Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роговская средняя общеобразовательная школа

Салавирский филиал










Рабочая программа


по обществознанию для 5 класса

на 2015 - 2016 учебный год




Составитель:

Петрова Н.Н.учитель

обществознания














- 2015 г -

Пояснительная записка

Рабочая программа по Обществознанию (Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова) предназначена для 5 класса основной общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:


  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)основного общего образования.Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897.Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.

  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. -2-е издание - М.: Просвещение, 2011 г. (стандарты второго поколения).

  • Приказ МинобрнаукиРФ № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лабезникова,А.И. Матвеев - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2013г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Роговская средняя общеобразовательная школа.

  • Учебный план школы на 2015-2016учебный год.

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ Роговская СОШ., утверждённое приказом директора школы

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Учебник Обществознание. 5 класс, / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.- М.: «Просвещение»,.

  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы:

  3. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс :пособие для учащихся общеобразовательных организаций- М.;Просвещение..

  4. Обществознание. Поурочные разработки . 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС.

Цели изучения курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Основной целью курса Обществознание для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОСООО является социализация подростка и развитие личности. Формирование первичных (базовых) ориентиров для развития личности подростка, способной к самоопределению, самореализацию, самоконтролю и способствует решению следующих задач:

  • Способствовать овладению учащимися элементарными представлениями об обществе и формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для выполнения типичных социальных ролей;

  • Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников, осмысливать ее, систематизировать и анализировать данные;

  • Воспитывать патриота, гражданина Российской Федерации

  • Способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • Формировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений.

  • Формировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. В 5-ом классе программа рассчитана на 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет один час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.

Характеристика курса «Обществознание»

Содержание курса для 5 - 7 классов, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию в 5 классе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 - 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Общая характеристика организации учебного процесса

Для получения планируемых результатов в соответствии с ФГОС и обеспечение преемственности с начальной школой при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения и форм организации учебной деятельности.

Технологии:

  • Технология развития критического мышления учащихся;

  • Технология проектного обучения;

  • Технология проблемного обучения;

  • Интерактивные технологии;

  • ИКТ;

  • Игровые технологии.

Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:

  • Социально - адаптивной (гражданственной)

  • Когнитивной (познавательной)

  • Информационно - технологической

  • Коммуникативной

Формы организации учебной деятельности:

  • Исследование

  • Презентация творческих работ

  • Защита исследовательских проектов

  • Ролевые и интеллектуальные игры

  • Викторины и конкурсы

  • Решение и составление познавательных задач

  • Репортаж с места событий

  • Урок открытых мыслей

  • Домашнее задание исследовательского характера

  • Экскурсии

  • Практикум

  • Дискуссия

Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

  • происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;

  • у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);

  • реализуется главная задача образования - гражданское становление личности.

Формы контроля:

  • Самостоятельная работа

  • Практическая работа

  • Тестовые задания

  • Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

  • Презентация исследовательского материала

  • Устный опрос

  • Диктанты

  • Эссе

Возможные темы проектов:

1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

9. Малая родина.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Образовательная карта моего края (Куда пойти учиться?).

12. Человек долга - кто он, каков он?

13. Свободное время школьника.

14. Традиции и ценности моей семьи.

14. Национальный состав жителей моего села.

Планируемые результаты освоения курса:

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  1. использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

  2. характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

  3. сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

  4. выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  5. характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  6. описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

  7. давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

  8. демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

  9. характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

  10. характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

  11. выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  12. исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректироватьсобственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  2. использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

  3. описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

  4. использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении поставленных задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию по проблемам прошлого и современности, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки фактов, вести конструктивный диалог.

Учащиеся получат возможность научиться:

1)принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

2)оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре;

3)вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Учащиеся получат возможность научиться:

1)устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2)формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3)видеть изучаемую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4)ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого);

выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения поставленных задач;

7)интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8)оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9)устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5)экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6)мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

7)заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

8)ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

9)необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремления к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признания равноправия народов, единства разнообразных культур;

10)убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

У учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления об обществоведческих науках как сферах человеческой деятельности, об этапах их развития, о их значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся 5-х классов будут сформированы способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

Формирование ИКТ-компетенций обучающихся:

Обучающийся получит возможность научиться:

правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

соблюдать требования техники безопасности, гигиены при работе с устройствами ИКТ;

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

сканировать рисунки и тексты;

создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете и анализировать результаты поиска;

приобретут умения готовить и проводить презентацию.





Содержание учебного курса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Глава I. Человек -5часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

Глава II. Семья - 5 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа - 6 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд - 6 часов.

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Глава V. Родина -10 часов.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык - государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд

Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос:«Почему она является основным законом государства») - статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение и контроль -2 часа

Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни - труд. Родина».

