- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономическая теория»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономическая теория»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хлынина М.Н. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Копейский политехнический колледж
(гБоу спо (ССУЗ) кПк)
Теория спроса и предложения
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине «Экономическая теория»
для специальностей экономического профиля
Копейск 2013
Теория спроса и предложения: методическая разработка учебного занятия / Сост. М.Н. Хлынина.- Копейск: ФГОУ СПО Копейский политехнический колледж, 2013. - 15 с.
Составитель
М.Н. Хлынина, преподаватель экономических дисциплин Копейского политехнического колледжа
Введение
Для выполнения задач перехода России к регулируемой рыночной экономике необходимы специалисты с новым типом экономического мышления, понимающие экономические принципы и законы действия рыночного механизма и теоретические основы государственного регулирования экономики, владеющие методами экономического анализа. Это предопределяет значение курса экономической теории в учебном процессе.
Тема «Теория спроса и предложения» изучает раздел микроэкономики, а именно основы теории спроса и предложения, потребительского выбора. Перечисленные понятия являются базовыми для изучения основных экономических процессов, маркетинга.
Изучение учебного материала целесообразно начинать с проверки усвоения таких понятий как рынок, цена, конкуренция.
Подготовка занятия включает в себя:
-
подбор теоретического материала и примеров, ярко иллюстрирующих экономические процессы;
-
подготовки студентов к работе с программой Excel (построение таблиц и графиков);
-
изготовление презентации (слайды Power Point);
-
формирование банка практических заданий (вариантов задач, вопросов, ситуаций).
Проводить учебное занятие необходимо в компьютерном классе с мультимедиа оборудованием, интерактивной доской.
Тема: Теория спроса и предложения
Вид занятия: комбинированный урок
Цели занятия:
- изучение теории спроса и предложения, потребительского выбора, экономических категорий (спрос, предложение, цена), принципов и законов спроса и предложения;
- развитие умения применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов;
- формирование экономического мышления;
- развитие коммуникативных навыков, умений рационального использования времени для решения задач;
- воспитание ответственного отношения к работе.
План занятия:
1 Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.
2 Предложение. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3 Равновесие спроса и предложения. Факторы, влияющие на положение равновесия.
Оборудование: ПК, раздаточный материал, таблицы, графики, интерактивная доска, мультимедиа проектор.
Список используемых источников:
-
Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник под редакцией В.Г. Слагода-М.: ФОРУМ, 2009. - 368 с
-
Ресурсы Internet
Ход урока:
-
Организационный момент
Проверка присутствия студентов на занятиях, их готовность к уроку. Сообщение темы и целей занятия, актуализация теоретических знаний.
Приступая к изучению проблемы спроса и предложения, необходимо иметь в виду, что спрос, предложение и цена являются основными характеристиками рынка. Из предыдущего материала, сделаем вывод, что поведение продавца и покупателя объединяют спрос и предложение.
Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения. При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.
Решение проблемы "Что производить?" определяется, прежде всего, голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.
Главным фактором, определяющим решение проблемы: "Как производить?" является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.
Решение проблемы: "Для кого производить?" зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль - все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага.
-
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос студентов.
-
Что такое рынок?
-
Какие виды рынков мы знаем?
-
Дать определение конкуренции
-
Что такое потребность?
-
Объяснение нового материала по теме «Теория спроса и предложения»
3.1 Сообщение новых знаний по вопросу: Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
Организация беседы по новой теме. Изучение и анализ табличной и графической информации. Самостоятельная работа студентов с программой Excel.
Дадим определение, что такое спрос. Разберем Закон спроса, и как он действует на рынке.
В любой период существует определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта взаимосвязь называется кривой спроса, или графиком спроса. В качестве примера построим график спроса на пшеницу в зависимости от рыночных цен на нее (построение графика в Excel). Для построения графика используем условные данные, представленные в табл. 1
Таблица 1 - Данные для построения графика спроса на пшеницу
Цена за 1 т, р.
Р
Объем спроса в месяц, млн т
Qd
4200
2,0
3600
2,4
3000
2,8
Продолжение таблицы 1
2400
3,3
1800
4,0
1200
4,8
600
5,8
На основании данных табл. 1 построим график спроса на пшеницу (рис. 1)
Рис. 1 График спроса на пшеницу
Кривая спроса может перемещаться либо вправо либо влево. Это происходит при неценовых изменениях. Потребительские ожидания - один из факторов, который может стать причиной сдвига кривой спроса. Если в стране ожидается рост цен, то люди стремятся как можно больше товаров по действующим ценам. Это особенно ярко проявляется в период инфляции, когда цены растут на все товары, но покупатели увеличивают на них спрос в ущерб сбережениям. Изменение вкусов - еще один источник изменения спроса. Сегодня вкусы меняются очень быстро (одежда, электроника, еда). В этом случае кривая спроса находится в постоянном движении. Денежные доходы покупателей - влияние изменения денежных доходов потребителей на спрос зависит от того, к каким товарам относится данный продукт - к товарам высшей категории (нормальным товарам) или к товарам низшей категории. Взаимозаменяемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар (пшеница и рожь, чай и кофе) ведут к увеличению спроса на данный товар.
