Рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Сведения о программе на основе, которой составлена рабочая программа.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и образовательной программой по обществознанию А.И.Кравченко. «Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11кл. общеобразовательных учреждений». М.: Русское слово, 2013 г.

  1. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе для прохождения практической и контрольной части.

Курс «Обществознание» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного плана по 1 часу в неделю, рассчитан на 35 часов, из них 4 часа - на прохождение контрольной части.

  1. Программно-методическое обеспечение рабочей программы (дополнительная литература) и технические средства обучения.

  • А.И.Кравченко. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 6-е изд. - М. «Русское слово», 2009.

  • И.С. Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко.9 кл. М. «Русское слово», 2012г.

  • Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. М.: ВАКО, 2014.

  • Кравченко А. И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс. М. «Русское слово», 2012.

  • Кравченко АИ. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М. «Русское слово», 2003.

  • Агафонов С.В.. Схемы по обществознанию 8-9 кл. М.,Русское слово 2009.

  • Схемы, таблицы, атласы, словари, методические пособия, цифровые образовательные ресурсы: CD- диск «Обществознание.9кл»

  1. Назначение программы по предмету. Курс является составной частью системы обучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения ролей.

  2. Содержание линии предмета: личность подростка, подросток в социальной среде, подросток и закон, образ жизни подростков, подросток и его жилая среда.

  3. Целью изучения курса «Обществознание» в 9 классе является создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятие социальной информации, определения собственной жизненной позиции.

  4. Задачи изучения курса «Обществознание» в 9 классе

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

  1. Принцип построения: линейный

  2. Специфика предмета - обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

  3. Технологии, методики: ИКТ, игровая технология, проблемное обучение

  4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

  1. Контроль уровня обученности.

  1. текущий контроль в виде разноуровневых проверочных работ, самостоятельных работ, тестов;

  2. тематический контроль в виде контрольных работ;

  3. итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

  1. Планируемая работа с обучающимися на основе анализа входных контрольных работ (с указанием сроков коррекционной работы).

Западающие элементы знаний

Сроки коррекции

Контроль

Общество и человек

Сентябрь

Декабрь

Экономическая сфера

Октябрь

Декабрь

Социальная сфера

Ноябрь

Декабрь





Расписание учебного времени.

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

35







2.

Количество часов в неделю








3.

Запланировано на 1 четверть








4.

Запланировано на 2 четверть








5

Запланировано на 3 четверть








6.

Запланировано на 4 четверть








Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)

Тема (раздел, блок, модуль)

Количество часов

1.

Политическая сфера

11

2.

Человек и его права

11

3.

Духовная сфера

10

4.

Итоговое повторение

3





Календарно-тематическое планирование по обществознанию на 2015 - 2016 учебный год

п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов


Информационное обеспечение, в том числе ресурсы школьного технопарка


план

факт

Раздел I. Политическая сфера (11 часов)

1



Власть

1

Фрагмент видео урока «Разделение властей» interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/razdelenie-vlastey-zakonodatelnaya-vlast-i-ispolnitelnaya-vlast?seconds=0

Фрагмент видео урока «Разделение властей» interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/razdelenie-vlastey-sud?seconds=0

2



Входная контрольная работа

1


3



Государство

1

Теории происхождения государства interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva?seconds=0

Признаки государства

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/priznaki-gosudarstva?seconds=0

4



Национально-государственное устройство

1


5



Формы правления. Политические режимы

1

Формы гос.устройства

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/forma-gosudarstvennogo-ustroystva?seconds=0Демократические и недемократические политические режимы interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/politicheskiy-rezhim-demokraticheskiy?seconds=0

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/politicheskiy-rezhim-nedemokraticheskiy?seconds=0

6



Гражданское общество и правовое государство

1

Правовое государство interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/pravovoe-gosudarstvo?seconds=0

7



Голосование, выборы, референдум

1

Презентация: «Голосование, выборы и референдум» ppt4web.ru/obshhestvoznanija/golosovanie-vybory-referendum-.html

8



Политические партии

1

Политические партии interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/politicheskie-partii?seconds=0

9



Политическая жизнь современной России

1


10



Систематизация и обобщение знания по теме: «Политическая сфера»

1

On -line тестирование по разделу

11



Контрольная работа по теме: «Политическая сфера»

1


Вид контроля: (по данному разделу): практическая работа, тестирование, контрольная работа

Требования к уровню подготовки обучающих - по разделу

Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей; уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства

Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь:

- объяснять процесс создания централизованных государств;

- объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

Уметь:

- сравнивать две формы правления: республику и монархию;

- разъяснять сущность демократической формы правления;

- анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).