К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.

Тематический план

№ п/п

Название раздела и тем курса

Количество часов

Кол-во, темы контрольных, практических работ

1

Введение.

1

2

Человек

4

  1. Практикум по теме «Человек»

3

Семья

3

  1. Практикум по теме «Семья»

4

.Школа

5

1 - Практикум по теме «Школа

5

Труд

4

2 - Практикум по теме «Труд»

6.

Родина

8

  1. Практикум по теме «Родина»

7.

Заключительные уроки

1

  1. Итоговая контрольная работа

Итого - 35

26

9

(тематический контроль, повторение, проектная деятельность)


Используемые сокращения в календарно - тематическом планировании:

ПУУД - познавательные универсальные учебные действия

РУУД - регулятивные универсальные учебные действия

КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Наименование разделов, тем


Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Формы контроля


Образовательные ресурсы

По плану

По факту

Введение-1 час

Планируемые результаты:

Предметные:

ученик научится:

объяснять, что такое общественные науки, обществознание, находить связь между ними;

определять какое место обществознание занимает в системе школьного образования

ученик получит возможность научиться:

видеть изучаемую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Метапредметные:

ученик научится:

ПУУД: Извлекать информацию из текста, выделять главное,

КУУД: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознание. Составлять целое из частей, работая в группах

РУУД: Способность планировать и организовывать свою учебную деятельность. Составлять план своих действий

ученик получит возможность научиться:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Личностные:

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

1.



Введение





1

Познакомитьсяс новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплексом, особенностями работы с ним.

Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания

Входной контроль

Беседа с элементами дискуссии

fcior.edu.ru/ school-collection.edu.ru/

Человек -5 часов

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Уметь объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; Оценивать роль творчества в развитии человека.

Получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Метапредметные:

Ученик научится:

РУУД: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Определять проблему урока и понятия, выделять главное. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности: Составлять по алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей

ПУУД: Сравнивать свойства человека и животных. Формулировать характеристики природы человека с т.з. современных общественных наук. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

КУУД: Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Самостоятельно составлять схему правил общения.

Получит возможность научиться:Алгоритму находить дополнительную информацию;алгоритму осуществлять проекты.

Личностные:

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Уважать людей старшего поколения. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек.Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах.

2-3



Загадка человека

2

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных

Устный опрос

Работа с текстом учебника по вопросам

Контрольные листы

fcior.edu.ru/ school-collection.edu.ru/

схема(интерактивная доска)

4-5



Отрочество - особая пора жизни

2

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Творческое задание

Задания в рабочей тетради№1 к п 2.

Заполнение сравнительной таблицы

fcior.edu.ru/ school-collection.edu.ru/

презентация к уроку

6



Практикум по теме «Человек»

1

Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.

Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков

Тест

Создание кроссвордов и шарад

Схемы по обществознанию (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов),

Семья - 5 часов

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных; характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, - Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Получит возможность научиться:

описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Метапредметные:

Ученик научится:

ПУУД: Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.Готовить сообщения и проекты по семейной тематике.

КУУД: Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

РУУД: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой.адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Получит возможность научиться:

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми.формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

Личностные:Уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.

Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

7



Семья и семейные отношения

1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Составить родословное дерево;

Плакат «Права ребенка» (работа в группах)

fcior.edu.ru/

презентация к уроку

8



Семейное хозяйство

1

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

Заполнить таблицу

Моделирование ситуаций, их анализ

slon.ru/

9



Свободное время

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни

составить рассказ по рисункам

fcior.edu.ru/

10-11



Урок-практикум по теме «Семья»

2

Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья»

Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с отношениями в семье, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.

Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.

Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы.

Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи

Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группах

Составлять рассказы: -учимся быть рачительными хозяевами;-учимся помогать семье;-мы - семья, а это значит…

Выполнить проблемные задания

Карточки по терминологии

Проектные работы

fcior.edu.ru/

задания на интерактивной доске

презентация к уроку

Школа (6ч)


Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование. Объяснять значение понятий: «образование» и «самообразование», конкретизируя примерами Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. Объяснять и конкретизировать понятия: «социализация», «культурные нормы», «социальная роль», «ценности». Характеризовать учебу как основной труд школьника, опираясь на примеры

Получит возможность научиться:

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Метапредметные:

Ученик научится:

ПУУД: Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

РУУД: Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы.

КУУД: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения поставленных задач;

Личностные :Формирование ответственности, умения учиться. Формирование уважения к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим. Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

12-13



Образование в жизни человека

2

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Описывать систему общего школьного образования в нашей стране.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Таблица

Моделирование ситуаций, их анализ

fcior.edu.ru/

14-15



Образование и самообразование

2

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Эссе

Проектные работы

Составление личного алгоритма «Учись учиться»

Презентация к уроку

16.



