- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сенди А.Ч. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва
ПРОГРАММА по ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(для обучающихся 11 классов)
Составитель:
Сенди А.Ч.
учитель истории и обществознания
2014 г.
Паспорт программы
Наименование Образовательной программы
Программа подготовки предмета «Обществознание»
Назначение программы
Программа предназначена для подготовки обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, расширения и углубления образовательной области предмета
Сроки реализации программы
2014-15 учебный год
Разработчик программы
Учитель истории и обществознания Сенди А.Ч.
Дата рассмотрения программы и решение об утверждении
Протокол кожунного методического объединения учителей истории и обществознания № 1 от 28 августа 2014 г.
Цели программы
целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области
Задачи программы
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
Прогнозируемый результат реализации программы
- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
Перечень документов, на основании которых разработана программа
Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"
Концепция модернизации российского образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);
Устав МБОУ СОШ с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва
Пояснительная записка
Статус программы: Авторская программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа.
Программа включает следующие разделы: паспорт программы; пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; тематическое планирование предмета; рекомендуемая литература.
Общая характеристика элективного предмета
Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию - один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.
Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.
Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию, а примерная программа профильного уровня содержит такой содержательный компонент как «Социальная психология».
Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Место предмета в учебном плане: Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для предмета «Обществознание» являются:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
-
на использование элементов причинно-следственного анализа;
-
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тема 1. Общество как динамичная система (2 ч)
Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Тема 2. Человек (2 ч)
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Познание (2 ч)
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие видов познания. Научное познание. Уровни и методы научного познания. Социальное и гуманитарное знание.
Тема 4. Духовная культура (2 ч)
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия. Искусство, его формы, основные направления. Мораль и нравственная культура.
Тема 5. Социальные отношения (2 ч)
Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.
Тема 6. Политика (2 ч)
Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.
Тема 7. Право (3ч)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.
Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.
Тема 8. Экономика (2 ч)
Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
всего часов
лекции
практикум
форма контроля
1.
Общество как динамичная система.
4
3
1.1.Понятие «Общество».Основные институты общества.
1
1.2.Типы обществ. Сферы жизни общества.
1
1.3.Общественный прогресс.Глобальные проблемы общества.
1
1.4.Общество как динамичная система
1 (тест)
2.
Экономика
4
3
2.1.Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.
1
2.2.Финансовые институты. Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие.
1
2.3.Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.
1
2.4.Диагностический экзамен.
1 диагностический
экзамен
3.
Человек.
4
3
3.1.Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы.
1
3.2.Мышление и деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности.
1
3.3.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность личности.
1
3.4.Человек.
1 (тест)
4.
Социальные отношения
4
3
4.1.Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы.
1
4.2.Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты
1
4.3.Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.
1
4.4.Социальные отношения
1
5.
Духовная культура
4
3
5.1.Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука.
1
5.2.Образование, его значение для общества и личности. Религия.
1
5.3.Искусство, его формы, основные направления. Мораль и нравственная культура.
1
5.4.Духовная культура
1 (тест)
6.
Познание
4
3
6.1.Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии.
1
6.2.Многообразие видов познания.
1
6.3.Научное познание. Уровни и методы научного познания. Социальное и гуманитарное знание.
1
6.4.Познание
1 (тест)
7.
Право
5
3
7.1.Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Законодательство РФ о выборах.
1
7.2.Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
1
7.3.Правовые основы брака и семьи. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Правоохранительные органы. Судебная система.
1
7.4.Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
1
7.5.Право
1 (тест)
8.
Политика
4
3
8.1.Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Правовое государство и гражданское общество.
1
8.2.Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ.
1
8.3.Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.
1
8.4.Политика
1 (тест)
9
9.1.Тренировочный экзамен по курсу «Обществознание»
1
1(тренировочный экзамен)
Итого
34
8
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета «Обществознание» ученик должен:
Знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Рекомендованная литература для учителя:
1. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10-11 классы, авт. Е.Н.Сорокина. 2012г.
2.Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень 10-11 класс, авт. Т.П.Бегенеева.2011г.
