Планирование элективного курса Семьеведение

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Курс изучает темы, связанные с предметом обществознанием и историей : брак как основа семьи , тенденции развития семьи в современном обществе, семейное право в России, экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе, брак с позиций разных религий.

Цели преподавания дисциплины


Формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений

Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.

Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана:

- дать учащимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики. Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.

-ознакомить учащуюся молодёжь с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования.

Цель данного курса

- вооружить слушателей как определёнными и доступными для юношества теоретическими знаниями, так и практической информацией в целях формирования у них ясных и непротиворечивых представлений о том, что такое институты брака и семьи, с какими проблемами сталкивается человек, вступающий в брак, какие факторы их порождают в большей степени - родственные, внутрисемейные или социальные, глобальные.


Задачи изучения дисциплины

В соответствии с поставленной целью выдвигаются такие задачи изучения брака и семьи:

▪ способствовать формированию семьецентрического мышления у юношей и девушек,

▪ пояснить им базовые семейные категории, такие как брак, семья, домохозяйство, права и обязанности в браке, материнство и отцовство, естественное и суррогатное материнство, усыновление и приёмная семья, родительство и детство, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, моногамия и полигамия, эндогамия и экзогамия, гражданский брак и брак религиозный и т.п.),

▪ подготовить старшеклассников к более осознанному выполнению своих будущих супружеских и семейных обязанностей, и в том числе - к строительству бесконфликтных супружеских, родительско-детских и родственных отношений,

▪ сформировать готовность юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания значения легитимного брака для рождения и воспитания ребёнка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом.



Перечень знаний и умений, навыков приобретаемых обучаемыми по завершении обучения


-знание основ функционирования институтов брака и семьи,

- понимание социально-экономических, социально-правовых, этноконфессиональных, социально-педагогических и социально-психологических условий жизнедеятельности семьи как малой социальной группы,

-умение понимать и анализировать трудности функционирования семей в современном российском обществе,

-умение ориентироваться в практических жизненных ситуациях, связанных с трудностями принятия самостоятельных решений по вопросам деятельности родительской семьи.


Для реализации поставленных целей и задач используются учебно-методические пособия:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

  3. Социология семьи: Учебник /под ред. проф. Антонова А.И. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 43-66; 155 - 190; 291-318; 319-460.

  4. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод. пособие. - Казань: КГМУ, 1997. 51 с.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса « Семьеведение» ученик 10 класса должен

Знать

-знать основные понятия, изучаемые семьеведением

-правовые основы функционирования брака и семьи;

-экономические основы ведения домашнего хозяйства;

-гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

-особенности положения детей в семье;

-причины и последствия падения рождаемости;

-цену родительства и детства;

-альтернативные формы брака и семьи; этноконфессиональные особенности семейных отношений

Уметь

-использовать полученные знания при сдаче ЕГЭ;

-применять полученные знания при самостоятельном анализе в брачносемейной и гендерной сферах;

-осуществлять диагностику семейных проблем с целью выбора оптимального способа их решения;


К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны;

- осмысление своего социально-нравственного опыт ;

- стремление к позитивному мышлению.

Метапредметные результаты изучения курса « Семьеведение» выражаются в следующих качествах:

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результаты изучения курса « Семьеведение» 10 класс:

- овладение целостным представлением адекватных брачно- семейных отношений;

- способность применять понятийный аппарат для сущности и значения событий и явлений;

- умения изучать и систематизировать информацию;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков;

- готовность применять знания для будущей жизни.

Курс « Семьеведение» включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

-зависимость семейного уклада жизни от социально- экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи и нравственные нормы брака и их влияние на прочность семьи.

-нравственные основы взаимоотношение между юношей и девушкой;-особенности дружбы и любви в юношеском возрасте;-причины и пути профилактики семейных конфликтов.

Средства контроля

Три вида контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: фронтальный опрос, тестовые задания, терминологические кроссворды, индивидуализированные задания, практическая работа, проверочная работа, самостоятельная работа, проектная работа, контрольная работа.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ


Тема занятия

занятие

Практика

Введение

1


1-2.Брак как основа семьи.Понятие брака. Типы браков. Функции брака. Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

2

1

3. Семья в современном обществе: тенденции развития. Семья как социальный институт и малая группа. Формы и модели семьи. Функции современной семьи

3

1

4. Семейное право в России: ХХI век

4


5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

4

1

6. Проблемы родительства в депопулирующей России

2


7. Воспитательный потенциал современной семьи

2

1

8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

4


9. Брак и семья с позиций иудаизма

3


10. Православие о браке и семье

2

1

11.Традиции брака и семьи в буддизме

1


12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи

1


Итоговое занятие

1


Всего занятий

35


Содержание программы учебного курса:



Тема 1-2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.

Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.

Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.

Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.

Тема 4. Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Тема 5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.

Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.


Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.

Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.

Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.


Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.

Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.

Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.

Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.

Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.

Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.

Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.

Тема 8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.

Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.

Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.

Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.

Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.

Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

Тема 9-10. Брак и семья с позиций иудаизма. Православие о браке и семье

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.

Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.

Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

Брак и семья с позиций христианства: история и современность.Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций.

Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

Тема 11-12. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе


Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.

Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.

Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.

Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.

Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.

Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.

Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.

Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.

Межконфессиональные браки.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во час


Элементы
минимального
содержания
образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Виды

учебной деятельности

Дата

Тип урока

План

Факт

1

Что изучает дисциплина «Семьеведение»

1

Вводный урок

Представление о семье как социальном институте. Теоретические и исторические основы института семьи и брака.

Понимать тенденции развития семьи. Подготовка к будущей семейной жизни, создание серьезного настроя на изучение предлагаемого курса.

Индивидуальная / Обобщающая беседа

05.09

2

1-2.Брак как основа семьи.

Понятие брака.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Промискуитет. Материнская семья. Парный брак. Отношение в семье в Древнем мире. История происхождения семьи и брака. Типы брака. Классификация по Мазуру..

Знать характерные особенности брака как основы семьи. Знать эволюцию семьи, исторические основы брака и семьи .

Беседа, фронтальный опрос

12.09

3

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

1

Урок ознакомления с новым материалом

Гендерные аспекты формирова-ния брака и семьи. Структура, динамика, факторы добрачного поведения. Особенности добрачного поведения у учащейся молодежи. Гендерные стратегии « молодых взрослых»

Понимать ,что такое «гендер».Уметь анализировать гендерные аспекты формирования брака и семьи.

Выполнение дифференцированных заданий

19.09

4

Практикум по разделу «Брак как основа семьи»

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Идеальная пара. Гендерная идентичность

Применять социальные знания в процессе решения познавательных задач по проблемам материала пройденного раздела.

Практикум (таблица)

Реферат/ Эссе по теме

26.09

5

3.Семья в современном обществе: тенденции развития

Семья как социальный институт и малая группа.

1

Комбинированный

Семья как социальная структура.. Понятие семьи. Индивид- семья-социум. Отличительные характеристики семьи. Социокультурная динамика семьи.

Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по изученному материалу. Понимать семью как социальный институт и знать ее признаки и функции.

Коллективная работа/Фронтальный опрос

03.10

6

Формы и модели семьи.

1

Урок совершенствования и применения полученных знаний

Традиционные и современные формы семьи. Типология семейных отношений.

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами. Знать формы семьи и типологию семейных отношений

Беседа, фронтальный опрос

10.10

7

Функции современной семьи

1

Освоение новых знаний

Представления о функциях семьи. Социальные и индивидуально-личностные функции семьи.

Уметь определять основные функции семьи в современном обществе.

Выполнение дифференцированных заданий

17.10


8

Практикум по разделу «Семья в современном обществе»

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Портрет современной успешной семьи

Применять социальные знания в процессе решения познавательных задач по проблемам материала пройденного раздела.

Практикум (таблица)

Реферат/ Эссе по теме

24.10


9

4. Семейное право в России: ХХI век

Семейные отношения как предмет правового регулирования

1

Урок усвоения новых знаний и умений

Тенденции развития семьи в современном мире. Государство и семья. Правовое регулирование семейных отношений. Семья и родство в юридической сфере. Цели и принципы семейно-правового регулирования.

Использовать приобретённые знания с целью избегания жизненных проблем по изучаемому вопросу. Понимать как право регулирует семейно-брачную сферу .

Выполнение индивидуальных заданий

31.10


10

Брак. Порядок заключения и расторжения брака.

1

Беседа

Брак. Семейное законодательство. Права и обязанности супругов. Законный режим и имущество супругов. Брачный договор.

Уметь анализировать информацию о правах и обязанностях супругов. Понимать условия заключения брачного договора.

Работа группами

14.11


11

Установление происхождения детей

1

Диспут

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних. Родительские права и обязанности. Алименты. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития. Понимать причины необходимости установления отцовства. Уметь называть права и обязанности детей и родителей .Называть правовые последствия уклонения от алиментов.

Выступление (доклад с презентацией)

21.11


12

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья

1

Комбинированный

Усыновление (удочерение) детей и его отмена. Опека и попечительство над детьми. Приемные семьи

Понимать процедуру усыновления (удочерения),опеки и попечительства. Особенности приемной семьи.

Выполнение дифференцированных заданий

28.11


13

5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Социально-экономический кризис концаXX в. И институт семьи. Потребительский бюджет. Уровень доходов и расходов. Гос. политика поддержки семьи.