Одноклассники, сверстники, друзья

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Текущий

Творческое задание

Инсценировки различных ситуаций

презентация

17



Практикум по теме «Школа»

1

Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения:

а) характеризовать учёбу как основной труд школьника;

б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения;

в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний;

г) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;

д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.

Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

рассказ, презентация

групповые проекты

fcior.edu.ru/

презентация

Труд - 6 часов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; Объяснять ключевые понятий: труд, богатство, бедность, благотворительность. Определять значение труда для человека и общества; Умеет определять понятие: «труд», «творчество», «мастерство», осуществляет сравнение, выбирая критерии с помощью учителя. Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера. Объясняет значение труда для личности и общества, знает ценностные установки социальной роли ученика

Получит возможность научиться:Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Метапредметные:

Ученик научится:

РУУД: Устанавливать целевые приоритеты. Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Ставить цели и задачи для планирования и регуляции своей деятельности. Проверять и оценивать результаты работы.

КУУД: Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры.

ПУУД: Находить нужную информацию в различных источниках, анализировать ее, обобщать и систематизировать; Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого);выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Личностные:Формированиепотребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности. Мотивированность на личный успех и заинтересованность в благополучии и процветании общества и страны. Проявление заинтересованности в личном успехе, в развитии отечества на основе ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности.

18-19

Труд-основа жизни

2

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Составить сообщения на заданную тему


Проблемные задания

Творческие задания в группах

презентация к уроку

20-21

Труд и творчество

2

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Таблица

Ролевая игра

Задания в рабочей тетради

fcior.edu.ru/

презентация к уроку

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.

Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.

Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи.

Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности.

Проект «Творчество в науке и искусстве»

Самостоятельная работа по контрольному листу

postnauka.ru/ -

презентация к уроку

Родина - 10 часов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

Объяснять смысл понятия: Родина, субъект РФ, государственный язык, патриот. Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране - Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.Описывает основные государственные символы РФ. Характеризовать права граждан России и обязанности граждан РФОбъяснять значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. Социальной ответственности и гражданской компетенции. Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства. Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны - ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Получит возможность научиться:

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать законы РФ; корректироватьсобственное поведение в соответствии с правами и обязанностями гражданина. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.

Метапредметные:

Ученик научится:

ПУУД: Дает определение понятиям, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета формулирует собственное мнение и позицию. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные и практические задания, определяющее сущностных характеристик изучаемого объекта. Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.

РУУД: Устанавливать целевые приоритеты. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

КУУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Получит возможность научиться: Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Использовать дополнительные источники информации, составлять собственные информационные материалы.

Личностные:

Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. Любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. Проявлять уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Владеет ценностными ориентирами, осознает ответственность за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Ощущать себя россиянином. Проявлять толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

24-25

Наша Родина-Россия

2

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации»

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Раскрывать функции русского языка как государственного

эссе

Президент России гражданам школьного возраста uznay-prezidenta.ru

презентация

26-27

Государственные символы России

2

Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России

Письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине

создание презентаций по теме

Президент России гражданам школьного возраста uznay-prezidenta.ru

Аудиозаписи: «Гимны России: история», «С чего начинается Родина», «Учат в школе»

28-29

Гражданин России

2

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «Гражданин», называть и иллюстрировать примерами основные права и обязанности граждан РФ

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Текущий контроль

Словарик темы

Контрольный лист

Российской Федерации: официальный сайт.

pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm -

Декларация прав школьника. nttp://school-sector.relarn.ru/prava/ -

Права и дети в Интернете. chelt.ru - журнал

30-31.

Мы-многонациональный народ.

2

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

проект «Русский язык - язык межнационального общения»

russianculture.ru/ - Культура России.

Презентация к уроку

32-33

Урок-практикум по теме «Родина»

2

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан.

Способствовать осознанию на практике значения уважительного уважения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения.

Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку.

Создавать условия универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определенной теме

Творческое задание

Тест

Проекты

доклады

russianculture.ru / - Культура России.

34-35

Итоговые уроки

2

Обобщить и закрепить полученные знания и умения

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший год

Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.

Наметить перспективы работы в следующем году

Овладение различными видами публичных выступлений

(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим

нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

на уроках и в доступной социальной практике

Защита проекта

Итоговая контрольная работа

Всероссийская Олимпиада школьников rosolymp.ru/

postnauka.ru/ -

Контроль и оценка достижения планируемых результатов

Чтобы выявить уровень учебных достижений предусмотренных ФГОС ООО и Рабочей программой, для данной Рабочей программы разработана следующая модель мониторинга:

Виды

контро-

ля

Формы конт-роля

Перио-дичность

подход

Уровень, оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

Предварительный

Старто-

вая диагностика: тест

Начало учебного года (изучения курса),

1 шт.

