Рабочая программа элективного курса Введение в социологию для 10 (11) класса

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика элективного курса

«Введение в социологию» - это курс, раскрывающий основы социологического знания: структуру и динамику общества, строение и развитие культуры (в ее социологическом понимании), социальную структуру как совокупность социальных статусов и ролей, социальное взаимодействие и социальные отношения, социальный контроль, санкции и формы девиантного поведения.

Данный элективный курс не дублирует, а расширяет курс «Обществознания» в той его части, которая посвящена вопросам социологии, так как новый образовательный стандарт в области Обществознания уделяет основное внимание разделам «Экономика» и «Право» в ущерб «Социологии». Социологическое же видение мира - это тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Это - комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т. д.

Цель курса


  • Расширение и углубление знаний обучающихся в вопросах социологии;

  • Помощь учащимся в подготовке к итоговой аттестации по обществознанию

Место курса в учебном плане ОУ

Данный курс, рассчитанный на 36 учебных часов, преподается в классах универсального обучения (не социально-гуманитарного профиля).

Учебно-методическое обеспечение

Элективный курс представлен следующей учебной литературой: Кравченко А. Введение в социологию. - М.: «Просвещение», 1996.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса


  • Справочная литература , словари, энциклопедии

  • Компьютер, проектор, экран

Методы обучения


  • Объяснительно-иллюстративный

  • Проблемное изложение

  • Исследовательский

Виды и формы учебной деятельности


  • Фронтальная

  • Групповая

  • Коммуникативная

  • Практикумы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Крс состоит из семи разделов:

Раздел 1 «Социологическое знание» (2 ч.) посвящен социологии как дисциплине, раскрывает основные социологические понятия, методы социологического исследования.

Раздел 2 «Развитие общества» (3 ч.) посвящен вопросам происхождения, развития общества, его типологии, формам.

Изучая раздел 3 «Культура» (11 ч.), учащиеся расширят и углубят свои теоретические знания по курсу МХК.

Раздел 4 «Социализация» (4 ч.) посвящена психологическим аспектам детства, юношества, зрелого возраста.

В разделе 5 «Социальный контроль» (3 ч.) рассматриваются проблемы социальных норм, санкций, контроля.

Раздел 6 «Социальная структура» (6 ч.) познакомит учащихся с социальными статусами, ролями, обязанностями и правами.

Вопросы социальной мобильности, правил, возможностей социального роста рассматриваются в разделе 7 «Социальная стратификация и мобильность» (7 ч.).





















ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

элективного курса «Введение в социологию»

(36 часов)

Тема раздела

№ урока

Тема урока

Содержание урока

  1. Социологическое знание

(2 ч.)

1

Вводный урок

  1. Предмет социологии

  2. Система научного знания

2

Методы исследования

  1. Анкетирование

  2. Выборочное обследование

  3. Интервью

  4. Наблюдение

  5. Эксперимент

  1. Развитие общества

(3 ч.)

3

Признаки и типология обществ

  1. Признаки

  2. Дописьменные и письменные общества

  3. Общественно-экономическая формация

  4. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества

4

Эволюция общества

  1. Закон ускорения

  2. Социальный прогресс и регресс

5

Формы прогресса

  1. Реформа

  2. Революция

  3. Модернизация

  1. Культура

(11 ч.)

6

Понятие культуры

  1. Что такое культура

  2. Цивилизация

7

Состав культуры

  1. Культурная статика

  2. Культурная динамика

8

Культурные универсалии

  1. Образ жизни

  2. Привычки

  3. Манеры

  4. Этикет

9

  1. Социальные нормы

  2. Обычаи

  3. Традиции

  4. Обряд, церемония и ритуал

10

  1. Нравы,

  2. Законы

  3. Вкусы и мода,

11

  1. Ценности

  2. Верования, знания и мифы

  3. Кодекс чести

12

Формы культуры

  1. Элитарная

  2. Народная

  3. Массовая

13

Субкультуры

  1. Молодежная субкультура

  2. Контркультура

  3. Дети Сатаны

14

Чем различаются народы

  1. Культурное разнообразие

15

Культурная динамика

  1. Открытия и изобретения

  2. Культурная диффузия

16

  1. Селективность культуры

  2. Культурный лаг

  1. Социализация

(4 ч.)

17

Детство

  1. Феральные люди

  2. Значение детства

  3. Биологические предпосылки детства

18

Два мира

  1. Взаимоотношения отцов и детей

  2. Агенты и виды социализации

19

  1. Родительство

  2. Юность

  3. Зрелый возраст

20

  1. Старость

  2. Неудачи социализации пожилых людей

  1. Социальный контроль

(3 ч.)

21

Что такое социальный контроль

  1. Социальные нормы

  2. Социальные санкции

22

Виды контроля

  1. Самоконтроль

  2. Внешний контроль

  3. Общественное мнение

23

Виды поведения за рамками нормы

  1. Девиантное поведение

  2. Делинквентное поведение

  3. Организованная преступность

  1. Социальная структура

(6 ч.)

24

Труд и занятость

  1. Общественное разделение труда

  2. Права и обязанности

25

Социальный статус

  1. Главный статус

  2. Личный и социальный статусы

  3. Несовпадение статусов

26

  1. Приписываемый статус

  2. Достигаемый статус

  3. Смешанный статус

27

Элементы статуса

  1. Статусная роль

  2. Статусные права

  3. Статусный диапазон

28

  1. Статусные символы

  2. Статусный образ

  3. Статусные обязанности

29

  1. Статусная идентификация

  2. Статусное видение мира

  3. Ролевой набор

  1. Социальная стратификация и мобильность

(7 ч.)

30

Слагаемые стратификации

  1. Исторические типы стратификации

  2. Рабство

  3. Касты

  4. Сословия

31

  1. Возникновение классов

  2. Когда трудно определить свой класс

32

  1. Общество среднего класса

  2. Стратификация смешанного типа

33

Стратификация российского общества

  1. Российское дворянство

  2. От сословий к классам

  3. Бесклассовое общество

  4. Новый класс

34

  1. Советская коммунистическая номенклатура

  2. Стратификация постсоциалистической России

35

Социальная мобильность

  1. Классификация мобильности

  2. Групповая мобильность

  3. Индивидуальная мобильность

36

Итоговое занятие

Решение проблемных задач


© 2010-2022