Рабочая программа по экономике, 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по ЭКОНОМИКЕ
(базовый уровень)


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, учебника под редакцией И.В. Липсиц. Экономика базовый курс 10,11 классы, М.: «Вита», 2012.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи. Фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Основные содержательные линии:

  • Человек и фирма;

  • Человек и государство;

  • Экономика домашнего хозяйства.

Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирования у школьников общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и другое.

Изучение экономики в старшей школе направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

  • овладение умениями получать и критически осмысливать критическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной коммуникативной практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.

  • формирование опыта применение полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.


Содержание программы

(35 часов)


Экономика и экономическая наука (2 часа)

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы (2 часа)

Главные вопросы экономики. Разделение труда, Специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Семейная экономика (3 часа)

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхования.

Рынок (3 часа)

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры.

Фирма (4 часа)

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.

Роль государства в экономике (3 часа)

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.

ВВП, его структура и динамика (2 часа)

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и его развитие. Экономические циклы.

Рынок труда и безработица (2 часа)

Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги, банки, инфляция (4 часа)

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: Паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Элементы международной экономики (2 часа)

Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Основные проблемы экономики России (3 часа)

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

Резерв учебного времени 5 часов.

В программу внесены изменения: 5 часов резервного учебного времени направленны на увеличение количества изучаемых часов по таким разделам, как «Экономика и экономическая наука»; «Экономические системы»; «Рынок»; «Роль государства в экономике»; «Деньги, банки, инфляция».













Учебно - тематическое планирование
по экономике, 11 класс (базовый уровень)

п/п



Название раздела



Количество часов



1.

кономика и экономическая наука



3



2.

Экономические системы



3



3.

Рынок



4



4.

Деньги, банки, инфляция



5



5.

Рынок труда и безработица



2



6.

Фирма



4



7.

Семе6йная экономика



3



8.

Роль государства в экономике



4



9.

ВВП, его структура и динамика



2



10.

Элементы международной экономики



2



11.

Основные проблемы экономики России



3

Итого: 35 чассов




















Требования к уровню подготовки:


В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь;

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, Российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действия рынка, основные формы заработной платы и стимулирование труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получение оценки экономической информации;

  • составление семейного бюджета;

  • оценка собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Для проверки уровня подготовки качества знаний учащихся предусмотрены следующие формы текущей и промежуточной аттестации:

  • контрольные работы;

  • тематическое тестирование;

  • обобщающие уроки;

  • подготовка и защита учащимися проектных и исследовательских работ;

  • написание эссе.




















Учебно-методический комплект / Литература

Программа

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень);

  • федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • учебник под редакцией И.В. Липсиц. Экономика базовый курс 10,11 классы, М.: «Вита», 2012

Основная литература

Базовый учебник

  • И.В. Липсиц, «Экономика базовый курс 10,11 классы», М.: «Вита», 2012;

  • Т.В. Бурмистрова, Г.Э Королёва, Т.В. Бур, «Экономика», учебник 10-11 класс, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011


Дополнительная

литература


  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005;

  • Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 2009;

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М.: 2007;

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику, Барнаул: Алт. кн. издательство, 2009;

  • «Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика», C.С.Носова, М.: РосНоу, 2003;

  • «Популярная экономика. Часть 1- 2 -3», М.: 2003;

  • Сборник практических заданий: «Сборник дач по экономике», С. Равичев, С.Григорьев, М.: Вита - Пресс, 2001













Календарно - тематическое планирование по экономике 11 класс (базовый уровень)

№ п/п



Раздел / тема урока



Требования к уровню подготовки учащихся



Домашнее задание

По плану

Фактически

1 группа

2 группа



Экономика и экономическая наука (3часа)


1.

Что такое экономика. Что изучает экономическая наука

Знать: понятия экономика, экономическая наука, потребность;

- виды потребностей людей;

Объяснять понятия «микро- и макроэкономика»

§ 1, составить схему «Виды потребностей людей»



02.09

04.09

2.

Свободные и экономические блага. Специализация

Знать: понятия по теме урока;

- главные вопросы экономической жизни общества.

