Научно-исследовательская работа «Демографическая политика в Сернурском районе» (работа ученицы 11 кл)

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»



Научно-исследовательская работа

«Демографическая политика в Сернурском районе»


Выполнила: обучающаяся

11 класса МОУ ССШ №1

Березина Екатерина.

Руководитель:

учитель обществознания Васин В.Г.

п. Сернур, 2014

2

Рецензия

на исследовательскую работу по теме «Демографическая политика в

Сернурском районе», выполненную обучающейся 11 класса МОУ

«Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени

Героя Советского Союза А.М. Яналова» Березиной Екатериной.

Работа посвящена актуальной теме, целью которой является рассмотрение

программ, проводимых государством и муниципальными органами, в частности руководством Сернурского района в рамках демографической политики.

Актуальность данной проблемы в том, что в последнее время чаще стали говорить о демографическом кризисе в стране путях его преодоления.

В работе используются следующие методы: сравнение, анализ документов, изучение статистических данных, поисковый метод.

Структура данной исследовательской работы соответствует требованиям. Рассматриваемая работа высоко оценена в связи с тем, что проведена исследовательская работа и сравнительный анализ решения демографических проблем в России, РМЭ, в Сернурском районе, сделаны выводы.

Ценность работы заключается в том, что было проработано много литературы, проведен сравнительный анализ за несколько лет.

Авторы показали глубокие теоретические знания в этом вопросе, умение анализировать и сравнивать.

В работе можно было провести сравнительный анализ не только в районе, но и сравнить с данными по другим районам РМЭ. Надеюсь, исследование по это теме будет продолжено, авторы учтут эти замечания.

Данная работа заслуживает высокой оценки.

Учитель обществознания первой категории

Сернурской средней школы №1 В.Г. Васин

3

Содержание:

1.Содержание......................................................................................................3

2.Введение...........................................................................................................4

3.Цели, задачи, гипотеза, методы исследования..............................................6

4.Основная часть...............................................................................................7

5.Выводы..............................................................................................................15

6.Литература......................................................................................................17






4

I.Введение

На сегодняшний день в современной России остро стоит демографический вопрос. Чтобы решить эту проблему нужно создавать надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, в нашей собственной стране, на родине. Нужно принимать эффективные комплексные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи, что и делает на сегодняшний день наше государство. Что мешает молодой семье родить второго или третьего ребенка? Ответы очевидны и известны. Некоторым молодым семьям мешают сомнения в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень жизни. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Чтобы эти меры были более эффективны, нужно изменить отношения всего общества к семье и ее ценностям. В России разработана и принята Национальная программа демографической политики. Вот ее задачи:

- создание условий для повышения рождаемости, обеспечение поддержки семей с детьми;

- улучшение здоровья населения и снижение смертности;

- привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;

- улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;

- ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создавать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;

- формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Условия для достижения поставленных целей:

5

- общее повышение доходов и благосостояния населения, реализация мер по борьбе с бедностью;

- совершенствование системы здравоохранения, усиление ее

профилактической направленности;

- совершенствование системы образования;

- улучшение экологической обстановки.

Закладываемыми в национальную программу общими ожидаемыми

результатами являются:

- прекращение убыли, стабилизация к 2015 году численности населения Российской федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 года;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, курения;

- укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

6

Цель:

- рассмотреть влияние программ, проводимые государством в рамках демографической политики.

Задачи:

- изучить программы, направленные на материальную поддержку молодых семей и на рост населения Сернурского района;

- дать определение демографической политики и раскрыть ее суть;

- выявить результативность программ, а также исследовать -выявить результативность программ, а также исследовать рождаемости с 2006- 2013 гг. в Сернурском районе;

- сделать вывод о влиянии программ на увеличение численности населения,

Гипотеза:

- если государство осуществляет комплексную государственную деятельность, направленную на улучшение демографической ситуации, она влияет на увеличение численности населения.

Методы исследования:

- анализ литературы

- поисковый метод

- сравнение, анализ документов

- изучение статистического материала

- выводы



7

П.Основная часть

Демографическая политика - политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране. Почему проблемы демографии и семьи столь остро встали перед руководством страны? Это связано прежде всего с тем, что ситуацию с демографией вот уже многие годы ученые определяют как острый демографический кризис. В России население сокращается, смертность превышает рождаемость и страна не обеспечивает даже простого воспроизводства народонаселения. Причин демографическому кризису в стране несколько:

а) сталинский геноцид;

б) коллективизация, вызвавшая деградацию деревни;

в) последствия реформ начала 1990-х годов;

г) проблемы со здоровьем нации: пьянство, наркомания, алкоголизм... Эти проблемы нужно решать комплексно на государственном уровне. Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление

демографического кризиса, поскольку начиная с 1994 г. в российском обществе имеет место уменьшение численности населения.

Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации:

- низкая рождаемость;

- высокий уровень смертности;

- недостаточный миграционный приток граждан иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию на постоянное местожительство;

- интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения;

- отсутствие эффективной политики государства в начале - середине

90-х гг. XX в.

8

Демографическая политика государства направлена на

консолидацию усилий большинства участников общественной жизни, занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные функции, обладающих различными видами и объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские организации, власть и бизнес.

Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную государственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления, гражданских и деловых организаций.

Основные направления демографической политики государства:

* Модернизация системы социальной защиты семей с учетом максимальных возможностей компенсации государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы жизни.

Так, дополнительный проект Приоритетного национального проекта «Здоровье» «Родовые сертификаты» направлен на улучшение качества обслуживания в детских консультациях и родильных домах. Делается это путем выдачи талонов родовых сертификатов, по которым женская консультация получает 3000 рублей, родильный дом - 6000 рублей.

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006г. С 1 января 2007г. выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

  • Дальнейшее развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата «материнского капитала». «Материнский капитал» - форма государственной поддержки в

9

размере 387640 рублей30 коп. (в 2007г. - 250 тыс. руб.), которая с 2007г. оказывается при рождении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.

Индексация МК по годам

Научно-исследовательская работа «Демографическая политика в Сернурском районе» (работа ученицы 11 кл)






* Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи (приобретение в собственность или социальный найм), для чего следует увеличить объемы ипотечного

кредитования, выделение молодым семьям субсидий, предоставление беспроцентных и низкопроцентных ссуд и др.

* Расширение сети и увеличение финансирования государственных и

муниципальных учреждений, осуществляющих:

-реализацию задач по планированию семьи, перинатальные функции;

10

-дошкольное воспитание детей;

-культурно-просветительская работа с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, по информационному и юридическому обеспечению молодых семей;

- спортивно-массовую работу с молодежью;

* Проведение мероприятий, направленных на формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.

* Обеспечение проведения обязательной ежегодной диспансеризации молодых людей.

* Осуществление в печатных и электронных средствах массовой информации социально-ориентированной рекламно-информационной кампании, предусматривающей:

- широкое информирование российской общественности о программах, проектах, мерах поддержки семей, реализуемых органами власти;

- закрепление в массовом общественном сознании граждан в качестве ведущих ценностей семьи, брака, детей как естественных основ существования индивида и общества.

-активную пропаганду быта благополучных молодых, многодетных, многопоколенных семей и т. д.

* Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере.

При выполнении всех этих программ ожидаемым результатом - является

увеличение населения. А увеличивается ли оно на самом деле? Это мне и

предстоит выяснить, но не по всей России, а только в пределах Сернурского района. Прежде всего, исследуем рождаемость и смертность:

11

Год

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

2006

272

367

-95

2007

307

355

-48

2008

333

361

-28

2009

369

350

+19

2010

304

325

-21

2011

284

302

-18

2012

314

329

-15

2013

298

355

-57

Программы, направленные на исправление демографической ситуации Сернурского района, начали выполняться только в 2006 году, и это очень заметно. Естественный прирост все еще отрицательный, но он увеличивается. В 2006 г. он был - 95, а уже в 2007 увеличился почти в 2 раза, а в 2009 году был прирост + 19. Надеемся, что в скором времени в п. Сернур рождаемость будет намного превышать смертность. Как мы видим, программы демографической политики положительно отражаются на населении.

Чтобы понять и проанализировать работы демографической политики нужно изучить принцип работы хотя бы одной программы. Рассмотрим одну из них. Программа «Жилье для молодой семьи» направлена на материальную поддержку молодых семей.

Основные положения программы:

-Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы

12

подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

- Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г.по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

- Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

- Участие в подпрограмме является добровольным.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

- Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих

1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности,

количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы (18 квадратных метров на одного члена семьи).

Программа начала действовать с 2004г., а оказывать материальную помощь молодым семьям только с 2005г.:

Во исполнение Закона Республики Марий Эл «О республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы от 22 июня 2004 года № 22-3, решением районного Собрания от 28.07.04 г. № 211 принята целевая программа муниципального образования «Сернурский район» «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы. В целях реализации программы постановлением главы администрации № 307 от 06 августа 2004 года утверждено положение о порядке отбора молодых семей для участия в реализации целевой программы МО «Сернурский район» «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы, постановлением главы администрации от

18 марта 2005 года № 102 утверждено положение о координационном совете при администрации МО «Сернурский муниципальный район» по реализации районной целевой программы «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы и утвержден его состав (из документа «Информация о ходе реализации целевой программы «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы.»).

