Разработка урока СМИ - четвертая власть

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока СМИ - четвертая власть.Разработка урока СМИ - четвертая власть.Разработка урока СМИ - четвертая власть.Разработка урока СМИ - четвертая власть.Урок на тему «Четвертая власть (СМИ между властью и гражданским обществом)».

Цели урока : актуализировать понимание учащимися значимости информации как основного ресурса современного общества и возрастания роли СМИ как ее канала.

Задачи урока :

1.Получить знания о роли СМИ в обществе;

2.Научить учащихся видеть различные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор;

3.Развивать навыки ведения дискуссии и аргументированного выбора собственной позиции;

4.Развивать коммуникативные компетенции учащихся в ходе организации групповой работы;

5.Развивать умение рефлексии собственной деятельности.

Предполагаемые результаты урока :

1.Учащиеся должны получить знания таких понятий как:

-СМИ,

-информация,

-четвертая власть,

-информационно общество,

-создатели смыслов.

2.Учащиеся должны прийти к пониманию противоречивой роли СМИ в обществе как конструктивной, так и деструктивной.

3.Учащиеся должны выяснить содержание основных функции СМИ.

4.Учащиеся должны научиться :

-аргументировать свою позицию,

-проводить рефлексию собственной деятельности,

-видеть противоположные стороны одной и той же проблемы,

-представлять текстовую информацию изобразительного ряда.

5.Учащиеся должны получить опыт :

-групповой работы,

-участия в мозговом штурме,

-презентации результатов собственной работы.

Этапы урока :

1.Организационный момент урока :

-Рассаживание учащихся.

-Формулирование учителем темы, целей и задач урока.

2.Мотивационный момент урока: прослушивание учащимися притчи : «Любопытные и слон» и определение ее связи с темой урока.

3.Мозговой штурм.

4.Мини-лекция.

5.Работа учащихся в группах кооперативного обучения. Согласно инструкции, результатов.

6.Презентация работы групп.

7.Закрепление материала темы путем выполнения задания «Синквейн».

8.Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Ход урока :

1.Предложите учащимся занять места на расставленных полукругом стульях.

2.Ознакомьте учащихся с темой урока и предложите поработать над проблемами « СМИ отражают мир или конструируют его?», «Какая роль СМИ преобладает в современном мире -конструктивная или деструктивная?».

3.Предложите учащимся прослушать «Любопытные и слон» : Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе как он выглядит. Слон был огромен, поэтому каждый из посетителей смог ощупать только часть животного и таким образом, составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой погладил бивни и сказал, что слон - это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который дотянулся до спины сказал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

Люди спорили между собой, пока не пришел мудрец. Он сказал им: «Каждый из вас прав в мелочах, но все вы ошибаетесь в главном. Не делайте общих выводов на основе небольшой информации. Обменяйтесь своими наблюдениями и создайте общую картину. Изучение только одного фрагмента и приводит к обману».

Вопросы:

Что произошло с информацией в этой истории?

Как сделать информацию более объективной?

Что бы вы посоветовали спорящим?

Очень важным для современного человека является формирование критического отношения к информации, предоставляемой СМИ.

Предложите учащимся поучаствовать в мозговом штурме «СМИ приносят пользу человечеству и обществу» «СМИ приносят вред человечеству и обществу».

Анализирую результаты мозгового штурма, учитель вместе с учащимися приходит к выводу о том, что СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и приносят вред. Современный человек не может отказываться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию нужно критически осмысливать, отвечая на вопрос : «Кому это выгодно?», «Кто является создателем смыслов?». Каждый сам должен определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам можно следовать, а каким нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

В качестве мини-лекции учащимся можно предложить различные теории о роли СМИ (информация высвечивается на интерактивной доке).

Теория

Основные положения

1.Концепция навязывания повестки дня

СМИ указывает о чем нам надо

2.Теория социального научения

Человек усваивает поведение, которое пропагандирует СМИ

3.Теория культивирования

СМИ формирует мировоззрение человека

4.Теория использования удовлетворения

Рассматривает, как человек использует СМИ и какое удовлетворение от них получает

5.Теории социализации

Анализирует как знание становится частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества.

