Рабочая программа и тематическое планирование Я-гражданин России

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я - гражданин России»

(духовно- нравственное направление)



Пояснительная записка

«Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, политическими отношениями и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

К.Д.Ушинский, 1867 г.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, без которого немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга, уважения к закону.

Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у человека сами по себе.

Важную роль в этом процессе может сыграть программа внеурочной деятельности «Я - гражданин». Она направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, родному краю, стране, обычаям и традициям русского народа. Программой предусмотрено правовое образование учащихся.

Программа составлена в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Концепцией патриотического воспитания граждан РФ;

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Уставом школы.

Цель программы

-Формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности на основе принятия общих национальных нравственных ценностей:

-создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

- воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Основные задачи:

  • формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;

  • формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;

  • способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;

  • включить учащихся в активное познание своей «малой родины»;

  • воспитывать верность духовным традициям России;

  • воспитывать гражданское самосознание и правосознание.

Принципы содержания программы

  • принцип нравственного примера педагога. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример гражданского личностного поведения;

  • принцип социально-педагогического партнёрства предполагает выстраивание партнёрских отношений с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • принцип индивидуально-личностного развития. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность;

  • принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

Аудитория:

программа рассчитана для работы с учащимися 5 класса.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год.

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -17, практических -17.

Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-праздник.

Межпредметные связи

Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литература», «История», «Обществознание», «Истоки».

Он имеет ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение тренингов, бесед, мультимедийных занятий, праздников, экскурсий, игр и другие формы.

Цель этой работы - закрепление знаний учащихся на практике.


Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Когнитивная составляющая - знание:

  • общечеловеческих ценностей;

  • прав человека в РФ;

  • государственных символов России, региона;

  • документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

  • прав и обязанностей обучающихся;

  • способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

  • государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

  • о своей этнической принадлежности;

  • основных моральных норм;

  • конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

  • правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

  • выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

  • оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  • ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  • участвовать в общественной жизни;

  • вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносно-смысловая и эмоциональная составляющая - проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

  • уважение к другим народам России;

  • уважение к ценностям семьи;

  • честность,целеустремлённость трудолюбие самодеятельность и самостоятельность жизнестойкость;

  • следование моральным нормам.

Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:

  • личностных:

  • выраженной устойчивой познавательной мотивации;

  • положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциальном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь.

  • регулятивных:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять инициативу в сотрудничестве;

  • самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

  • познавательных:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • коммуникативных:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Правила для учащихся. Как вести себя в школе.

Наше государство - Россия. Древние города России. История возникновения города Москвы (Легенда о Московии ). Современная Москва . Символы государства. История флага. Государственные праздники.

Военные профессии. Великие полководцы России. Великая Отечественная война.

Права и обязанности детей. Конвенция о правах ребёнка. Право человека на жизнь, свободу, достоинство. Права и обязанности несовершеннолетних.

Мой дом - моя крепость. Человек среди людей. Взаимопонимание, терпимость, милосердие.

Что такое «общественный порядок»? Правила поведения в общественных местах. Кто охраняет общественный порядок. Ответственность за нарушение общественного порядка.

Я и мое имя. История имен. История возникновения фамилий. Моя семья. Семейные традиции.

Основные понятия курса

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, семья, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь - взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб - эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн - торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство - механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума - так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники - праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства - человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность - настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

Закон - обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита - охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло - нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция - основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость - самостоятельность, свобода.

Общество - так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство - высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина - так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация - полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация - это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература для педагога:

1. Данилюк А.Я., Кандаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.

2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. - С.-П., 1995.

3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от.

6. Декларация прав человека.

7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

8. Закон «Об образовании».

9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

11. Конституция РФ.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2013.

14. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Перечень наглядных средств обучения:

  1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

  2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».

  3. Портрет президента РФ.

  4. Географические карты РФ, области, района.



Аттестационные материалы:

Для исследования уровня сформированности гражданско-правовых качеств используется анкета для учащихся по методике Капустиной Н.И., Третьяковой П.И., Шамовой Т.И. «Определение уровня воспитанности» и проверочные тесты.

Викторина


Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов - 12.

10-12 баллов - курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов - курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов - курс не усвоен.

1. Закончи предложение:

Наша страна называется ____________________________________

____________________________________________________

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России - город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Екатеринбург; г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мэр; г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;

г) Устав школы.

5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб - это _____________________________________________________________

6. Раскрась российский флаг в его цвета:

Рабочая программа и тематическое планирование Я- гражданин России

7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;

г) Устав школы.

8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на ________________________________________________________________________________________________________

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?

_________________________________________________________________________

12. Соедини линиями дату и название праздника:


23 февраля

День России

4 ноября

День защитника Отечества

12 июня

День согласия и примирения






© 2010-2022