3.Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко 9 класс, авт. А.В. Поздеев, М., изд. ВАКО
4. Обществознание. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбову, часть I-II, авт. С.Н. Степанько. Изд. Учитель, 2012г.
Рекомендованная литература для учащихся:
1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
«Общество», «Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право», «Политика».
Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2012г. Изд. Астрель,
2.Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2010 г. изд. Легион
3. Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. под ред. Л.Д. Боголюбова , М. Дрофа 2013г.
4. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель.
5. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М., Национальное образование.2011г.
6. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А. Баранова, изд. Астрель
7. ЕГЭ-2015. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А. Котова, Т. Е. Лискова, М., Национальное образование.2015г.
8.Конституция Российской Федерации. М.ЭКСМО, 2014.
Рекомендованный каталог ЭОР по подготовка к ЕГЭ для учащихся
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Нормативно-правовые документы.
httpHYPERLINK "www/"://HYPERLINK "www/"www obrnadzor.gov.ru Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ
httpHYPERLINK "fipi.ru/"://HYPERLINK "fipi.ru/"wwwHYPERLINK "fipi.ru/".HYPERLINK "fipi.ru/"fipiHYPERLINK "fipi.ru/".HYPERLINK "fipi.ru/"ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Материалы для самоподготовки учителей и учеников
httpHYPERLINK "ege.edu.ru/"://HYPERLINK "ege.edu.ru/"egeHYPERLINK "ege.edu.ru/".HYPERLINK "ege.edu.ru/"eduHYPERLINK "ege.edu.ru/".HYPERLINK "ege.edu.ru/"ru Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале
«Российское образование» - по истории, обществознанию.
httpHYPERLINK "edu.ru/"://HYPERLINK "edu.ru/"eduHYPERLINK "edu.ru/".HYPERLINK "edu.ru/"ru Федеральный центр тестирования
httpHYPERLINK "www/"://HYPERLINK "www/"www rustest.ru
Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ httpHYPERLINK "test4u.ru/"://HYPERLINK "test4u.ru/"wwwHYPERLINK "test4u.ru/".HYPERLINK "test4u.ru/"testHYPERLINK "test4u.ru/"4HYPERLINK "test4u.ru/"uHYPERLINK "test4u.ru/".HYPERLINK "test4u.ru/"ru Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант»
httpHYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"://HYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"kvantHYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/".HYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"mirrorHYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"1.HYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"mccmeHYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/".HYPERLINK "kvant.mirror1.mccme.ru/"ru Все о ЕГЭ
httpHYPERLINK "ctege.org/"://HYPERLINK "ctege.org/"wwwHYPERLINK "ctege.org/".HYPERLINK "ctege.org/"ctegeHYPERLINK "ctege.org/".HYPERLINK "ctege.org/"org Подготовка к ЕГЭ. Тесты
httpHYPERLINK "v-vuz.ru/"://HYPERLINK "v-vuz.ru/"wwwHYPERLINK "v-vuz.ru/".HYPERLINK "v-vuz.ru/"vHYPERLINK "v-vuz.ru/"-HYPERLINK "v-vuz.ru/"vuzHYPERLINK "v-vuz.ru/".HYPERLINK "v-vuz.ru/"ru Подготовка к ЕГЭ. Толковыйсловарь ЕГЭ
httpHYPERLINK "pishigramotno.ru/"://HYPERLINK "pishigramotno.ru/"wwwHYPERLINK "pishigramotno.ru/".HYPERLINK "pishigramotno.ru/"pishigramotnoHYPERLINK "pishigramotno.ru/".HYPERLINK "pishigramotno.ru/"ru Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ
httpHYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"://HYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"centerperspektivaHYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32".HYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"ruHYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"/?HYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"sHYPERLINK "centerperspektiva.ru/?s=32"=32 Сайт «Обучение.ру»
