ru
his.1september.ru/