13

Год

Муниципаль ный бюджет тыс.руб.

Республиканс кий бюджет тыс.руб.

Федеральный бюджет тыс.руб.

Всего тыс.руб.

Число

семей

2005г.

125

69,120

267,840

461,960

8

2006г.

320,650

908,011

960,200

2 188,861

31

2007г.

891

5177,800

2052,600

8 121,400

33

2008г.

135,300

4508,400

13 739,400

18383,700

47

2009г.

-

4239,000

14740,500

18979,500

35

2010г.

-

5775,700

17472549,24

23248,249

45

2011г.

-

-

-

-

25

2012г.

-

-

-

-

15

2013г.

-

-

-

-

16

итого

1471,950

20678,031

49233,098 24 коп

69911,129 24 коп.

245

По данным этой таблицы мы можем проследить рост участников

программы, а также увеличение суммы, выделяемой на материальную поддержку семей.

Программы в демографической политике начали осуществляться только 2007г., но программа «Жилье для молодой семьи» осуществляется уже с 2004г. Это все обусловлено тем, что до 2007г. были единичные попытки улучшить демографическую политику района, но это не дало больших результатов, а после - существовал целый комплекс программ.

Поддержка молодых семей в сфере улучшения жилищных условий.

По вопросу реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Республике Марий Эл проведена значительная работа. Наша республика стала одним из двух регионов Приволжского федерального округа, в которых финансирование программы «Жилье для

14

молодой семьи» в этот кризисный год не только не уменьшилось, но и напротив возросло на 60%.

В нашем районе целевая программа «Жилье для молодой семьи» на 2011 -2015 годы (принята Постановлением главы администрации МО «Сернурский муниципальный район» 4 мая 2011 года №215) конкретно решает проблемы жилья для молодых семей, проживающих и работающих на территории Сернурского района. Было выделено из республиканского и федерального бюджетов соответственно 10742,05 и 8738,96 тыс. рублей. 04 октября получили свидетельства 43 молодые семьи на общую сумму 19481,910 тыс. руб. На сегодняшний день освоили социальную выплату и приобрели жилье 18 молодых семей на сумму 8 157,070 тыс. руб.

В список 2012 года включены 252 молодые семьи. Ведется прием документов на 2013 год

Это программы вызвали рост рождаемости, но численность населения Сернурского района остается на одном уровне - 24,800 тысяч человек.




15

III. Вывод

Демографический кризис отразился на всех сферах жизни человека, поэтому эта проблема столь остро стоит перед государством. От этой демографической катастрофы способны спасти нас только мигранты. В жизни Российской истории уже не впервые описывается демографический кризис: 1964г., и 1992г. И чтобы население резко не снижалось, просто необходимо проводить программы, направленные на материальную поддержку молодых семей.

Демографическая ситуация в Сернурском район Республики Марий Эл характеризуется заметным сокращением молодого поколения. В результате снижения рождаемости, численность детей и подростков в возрасте до 16 лет в Сернурском районе составила по данным последней переписи (10.10.02.) 6,5 тыс. человек, что составляет 25,7 % от общей численности населения района.

В основе снижения рождаемости лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.

С 2001 года в районе наблюдается миграционный отток населения. Среди покидающих район преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

При сохранении такой демографической тенденции население района будет сокращаться. Тенденция сокращения воспроизводства населения может быть преодолена только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Одной из основных причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, является отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов молодых семей.

Государственная и муниципальная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:

16

предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на

приобретение или строительство жилья;

компенсаций части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;

выделения льготных долгосрочных кредитов, займов (в том числе ипотечных);

выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);

предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, необходимо проведение государственной и муниципальной политики, направленной на поддержку молодых семей в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.



17

Литература:

1) Обществознание. Пособие для поступающих в вузы / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; Под ред.

В.В. Барабанова, В.Г . Зарубина. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

2) Обществознание: учеб.-справ. Пособие для учащихся

11 кл. общеобразоват. Учреждений и абитуриентов. Авт.-сост.: П.А. Баранова. СПб.: филиал изд-ва «просвещение», 2008.

3) Обществознание: учеб, пособие для абитуриентов / Под ред. Ю.Ю. Петрунина. 5-е изд., перераб. И доп. М.: КДУ, 2008

4) Певцова Е.А. Обществознание 10-11кл. Книга для учителя: метод. Пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 10-11кл.». М.: ТИД «Русское слово - РС», 2004г.






© 2010-2022