Вопросы студентам для закрепления изученного материала: Объясните, как действует Закон спроса на рынке? Что показывает кривая спроса на графике? Приведите примеры объясняющие сдвиги кривой спроса.
3.2 Сообщение новых знаний по вопросу: Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
Перейдем ко второму экономическому явлению - это предложение. Дадим определение, что такое предложение. Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Разберем Закон предложения, и как он действует на рынке.
Построим график предложения пшеницы. Для построения графика используем данные, представленные в таблице 2 (построение графика в Excel).
Таблица 2 - Данные для графика предложения пшеницы
-
Цена за 1т, р.
Р
Объем предложения в месяц, млн т
Qs
4200
5,1
3600
4,6
3000
4,0
2400
3,3
1800
2,6
1200
1,6
600
0
На основании данных табл. 2 построим график предложения пшеницы (рис. 2).
Рис. 2 График предложения пшеницы
График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже.
Кривая предложения также может перемещаться либо вправо, либо влево. На это влияют неценовые факторы: изменение технологии - внедрение новой более современной технологии позволяет увеличить объем производства и снизить издержки производства; изменение в экономической политике правительства - налоги являются составной частью издержек производства, следовательно, при повышении налогов цены на готовую продукцию возрастут, спрос и предложение будут сокращаться; изменение внешних условий - на условия предложения могут повлиять ЧО, природные катаклизмы: война, засуха, наводнение, эпидемии, политические события и т.д.; потребительские ожидания - ожидаемое повышение цен на прохладительные напитки летом может заставить товаропроизводителей накапливать этот товар, а затем после повышения цены резко увеличить предложение.
Вопросы студентам для закрепления изученного материала: Объясните, как действует Закон предложения на рынке? Что показывает кривая предложения на графике? Приведите примеры объясняющие сдвиги кривой предложения.
3.3 Сообщение новых знаний по вопросу: Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Для того чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. Рассмотрим рыночное равновесие в виде таблицы 3 и построим график (рис. 3) на основе этих данных (построение графика в Excel).
Таблица 3 - Данные для построения графиков спроса на пшеницу и предложения пшеницы
-
Возможная цена за 1 т, р. Р
Объем спроса в месяц, млн т Qd
Объем предложе-ния в месяц, млн т Qs
Излишек (+) или дефицит (-)
Давление на цены
1050
2,0
5,1
3,1
900
2,4
4,6
2,2
Вниз
750
2,8
4,0
1,2
600
3,3
3,3
0
Равновесие
450
4,0
2,6
-1,4
300
4,8
1,6
-3,2
Вверх
150
5,8
0
-5,8
Рис. 3 Установление равновесной цены и равновесного количества
Точка равновесия Е при пересечении кривых спроса и предложения показывает на осях координат равновесную цену и равновесное количество. При более низкой цене, чем цена равновесия, будет наблюдаться дефицит пшеницы. При цене, выше равновесной, будет излишек пшеницы. Разберем два понятия излишек и дефицит.
4Решение задачи
Рассмотрим пример решения задачи на определение рыночного объема и рыночной равновесной цены
Задача: Спрос и предложение на учебник «Экономическая теория» оцениваются следующими уравнениями:
Qd=2400-110*P
Qs=100+250*P
Определить равновесную цену учебника и количество проданных учебников.
Решение:
Дано: Qd= Qs
Qd=2400-110*P 2400-110*P =100+250*P
Qs=100+250*P -360Р= -2300
Р=6,38
РА-? Q А-? Qd=2400-110*6,38=1707
Qs=100+250*6,38=1707
Ответ: Р=6,38 у.д.ед., Q=1707ед.
5 Самостоятельное решение задач по вариантам (Приложение 1)
6 Контроль усвоения материала, выявление пробелов:
Вопросы:
-
Что означает закон спроса?
-
Изменение какого фактора, влияющего на предложение, не вызывает сдвига графика предложения?
-
К чему приведет рост спроса на товар, при снижении его предложения?
-
Какие факторы влияют на сдвиг кривой спроса?
-
В чем проявляется закон предложения?
-
Что произойдет на рынке данного товара при увеличении его предложения?
-
Какие изменения произойдут на рынке при снижении спроса на данный товар и росте его предложения?
-
Что произойдет, если предложение товара и спрос на него возрастут?
-
Что может быть причиной падения цены на данный продукт?
-
В результате, каких факторов спроса и предложения, может повыситься цена на данный товар?
8 Домашнее задание:
Тема 3.1 с 82-104. Слагода В.Г. Экономическая теория
Задачи: с 104
9 Подведение итогов. Выставление оценок