Демократические теории отводят СМИ чрезвычайно важное место «Четвертой власти», призванной предупреждать чрезмерную экспансию любой из 3-х конституционных властей. СМИ должны обеспечивать властям обратную связь, информировать их о мнении избирателей по важным вопросам внутренней и внешней политики. Хорошо отлаженный механизм обратных связей является важным условием формирования гражданского общества. Постоянное повышение роли СМИ в информационном обществе происходит под лозунгом защиты «независимости СМИ» как одной из главных демократических свобод и признании их роли как «четвертой власти» в демократическом обществе. Эту свободу и роль вынуждены признавать все государства. Однако существует зависимость СМИ от своих читателей и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, узких групп людей, определяющих политику СМИ. Эти люди могут приобрести значительную власть, которой они могут распоряжаться не только в общественных, но и частных интересах.

В этой ситуации правительства всех стран пытаются контролировать СМИ. Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничить их деструктивную роль и самоуправство их владельцев, является внутренняя самоорганизация сферы массовой информации.

Предложите учащимся поработать над проблемами, заявленными на уроке, объединившись в группы. Произведите разбивку учащихся на группы «Информация». «Власть», «СМИ», «Свободная пресса», используя карточки с названиями групп.

Группы начинают работу по теме урока согласно предложенной инструкции (см. приложение №1).

После заверешения работы, группы представляют результаты своей деятельности (используя ролевые сценки, рисунки на ватманах).

Закрепляя материал темы, предложите учащимся написать Синквейн «СМИ» (правила написания Синквейна - приложение № 2).

Завершая урок предложите учащимся провести рефлексию своей познавательной деятельности на уроке, используя методику «неоконченные предложения». Учащиеся завершают неоконченные предложения: на этом уроке я понял………………………………..,

Я узнал………………………………..,

Я научился……………………………,

Поблагодарите учащихся за урок и пожелайте использовать полученные знания для успешного личностно-гражданского самоутверждения.

Приложение № 1 Инструкция работы в группе.

1.Распределите роли в группе:

-ведущий -развивающий и поощряющий дискуссию

-докладчик - обобщающий результаты дискуссии

-хронометрист - следящий за временем

-лаборант -отвечающий за оформление доклада

-оппонент -внутренний критик.

2.Ведущий напоминает правила работы в группе:

-активность каждого

-учиться друг у друга

-говорит один

-мнение каждого-ценность

-я-высказывание

-участники разделяют ответственность

-говорить кратко и по существу

Задания первой группы:

1.Сформулируйте определение понятия «СМИ».

2. Из предложенного набора выражений выберите, что относится к СМИ и внесите в схему



СМИ



Выражения: гулять по улице, смотреть телевизор,болтать с приятелем,познакомиться с рекламой, посмотреть кино,посетить магазин,послушать радио,смотреть видео,сходить в кафе,подготовить доклад по истории,используя интернет.

3. Без помощи сказанных или написанных слов необходимо показать понятие «информация», используя жесты, рисунки, постановку сценок.

4. Составьте рассказ «Один день без СМИ».

5. Сделайте вывод о роли СМИ в жизни человека.

Задания 2 группе

1.Сформулируйте понятие «информация».

2.Вставьте в данное вами определение пропущенные слова и объясните, почему вставили именно эти слова и объясните, как они связаны с содержанием определения.

« Информация - это сведения об …………………………………….. мире и протекающие в нем ………………………………. Сообщения, осведомляющие о положении………………………….. и состоянии чего-либо.

3. Без помощи сказанных или написанных слов необходимо показать понятие «Цензура», использую жесты, рисунки, постановку сценок.

4. Составьте рассказ «Один день без СМИ».

5. Сделайте выводы о роли СМИ в жизни общества.

Задание 3 группе:

  1. Сформулируйте понятие «Власть».

  2. Поставьте в определенном порядке предложенные выражения, чтобы получилось определение понятия «власть». Продолжите предложение : «Власть - это ………………….» набор выражений : над чем-то, и распоряжений, право, свобода действий, воля и сила.

  3. Без помощи сказанных или написанных слов необходимо показать понятие «общественное мнение», использую жесты, рисунки, постановку сценок.

  4. Составьте рассказ «Один день без СМИ».

  5. Сделайте выводы о роли СМИ в жизни общества.

Задание 4 группе:

1.Объясните выражение «СМИ-четвертая власть».

2. Предложите учащимся определение, в которое необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, почему именно эти слова здесь необходимы.

«СМИ-четвертая власть»,означает, что СМИ в ………………………………..обществе должны находиться в конструктивной …………………………………к трем ………………………………………………власти: …………………………, …………………………………………………………………,к ……………………………………………………………..».

  1. 3. Без помощи сказанных или написанных слов необходимо показать понятие «телевидение», использую жесты, рисунки, постановку сценок.

  2. Составьте рассказ «Один день без СМИ».

  3. Сделайте выводы о роли СМИ в жизни общества.



© 2010-2022