Конспект урока Избирательные системы

Цель урока:          Сформировать у учащихся научное представление об избирательной системе и ее типах, раскрыть и осмыслить такие понятия, как голосование, активное и пассивное избирательное право, референдум.          Способствовать развитию самостоятельного мышления, творческих способностей учащихся; умения анализировать учебный материал.          Продолжить развитие навыков делового межличностного общения на основе сотрудничества.          Воспитывать школьников в духе традиций демокра...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок открытия нового знания

Предмет: Обществознание, 9 класс.

Разработчик: Крюкова Елена Викторовна,

учитель обществознания МБОУ «СОШ № 30»


Цель урока:

 Сформировать у учащихся научное представление об избирательной системе и ее типах, раскрыть и осмыслить такие понятия, как голосование, активное и пассивное избирательное право, референдум.

 Способствовать развитию самостоятельного мышления, творческих способностей учащихся; умения анализировать учебный материал.

 Продолжить развитие навыков делового межличностного общения на основе сотрудничества.

 Воспитывать школьников в духе традиций демократической политической культуры.

Методические приемы: самостоятельная работа в группах с различными источниками информации, решение проблемных и познавательных задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, «Лист самооценки».

Презентация урока

Понятия: избирательная система, референдум, абсентеизм, электорат, пассивное и активное избирательное право, политические партии.

II. Имитационная игра. А сейчас, уважаемые коллеги, я проведу с вами часть урока открытия нового знания по обществознанию в 9 классе.

ХОД УРОКА:

I. Слово учителя. Здравствуйте. Приятно всех вас видеть на уроке обществознания.

Обратите внимание, на слайд, как вы думаете, что на нем изображено? (Слайд1.)

(Выслушиваются мнения учащихся.) Кто из вас знает определение понятия общество, которое формулируется только при помощи 2-х слов?

(Ответ: Общество - динамическая система.)

Итак, что изображено на слайде? - Модель общества, в виде системы. Перечислите известные вам компоненты этой системы. (Ожидаемый ответ: сферы, институты, нормы, общественные связи.)

Обратите внимание на афоризм, который написан на доске.

«Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам».

Георгий Александров

II. Думаю, вы уже догадались, что на нашем уроке, немало важную роль, будут играть

загадки. Моя задача загадывать вам их, ваша - отгадывать.

Итак, первая загадка связана с темой нашего урока и ответ на нее вам может помочь найти компонент схемы, представленной на слайде (слайд 1.)

Это понятие ввел Аристотель,

Его описал он в трактате своем.

Оно представляет источник событий,

Которых боимся, и все таки ждем. (ПОЛИТИКА)

На уроках истории в 9 классе мы изучали темы «Особенности российской многопартийности», «Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г» и поэтому определенные знания, связанные с понятием политика у вас есть. Продолжаем отгадывать загадки и проверять ваши силы. Подсказок больше не будет, из правильно озвученных вами ответов я буду создавать облако слов, те ответы, которые вместо вас придется озвучивать мне, будут записываться на доске в отдельном конверте.

1. Хорошо когда их больше двух,

Тогда свободен у народа дух.

Если же одна осталась,

То считай, страна попалась.

Под контроль ее возьмет,

К коммунизму поведет. (ПАРТИЯ)

2. Это группа самых лучших.

Их в лицо ты должен знать.

И додумался же кто-то

Их «сливки общества» назвать. (ЭЛИТА)

1. Хоть говорят, что в поле ты один не воин,

Но среди нас всегда есть тот, кто почестей достоин.

И от него лишь одного, порой зависит много,

Ведет он нас как рулевой, незримою дорогой. (ЛИДЕР)

Этот день я не забуду

Выбор мой определён

Ставлю галочку напротив я того, в ком убеждён (ГОЛОСОВАНИЕ)

Слово учителя. Чтобы у вас не пропал интерес к работе с загадками, я немного изменю их внешнюю форму. А натолкнуло меня на эту мысль высказывание Оскара Уайльда «Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей». Я буду читать вам четверостишье, намеренно не договаривая последнего слова. Вы должны будете его озвучить сами.

6. Партии, движения и государства,

В борьбе за власть считают ценные минуты,

Голосование по пратийным спискам

_______ (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ) делают систему

7.Есть категория людей такая,

Которая живет политики не зная.

Голосовать не ходят, говорят:

«Жить без политики привычнее и проще,

Нам обещают все подряд,

А кошелек и ныне тощий»

Обходят мимо все идейные теченья

Чужды им даже ценности либерализма,

Ни Ленина не чтят, ни Карла Маркса

Удел их - пленниками быть (АБСЕНТЕИЗМА)

8. Быть выборщиком - хорошо, депутатом - лучше!

В депутаты б я пошел, путь меня научат!