Критери

альноори

ентированный

Низ-

кий

уро-

веньдости-же-

ний, оцен-

ка «плохо»

Пони-

Женный

уровень достиже-

ний, оцен-

ка «неудов-летвори-тельно»

«базо-

вый»:

демонстрирует освоение учебных действий

с опор-

ной систе-

мой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных

задач.

Данный

Уровень

является достаточным для

продол

жения обучения на следующей ступени образова-

ния, но не

по профиль

ному направлению. Уровень соответствует отметке «удовлетворительно»

Повы-шенный уровень дости-женияплани-руемыхрезуль-татов, оцен-

ка «хоро-шо»

Высо-кий уро-вень достижения планируемых результатов, оценка «от-лично»

Текущий

Индиви-дуальные ответы учащих-

ся

Каждый

урок, 2 ч.

в неделю

Ориен

тированый на индивидуалные

нормы

Периодический

Тематические проверочные работы (тесты, понятий

ный диктант)

По мере изучения

тем Разде-

лов, 4 шт.

Творческие рабо

ты учащих

ся

В течение

года (представ-ляются на уроках по

мере изуче-

ниясоот

ветствую

щих тем, представляются на научных конферен

циях школьного и районного уровней, происходит защита оставшихся работ в кон

це учебного года.)

Итого-вый

Итого

ваяпрове-рочная работа

Конец учебного

года (изу-чения кур-

са), 1 шт.

Крите

риаль

ноориентированный


Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерии и нормы устного ответа по обществознанию:

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.

  • Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала.

  • Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.

  • Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1» ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  • Полностью не усвоил материал.

Критерии оценивания письменных работ по обществознанию:

Оценка за письменную работу выставляется исходя из % правильно выполненных заданий.

Виды работ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

Контрольная работа

Тест

Самостоятельная работа проверочная работа

словарный диктант

85% от максимальной суммы баллов


75-84%

50-74%

менее 50%

менее 20%






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Обязательная:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Учебник Обществознание. 5 класс., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.- М.: «Просвещение», 2013.

5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

6. Обществознание. Поурочные разработки . 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение,2012.-111с.

7. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:5класс/сост.К.В. Волкова.-2-е издание,перераб. - М.: ВАКО,20 В.-112с.

8.Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова.Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс:пособие для учащихся общеобразовательных организаций- М.;Просвещение,2014.-80с.

Дополнительная:

  1. Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984

  2. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010

  3. Кожин Ю.А., Права и ответственность ребёнка. 10-11 класс, Русское слово, М., 2009

  4. Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007

  5. Марков А.В. Эволюция человека. 1. Обезьяны, кости и гены, Династия, М., 2011

  6. Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа, Династия, М., 2011

  7. Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009

  8. . Рябинина И.В. Происхождение человека/И.В.Рябинина. - СПб., 2006.

  9. Драчук В.С. Рассказывает геральдика/В.С. Драчук.-М., 1977.

  10. Народы России:энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Обязательная:

1. Учебник Обществознание. 5 класс., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.- М.: «Просвещение», 2013.

2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова.Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс:пособие для учащихся общеобразовательных организаций- М.;Просвещение,2014.-80с.

Дополнительная

1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа/ В.И. Даль. - М.,2001.

2. Драчук В.С. Рассказывает геральдика/В.С. Драчук.-М., 1977.

3. Народы России:энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

4.Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия/ Ю.К. Школьник. - М.,2006.

5. Шведова И.Т. Азбука для детей и взрослых/ И.Т. Шведова. - М., 1002. - Вып. 1. Экономика.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Интерактивная доска.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».50.economicus.ru - 50 лекций по микроэкономике.

be.economicus.ru - Основы экономики.Вводныйкурс.

hup://cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

businessvoc.ru - Бизнес-словарь.

hpo.opg - Права человека в России.

uznay-prezidenta.ru - Президент России - гражданам школьного возраста.

ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm - Декларация прав школьника.

school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.

chelt.ru - журнал «Человек и труд».

orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm - Духовная жизнь общества.

http: //www, countries. ru /library, htm - Библиотека по культурологии.

russianculture.ru/ - Культура России.

ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Международный экологический портал.

priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России».

fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

ihtik.libru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.presentaci.ru/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/class - /5Презентации по обществознанию для 5 класса

korotaeva1.com/load/uchiteljam_obshhestvoznanie/5_klass/62- сайт учителя обществознания Коротковой Ольги Ивановны

nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie - Социальная сеть работников образования nsportal.ru

litkonkurs.ru/classes/all/prezentacii-obshestvoznanie-5-klass.html - Презентации обществознание 5 класс

uchportal.ru/load/143-1-0-13337 - Учительский портал.

all-kompozitor.ru/logs/prezentaciya-po-obshestvoznaniy -5- klass.html PowerPoint













Приложение 1.

Лист корректировки Рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактич.

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР














































































































































*Указываются конкретные обоснования


© 2010-2022