Уметь решать задачи по теме

§ 1, презентация по теме «Экономика в лицах»



09.09

11.09

3

Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы

Знать: понятия «абсолютная относительная ограниченность ресурсов»;

- виды ограниченных ресурсов;

- причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов;

- виды собственности;

- основные факторы производства

§ 2, уметь объяснять понятия по теме урока, решение задач



16.09

18.09



Экономические системы (3часа)

4.

Главные вопросы экономики. Традиционная и командная экономические системы

Знать: понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система»;

- особенности и формы практической реализации экономических систем

Уметь подбирать примеры каждой из них

§ 3,5, заполнение таблицы



23.09

25.09

5.

Рыночная экономическая система. Конкуренция, экономическая свобода

Знать: признаки рыночной экономики

- причины эффективности и роль рыночных механизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

§ 4, знать понятия, работа с источником



30.09

02.10

6.

Смешанная экономическая система

Знать: понятия по теме урока;

- причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

§ 5, работа с таблицей, презентация по теме «Экономика в лицах»



07.10

09.10



Рынок (4часа)


7.

Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос

Знать: понятия о спросе, величина спроса, закон спроса;

- факторы формирования величины спроса;

- кривая спроса и её значение для продавцов;

Уметь:

- сравнивать спрос и величину спроса;

- различать рыночные структуры;

-вычислять изменения спроса в зависимости то изменения формирующих его факторов

§ 6, составить график



14.10

16.10

8.

Предложение, закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения

Знать: понятия предложения, величина предложения, закон предложения, эластичность предложения по цене.

Уметь:

- находить причинно-следственные связи между ценой и величиной предложения;

- вычислять величину рыночного предложения

§ 7, знать понятия, практическая работа



21.10

23.10

9-10.

Основные рыночные структуры.

Рыночное равновесие

Знать понятия по теме урока и его основные вопросы;

Уметь: теоретически представлять процесс установления равновесной цены;

- вычислять равновесную цену и объём продаж;

- анализировать графики изменения рыночной ситуации

§ 8-9, знать понятия, составить сложный план



11.11

18.11

06.11

13.11



Деньги, банки, инфляция (5 часов)

11.

Причины возникновения и формы денег. Функции денег

Знать: историю денег, их формы;

- понятия деньги, бартер, активы, ликвидность;

- функции денег

§ 10, презентация по теме урока



25.11

20.11

12.

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования

Знать: понятия диапозитивы, залог, кредитоспособность, кредитный договор;

- функции банков, их виды;

- функции коммерческих банков;

Объяснять норму резервов

§ 11, составить таблицу «Функции денег»



02.12

27.11

13.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

Знать: функции банков, их виды;

- функции коммерческих банков;

Объяснять норму резервов

§ 12, конспект



09.12

04.12

14.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции

Знать: понятие инфляции, виды и причины;

- понятие дефляции;

Уметь: решать задачи по денежному обращению:

- анализировать изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП;

- анализировать причины стойкой инфляции, её связь с номинальной ставкой процента;

- рассчитывать темп инфляции

§ 13, практическая работа



16.12

11.12

15.

Основы денежной политики государства

Знать понятия по теме урока;

- виды государственной политики

§ 14, работа учебником



23.12

18.12



Рынок труда и безработица (2 часа)


16.

Спрос на труд и его факторы. Роль профсоюзов и государства на рынках труда

Знать: понятия по теме урока;

- факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда;

- закон предложения на рынке труда;

- как формируется заработная плата, что влияет на её величину;

Уметь объяснять равновесие на рынке труда

§ 15-17, решение практических задач



13.01

25.12

17.

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия

Знать: виды безработицы и её уровни;

- факторы, действующие на длительность поисков работы и на норму безработицы. Уметь: различать понятия «безработные» и «незанятые»;

- вычислять уровень безработицы

§ 18-20, сообщение



20.01

15.01



Фирма (4 часа)


18.

Что такое фирма и как она действует на рынке

Знать: фирма в экономической теории; цели и виды фирм;

Уметь находить экономические различия между типами фирм

§ 21, заполнить таблицу



27.01

22.01

19.

Экономические основы деятельности фирмы. Издержки, выручка, прибыль

Знать: понятия по теме урока;

- почему фирма выгоднее рынка.

Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен

§ 22, работа с таблицей, знать понятия



03.02

29.01

20.

Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации

Знать: понятие темы;

- основные источники финансирования,

Уметь: решать задачи;

- моделировать ситуации и анализировать их

§ 22, презентация по теме «Экономика в лицах»



10.02

05.02

21.

Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг

Знать: понятия темы;

- принципы и организационные структуры менеджмента;

- сущность и стратегию маркетинга.

Уметь: моделировать управление персоналом;

- чертить схему ценообразования

§ 23, практическое задание, знать понятия



17.02

12.02



Семейная экономика (3 часа)


22.

Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи

Знать понятия темы.

Уметь объяснять: источники доходов семьи;

- изменение структуры доходов семьи как следствие экономических преобразований в стране

§24, работа с источником



24.02

19.02

23.

Реальный и номинальный доход. Влияние инфляции на семейную экономику

Знать: понятия по теме;

- потребности семьи в страховании;

- виды страхования

§ 25, письменное задание



03.03

26.02

24.

Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки

Знать: понятия по теме;

- причины, порождающие неравенство доходов;

- социальные программы.

Уметь анализировать материалы СМИ;

- работать с нормативными документами

§ 26, составить сложный план по теме



10.03

05.03



Роль государства в экономике (4 часа)


25.

Причины и формы участия государства в регулировании экономики

Знать: понятия темы;

- экономические функции государства;

- государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

§ 27, работа с источником



17.03

12.03

26.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты

Знать: понятие о слабости рынка;

- экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка;

- понятие об общественных благах;

Уметь классифицировать блага

§ 27 с. 195-198, § 28



31.03

19.03

27.

Налоги как источник доходов государства. Виды налогов

Знать: разницу между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами;

- определение налоговой базы, среднюю и предельную ставку налога;

- причины возникновения дефицита государственного бюджета.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи возникновения государственного долга;

- приводить примеры прямых и косвенных налогов

§ 29, работа с таблицей, знать понятия



07.04

02.04

28.

Государственный бюджет. Государственный долг

Знать: понятия по теме;

- виды бюджета;

- основные расходы госбюджета

§ 30, практическое задание



14.04

09.04



ВВП, его структура и динамика (2 часа)


29.

Понятие ВВП и его структура

Знать: определение ВВП и ВНП;

- разницу между номинальным и реальным ВВП (ВНП);

-основные расходные статьи ВНП;

- составляющие ВНП.

Уметь: объяснять доходный и расходный метод ВВП;

- объяснять разницу между конечным и промежуточным продуктом

§ 31, повторить записи в тетрадях



21.04

16.04

30.

Экономический рост и развитие. Экономические циклы

Знать: - понятия по теме;

-зачем государству нужен экономический рост;

Уметь отличать черты экстенсивного роста и интенсивного роста

§ 32, вопросы 1-3,

с. 235



28.04

23.04



Элементы международной экономики (2часа)


31.

Экономические причины международной торговли. Политика государства

Знать: понятия по теме;

- причины существования международной торговли;

- как определяют цены в международной торговле.

Уметь: определять цели и средства протекционизма;

- анализировать отношения России и ВТО

§ 33, работа с таблицей на с. 241



05.05

30.04

32.

Курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Знать: понятия по теме;

-определение спроса и предложения на рынке валют;

- наиболее актуальные для России глобальные проблемы;

- что такое устойчивое развитие.

Уметь: анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика;

- объяснять систему «плавающих» валютных курсов;

- описывать глобальные экономические проблемы

§ 34, сообщение



05.05

07.05



Основные проблемы экономики России (3часа)

33.

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России

Знать: определение рыночной экономики;

- экономическую историю России до 1917 г.;

- особенности административно-командной экономики СССР;

- проведённые реформы и их суть

§ 35, работа с источником, сообщение



12.05

14.05

34.

Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов

Знать: понятия по теме;

- суть современной экономической политики;

- ресурсы российской экономики.

Уметь: определять и выделять главное в стратегии экономического роста государства;

- исследовать процесс экономического развития России, анализировать источники её экономического роста

§ 36, презентация по теме урока



19.05

14.05

35.

Россия в мировой экономике

Знать: что такое открыто-ориентированная экономическая стратегия, закрыто-ориентированная стратегия;

- понятия по теме.

Уметь анализировать материалы СМИ;

- анализировать отношения России и международных экономических организаций



19.05

21.05


© 2010-2022