Кандидатуру выдвину свою на пост

______ (МАЖОРИТАРНУЮ) систему двину в рост!

Число желающих повластвовать растет как снежный ком,

Руководит же избирательным процессом (ЦЕНТРИЗБИРКОМ).

______ идёт на выборы,

Сегодня власть свою он выберет! (ЭЛЕКТОРАТ)

III. Слово учителя. В ходе работы с загадками, у нас получилось два списка, один в виде облака, а другой - в виде конверта, на сервере в сети Интернет, давайте в нем оставим только те понятия, с которыми вы уже знакомы, они имеют отношение к теме «Политическая деятельность». Отправим их письмом в архив своей памяти.

А те понятия, которые вам не достаточно хорошо известны (учащиеся самостоятельно соотносят списки понятий, сопровождая свою работу комментарием), которые, может быть, только сегодня вы услышали, оставим в классе, на доске и на слайде (слайд 5.)

IV. Слово учителя. Обратите внимание на слайд (слайд 6), и предположите тему урока, цели и задачи, которые мы должны будем решать в рамках темы урока. Предложите средства и методы, необходимые для решения поставленных задач.

Комментарий: В ходе коммуникативного диалога учащиеся должны не только назвать тему

(«Выборы, референдум. Избирательная система, её типы.»), но и осознать, что тема объемная по своему содержанию, необходимо изучить все типы избирательных систем, особенности избирательного процесса (активное, пассивное избирательное право)

Необходимо подвести учащихся к мысли о необходимости организовать работу в группах, с использованием всех возможных источников информации: учебников, источников информации

V. Слово учителя. Прежде чем мы начнем реализацию разработанного нами проекта, необходимо дать первичное определение понятию избирательная система и избирательное право, используя тот небольшой арсенал знаний, который вы имеете. Каждая группа дает свое определение и записывает его на своем планшете. Каждый последующий урок группы будут переписывать определение, включая в него уточняющую информацию, ведь арсенал знаний постепенно будет накапливаться, и на обобщающем уроке вы представите свое окончательное, полное определение, и мы все вместе дадим оценку каждому сформулированному группой определению.

Самостоятельная работа в группах.

Цель: 1.Самостоятельно изучить и проанализировать вопрос о типах избирательной системы, избирательном праве и политических партиях, как основных составляющих организационного компонента политической системы.

2.Публично представить работу группы.

Группа 1. Задание: используя материал учебника «обществознание» под ред. А.И. Кравченко, ответьте на вопросы:

1.что такое активное и пассивное избирательное право?

2.Какими исключительными преимуществами оно обладает? Чем власть государства отличается от других видов власти?

Группа 2.

1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Мажоритарная избирательная система»

2.Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 3.

  1. Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Пропорциональная избирательная система»

2 . Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 4.

1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Избирательная система РФ»

2.

Группа 5.

1.На основе учебного материала представьте схему, в которой было бы отражено многообразие политических партий.

2.Назовите главный отличительный признак политических партий.

Комментарий: Классификации политических партий

Политические Партии

Кадровые Массовые Электоральные

Политические партии

Реакционные Консервативные Реформистские Революционные

Политические партии

Децентрализованные Централизованные Строго централизованные

Политические партии

На выполнения работы в группах учащимся дается 15минут. Далее каждая группа представляет результаты своей работы, предлагая остальным ребятам записать в тетрадь наиболее важные сведения, которые удалось извлечь участникам групповой работы. (Схемы вывешиваются на доске).

VI. Слово учителя. Давайте закрепим полученные знания: Каждая группа на основе изученного ею материала должна подготовить 2 вопроса и задать их любому ученику из другой группы, полученные ответы необходимо прокомментировать.

VII. Слово учителя. В качестве самостоятельной работы вам предлагаются 2 текста, один посвящен избирательным системам, другой политическим партиям.. Выберите сами для себя текст и выполните задание по типу В 6 из ЕГЭ по обществознанию. Если позволяет время, можно выполнить оба задания.

VIII.

Тренировочные задания.

1. Опираясь на полученные знания различных классификаций партий, определите место в них любой известной вам партии.

Например: КПСС - массовая партия, революционная, централизованная, коммунистическая.

Придумайте пять лозунгов, в которых были бы отражены идейные основы пяти известных вам типов партий. (Это задание рационально предлагать только в хорошо подготовленных классах.)

В классах среднего уровня подготовки может быть предложено следующее задание:

Определите, какому типу партии по идеологическому признаку принадлежит тот, или иной лозунг.

1.Да здравствует монархия!

2.Даешь свободу слова!

3.Россия для русских!

4.Даешь социальные гарантии!

5.Да здравствуют строители светлого будущего.

IX. Слово учителя. Заполните «Лист самооценки». Выразите свое отношение к реализованному на уроке проекту «открытия» нового знания по теме «Голосование, выборы, референдум». Что получилось особенно хорошо? Что не получилось?

Домашнее задание: составить синквейн на тему «Референдум».



© 2010-2022