httpHYPERLINK "abiturcenter.ru/"://HYPERLINK "abiturcenter.ru/"wwwHYPERLINK "abiturcenter.ru/".HYPERLINK "abiturcenter.ru/"abiturcenterHYPERLINK "abiturcenter.ru/".HYPERLINK "abiturcenter.ru/"ru Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭВсероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа
httpHYPERLINK "pedsovet.org/"://HYPERLINK "pedsovet.org/"pedsovetHYPERLINK "pedsovet.org/".HYPERLINK "pedsovet.org/"org Авторская методика обучения
httpHYPERLINK "metodika.ru/"://HYPERLINK "metodika.ru/"wwwHYPERLINK "metodika.ru/".HYPERLINK "metodika.ru/"metodikaHYPERLINK "metodika.ru/".HYPERLINK "metodika.ru/"ru Академия повышения квалификации работников образования (АПКиППРО)
httpHYPERLINK "www/"://HYPERLINK "www/"www apkpro.ru Интел «Обучение для будущего»
httpHYPERLINK "klyaksa.net/"://HYPERLINK "klyaksa.net/"wwwHYPERLINK "klyaksa.net/".HYPERLINK "klyaksa.net/"klyaksaHYPERLINK "klyaksa.net/".HYPERLINK "klyaksa.net/"net Информационно-методический сайт для учителей и школьников
Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества
httpHYPERLINK "mirbibigona.ru/"://HYPERLINK "mirbibigona.ru/"wwwHYPERLINK "mirbibigona.ru/".HYPERLINK "mirbibigona.ru/"mirbibigonaHYPERLINK "mirbibigona.ru/".HYPERLINK "mirbibigona.ru/"ru Сеть творческих учителей
httpHYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"://HYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"schoolHYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"-HYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"sectorHYPERLINK "school-sector.relarn.ru/".HYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"relarnHYPERLINK "school-sector.relarn.ru/".HYPERLINK "school-sector.relarn.ru/"ru Сетевое сообщество подростков
httpHYPERLINK "looky.ru/"://HYPERLINK "looky.ru/"wwwHYPERLINK "looky.ru/".HYPERLINK "looky.ru/"lookyHYPERLINK "looky.ru/".HYPERLINK "looky.ru/"ru Детский Эко-Информ
Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента
httpHYPERLINK "claw.ru/"://HYPERLINK "claw.ru/"clawHYPERLINK "claw.ru/".HYPERLINK "claw.ru/"ru
Профориентация. Выбор профессии, вуза, школы, профильного класса
httpHYPERLINK "proforientator.ru/"://HYPERLINK "proforientator.ru/"wwwHYPERLINK "proforientator.ru/".HYPERLINK "proforientator.ru/"proforientatorHYPERLINK "proforientator.ru/".HYPERLINK "proforientator.ru/"ru Российский союз молодых ученых
httpHYPERLINK "rosmu.ru/"://HYPERLINK "rosmu.ru/"rosmuHYPERLINK "rosmu.ru/".HYPERLINK "rosmu.ru/"ru Русский биографический словарь
httpHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"://HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"imwerdenHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books".HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"deHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"/HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"catHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"/HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"modulesHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books".HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"phpHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"?HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"nameHYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"=HYPERLINK "imwerden.de/cat/modules.php?name=books"books Научная сеть
httpHYPERLINK "relga.ru/"://HYPERLINK "relga.ru/"wwwHYPERLINK "relga.ru/".HYPERLINK "relga.ru/"relgaHYPERLINK "relga.ru/".HYPERLINK "relga.ru/"ru Сибирский центр инновационных педагогических технологий
httpHYPERLINK "www/"://HYPERLINK "www/"www open.websib.ru Энциклопедия замечательных людей и идей
httpHYPERLINK "yos.ru/"://HYPERLINK "yos.ru/"yosHYPERLINK "yos.ru/".HYPERLINK "yos.ru/"ruHYPERLINK "yos.ru/"/ Российская империя в фотографиях
httpHYPERLINK "all-photo.ru/empire"://HYPERLINK "all-photo.ru/empire"allHYPERLINK "all-photo.ru/empire"-HYPERLINK "all-photo.ru/empire"photoHYPERLINK "all-photo.ru/empire".HYPERLINK "all-photo.ru/empire"ruHYPERLINK "all-photo.ru/empire"/HYPERLINK "all-photo.ru/empire"empire Тесты для выбора профессии