- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса Введение в социологию для 10 (11) класса
Рабочая программа элективного курса Введение в социологию для 10 (11) класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | МОЛЧАНОВ В.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса
«Введение в социологию» - это курс, раскрывающий основы социологического знания: структуру и динамику общества, строение и развитие культуры (в ее социологическом понимании), социальную структуру как совокупность социальных статусов и ролей, социальное взаимодействие и социальные отношения, социальный контроль, санкции и формы девиантного поведения.
Данный элективный курс не дублирует, а расширяет курс «Обществознания» в той его части, которая посвящена вопросам социологии, так как новый образовательный стандарт в области Обществознания уделяет основное внимание разделам «Экономика» и «Право» в ущерб «Социологии». Социологическое же видение мира - это тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Это - комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т. д.
Цель курса
-
Расширение и углубление знаний обучающихся в вопросах социологии;
-
Помощь учащимся в подготовке к итоговой аттестации по обществознанию
Место курса в учебном плане ОУ
Данный курс, рассчитанный на 36 учебных часов, преподается в классах универсального обучения (не социально-гуманитарного профиля).
Учебно-методическое обеспечение
Элективный курс представлен следующей учебной литературой: Кравченко А. Введение в социологию. - М.: «Просвещение», 1996.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
применение полученных знаний для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса
-
Справочная литература , словари, энциклопедии
-
Компьютер, проектор, экран
Методы обучения
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Проблемное изложение
-
Исследовательский
Виды и формы учебной деятельности
-
Фронтальная
-
Групповая
-
Коммуникативная
-
Практикумы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Крс состоит из семи разделов:
Раздел 1 «Социологическое знание» (2 ч.) посвящен социологии как дисциплине, раскрывает основные социологические понятия, методы социологического исследования.
Раздел 2 «Развитие общества» (3 ч.) посвящен вопросам происхождения, развития общества, его типологии, формам.
Изучая раздел 3 «Культура» (11 ч.), учащиеся расширят и углубят свои теоретические знания по курсу МХК.
Раздел 4 «Социализация» (4 ч.) посвящена психологическим аспектам детства, юношества, зрелого возраста.
В разделе 5 «Социальный контроль» (3 ч.) рассматриваются проблемы социальных норм, санкций, контроля.
Раздел 6 «Социальная структура» (6 ч.) познакомит учащихся с социальными статусами, ролями, обязанностями и правами.
Вопросы социальной мобильности, правил, возможностей социального роста рассматриваются в разделе 7 «Социальная стратификация и мобильность» (7 ч.).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
элективного курса «Введение в социологию»
(36 часов)
Тема раздела
№ урока
Тема урока
Содержание урока
-
Социологическое знание
(2 ч.)
1
Вводный урок
-
Предмет социологии
-
Система научного знания
2
Методы исследования
-
Анкетирование
-
Выборочное обследование
-
Интервью
-
Наблюдение
-
Эксперимент
-
Развитие общества
(3 ч.)
3
Признаки и типология обществ
-
Признаки
-
Дописьменные и письменные общества
-
Общественно-экономическая формация
-
Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества
4
Эволюция общества
-
Закон ускорения
-
Социальный прогресс и регресс
5
Формы прогресса
-
Реформа
-
Революция
-
Модернизация
-
Культура
(11 ч.)
6
Понятие культуры
-
Что такое культура
-
Цивилизация
7
Состав культуры
-
Культурная статика
-
Культурная динамика
8
Культурные универсалии
-
Образ жизни
-
Привычки
-
Манеры
-
Этикет
9
-
Социальные нормы
-
Обычаи
-
Традиции
-
Обряд, церемония и ритуал
10
-
Нравы,
-
Законы
-
Вкусы и мода,
11
-
Ценности
-
Верования, знания и мифы
-
Кодекс чести
12
Формы культуры
-
Элитарная
-
Народная
-
Массовая
13
Субкультуры
-
Молодежная субкультура
-
Контркультура
-
Дети Сатаны
14
Чем различаются народы
-
Культурное разнообразие
15
Культурная динамика
-
Открытия и изобретения
-
Культурная диффузия
16
-
Селективность культуры
-
Культурный лаг
-
Социализация
(4 ч.)
17
Детство
-
Феральные люди
-
Значение детства
-
Биологические предпосылки детства
18
Два мира
-
Взаимоотношения отцов и детей
-
Агенты и виды социализации
19
-
Родительство
-
Юность
-
Зрелый возраст
20
-
Старость
-
Неудачи социализации пожилых людей
-
Социальный контроль
(3 ч.)
21
Что такое социальный контроль
-
Социальные нормы
-
Социальные санкции
22
Виды контроля
-
Самоконтроль
-
Внешний контроль
-
Общественное мнение
23
Виды поведения за рамками нормы
-
Девиантное поведение
-
Делинквентное поведение
-
Организованная преступность
-
Социальная структура
(6 ч.)
24
Труд и занятость
-
Общественное разделение труда
-
Права и обязанности
25
Социальный статус
-
Главный статус
-
Личный и социальный статусы
-
Несовпадение статусов
26
-
Приписываемый статус
-
Достигаемый статус
-
Смешанный статус
27
Элементы статуса
-
Статусная роль
-
Статусные права
-
Статусный диапазон
28
-
Статусные символы
-
Статусный образ
-
Статусные обязанности
29
-
Статусная идентификация
-
Статусное видение мира
-
Ролевой набор
-
Социальная стратификация и мобильность
(7 ч.)
30
Слагаемые стратификации
-
Исторические типы стратификации
-
Рабство
-
Касты
-
Сословия
31
-
Возникновение классов
-
Когда трудно определить свой класс
32
-
Общество среднего класса
-
Стратификация смешанного типа
33
Стратификация российского общества
-
Российское дворянство
-
От сословий к классам
-
Бесклассовое общество
-
Новый класс
34
-
Советская коммунистическая номенклатура
-
Стратификация постсоциалистической России
35
Социальная мобильность
-
Классификация мобильности
-
Групповая мобильность
-
Индивидуальная мобильность
36
Итоговое занятие
Решение проблемных задач