Знать понятия: политический режим, демократический и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

Уметь:

- объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);

- формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Уметь:

- объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

- высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые, правые

и центристские партии; многопартийность

Уметь:

- сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Знать термины: политическая система, демократия.

Уметь:

- называть формы правления, формы национально-государственного устройства;

- объяснять роль политики в жизни общества;

- характеризовать государство;

- приводить примеры участия граждан в политической жизни;

- высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России.

Раздел II. Человек и его права (11 часов)

12



Право, его сущность и особенности

1

Презентация «Сущность права» ppt4web.ru/istorija/sushhnost-prava.html

13



Закон и власть

1


14



Конституция - основной
закон государства

1

Конституция interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/konstitutsiya?seconds=0

15



Право и имущественные отношения

1

Право и имущественные отношения

ppt4web.ru/obshhestvoznanija/pravo-i-imushhestvennye-otnoshenija0.html

16



Потребитель и его права

1


17



Труд и право

1

Труд и трудовые отношения

5klass.net/pravo-9-klass/Trud-trudovye-otnoshenija.html

18



Правовые основы брака
и семьи

1

Правовые основы брака
и семьи

900igr.net/prezentatsii/pravo/Osnovy-semejnogo-prava/001-Pravovye-osnovy-braka-i-semi.html

19



Правонарушения и виды юридической ответственности

1

Правонарушение и его виды

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/pravonarusheniya?seconds=0

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/vidy-pravonarusheniy?seconds=0

20



Преступление

1

Преступление и его виды ppt4web.ru/obzh/ponjatie-prestuplenija-vidy-i-kategorii-prestuplenijj.html

21



Систематизация и обобщение знания по теме: «Экономическая сфера»

1

On -line тестирование по разделу

22



Контрольная работа по теме: «Экономическая сфера»

1


Вид контроля: (по данному разделу): практическая работа, тестирование, контрольная работа

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу

Знать понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право

Уметь:

- объяснять особый статус права в системе социальных норм;

- сравнивать нормы морали и нормы права.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

Уметь:

- давать оценку изученных политико-правовых явлений;

- формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей;

- объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Конституция РФ, статус Гражданина

Уметь:

- объяснять особенности правового статуса гражданина России;

- соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности

Уметь:

- называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения;

- характеризовать институт права собственности;

- приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск

Уметь:

- характеризовать трудовое право, как отрасль права, трудовой контракт;

- характеризовать правовой статус несовершеннолетних

в трудовых отношениях;

- называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

- приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство

о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь:

- анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

- давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказание несовершеннолетних, приговор .

Раздел III. Духовная сфера (10 часов)

23



Культура

1

Сфера духовной жизни. interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/sfera-duhovnoy-zhizni?seconds=0&chapter_id=1796

24



Культурные нормы

1


25-26



Формы культуры

2

Формы культуры

ppt4web.ru/filosofija/formy-kultury.html

27



Религия

1

Религия

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/religiya?seconds=0

28



Искусство

1

29



Образование

1

interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/obrazovanie?seconds=0

30



Наука

1

Научное знание interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/znachenie-nauki?seconds=0

31



Систематизация и обобщение знания по теме: «Духовная сфера общества»

1

On -line тестирование по разделу

32



Контрольная работа по теме: «Духовная сфера общества»

1


Вид контроля: (по данному разделу): практическая работа, тестирование, контрольная работа

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

Уметь:

- характеризовать духовную жизнь человека и общества;

- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев;

- разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

- разъяснять понятие «мораль общества».

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей; особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения

о ценностях разных видов и форм культуры).

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура. Знать что такое религия; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий (ислам, христианство, буддизм), уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия. Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой;

Уметь:

- пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

- анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование - составная часть общечеловеческой культуры).

Уметь разъяснять:

- эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

Итоговое повторение (3 часа)

33



Политическая сфера общества

1

On -line тестирование по разделу

34



Итоговая контрольная работа

1


35



Человек и его права. Духовная сфера общества

1

On -line тестирование по разделу



© 2010-2022