ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» (для обучающихся 9 классов)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ

по

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

(для обучающихся 9 классов)



















2015 г.

Паспорт программы

Наименование Образовательной программы

Программа элективного предмета «Обществознание»

Назначение программы

Программа предназначена для подготовки обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме ОГЭ, расширения и углубления образовательной области предмета

Сроки реализации программы

1 года

Разработчик программы

Учитель истории и обществознания Гасинюкова И. П.

Дата рассмотрения программы и решение об утверждении

Протокол педагогического совета

№ 1 от 14 сентября 2015 г.

Цели программы

целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи программы

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- ознакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.

Прогнозируемый результат реализации программы

- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

- строить межпредметные связи на основании изучаемого материала.

Возможности внесения коррективов в программу

Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.

• изменение социального и государственного заказа

Перечень документов, на основании которых разработана программа

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Программа развития МОУ «СОШ № 8»;

Концепция модернизации российского образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);

Национальная инициатива «Наша новая школа»;

Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (2011 год);

Устав МКОУ «СОШ № 8»


Пояснительная записка

Статус программы

Авторская программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: паспорт программы; пояснительную записку; примерное тематическое планирование предмета; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; рекомендуемая литература.

Общая характеристика элективного предмета

Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию - один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.

Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.

Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий.

В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию, а примерная программа профильного уровня содержит такой содержательный компонент как «Социальная психология».

Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи программы:

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на 1 год обучения, 17 учебных часов.

Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения элективного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

п/п

Тема

Всего часов

лекции

семинары

практикум

дискуссия

форма контроля

1.

Общество как динамичная система

4

1

1

1


1 (тест)

2.

Человек.

3

1


1


1 (тест)

3.

Познание

3

1


1


1 (тест)

4.

Духовная культура

3

1

1

1


1 (тест)

5.

Социальные отношения

4

2

1

1


1 (тест)

6.

Политика

6

2


2

1

1 (тест)

7.

Право

6

2


2

1

1 (тест)

8.

Экономика

5

2


2


1 (тест)


Итого

34

12

3

11

2

8

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Тема 1. Общество как динамичная система (4 ч)

Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).

Тема 2. Человек (3 ч)

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Познание (3 ч)

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие видов познания. Научное познание. Уровни и методы научного познания. Социальное и гуманитарное знание.

Тема 4. Духовная культура (3 ч)

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия. Искусство, его формы, основные направления. Мораль и нравственная культура.

Тема 5. Социальные отношения (4 ч)

Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.

Тема 6. Политика (6 ч)

Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.

Тема 7. Право (6 ч)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.

Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.

Тема 8. Экономика (5 ч)

Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного предмета «Обществознание» ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Рекомендованная литература для учителя:

1. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10-11 классы, авт. Е.Н.Сорокина. 2012г.

2.Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень 10-11 класс, авт. Т.П.Бегенеева.2011г.

3.Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко 9 класс, авт. А.В. Поздеев, М.,

изд. ВАКО

4. Обществознание. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбову, часть I-II, авт. С.Н. Степанько. Изд. Учитель, 2012г.

5. Уроки экономики в школе. Е.В. Савицкая.

Рекомендованная литература для учащихся:

1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

«Общество», «Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право», «Политика».

Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2012г. Изд. Астрель,

2.Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2010 г. изд. Легион

3. Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. под ред. Л.Д. Боголюбова , М. Дрофа 2013г.

4. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель.

5. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М., Национальное образование.2011г.

6. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А. Баранова, изд. Астрель

7. ЕГЭ за 30 дней, обществознание, экспресс-репетитор, авт. А.В.Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель


© 2010-2022