Понимать особенности экономического положения семьи в условиях кризиса. Уметь называть альтернативные пути выхода.

Заполнить таблицу по СМИ

05.12

14

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека.

1

Комбинированный

Понятие домохозяйства и других форм трудовой занятости.Беккер теория «человеческого капитала»

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и терминами изучаемых понятий

Работа с документами

12.12

15

Ценность мужчины, и ребенка в семье

1

Урок совершенствования и применения полученных знаний

Значимость женщин, мужчин и детей в семейном институте в разные исторические эпохи. Факторы благосостояния семьи. Альтруизм родителей.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

Выполнение дифференцированных заданий

19.12

16

Экономико- демографическое развитие семьи

1

Комбинированный

Влияние социально-экономических факторов на положение семьи.

Знать основные социально-экономические факторы, влияющие на положение и развитие семьи.

Сообщения учащихся

26.12


17

Практикум по разделу

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Составление таблицы «Удовлетворенность уровнем доходов в семье»

Применять социальные знания в процессе решения познавательных задач по проблемам материала пройденного раздела.

Практикум (таблица)

Реферат/ Эссе по теме

16.01


18

  1. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и России

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Демографическая политика в России и мире.

Уметь определять причины, влияющие на рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Понимать демографическую ситуацию в стране и мире

Беседа, фронтальный опрос

23.01


19

Социальные и индивидуальные факторы репродуктивного поведения семьи

1

Урок ознакомления с новым материалом

Рождение первенца. Причины и последствия падения рождаемости. Проблемы детности и планирования рождаемости.

Давать определение понятий социальные и индивидуальные факторы. Уметь определять факторы, влияющие на планирование рождаемости.

Беседа, фронтальный опрос

30.01

20

7.Воспитательный потенциал современной семьи

Отношение к детям в современной семье.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Рождение первенца и ответственное родительство. Функции семейного воспитания, типичные ошибки семейного воспитания и пути их преодоления.

Понимать значение функции родительства. Уметь определять роль семейного воспитания на процесс социализации ребенка.

Беседа, фронтальный опрос

06.02

21

Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье

1

Урок ознакомления с новым материалом

Роль отца и матери в социализации детей.

Знать влияние семьи на социализацию ребенка. Определять социальное значение роли отца и матери.

Беседа, фронтальный опрос

13.02

22

Практикум по разделу «Воспитательный потенциал современной семьи»

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Составление психологического портрета единственного ребенка в семье

Применять социальные знания в процессе решения познавательных задач по проблемам материала пройденного раздела.

Практикум (таблица)

Реферат/ Эссе по теме

20.02

23

8. Внебрачная семья.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

1

Обобщения и систематизации знаний

Сущность внебрачных союзов. Классификация внебрачных союзов по Босанацу.

Понимать , что такое внебрачный союз и уметь определять их классификацию

Выполнение дифференцированных заданий

27.02

24

Мотивы создания внебрачных семей и особенности их функционирования Имидж внебрачной семьи

1

Урок углубления в тему

Тенденции развития внебрачных союзов. Мотивация создания альтернативных форм брака.

Популяризация имиджа внебрачной семьи. Роль СМИ в пропаганде свободы сексуальных отношений

Понимать мотивы создания внебрачных союзов, механизмы их функционирования. Знать составляющие имиджа внебрачной семьи

Работа в группах

06.03

25

Модели внебрачных союзов и тенденции их развития


Беседа

Общая характеристика альтернативных форм брака и семьи . Тенденции их развития.

Уметь называть отличительные признаки разных моделей внебрачных союзов. Понимать тенденции их развития.

Беседа, фронтальный опрос

13.03

26

Альтернативные формы брака. Внебрачные связи


Диспут

Незарегистрированное сожительство. Сознательно бездетный брак. Открытый брак. Свингерство. Групповой брак

Знать разновидности альтернативных форм брака, отличительные признаки таких союзов и называть причины их возникновения

Выполнение дифференцированных заданий

20.03

27

9. Брак и семья с позиций иудаизма

Сущность брака в иудаизме

1

Урок комплексного применения ЗУН

Отношение родителей и детей. Семейная жизнь. Отношения мужчины и женщины.

Уметь раскрывать сущность брака в иудаизме, называть особенности существования такого союза

Критическое осмысление полученной информации

03.04

28

Развод с точки зрения иудаизма.

1

Комбинированный

Понятие развода в еврейской среде. Наказание за измену.

Понимать причины ,способствующие разводу в еврейской среде.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных задания

10.04

29

Положение женщины.


Положение женщины по Талмуду

Умение толковать положение женщины в еврейском браке

Критическое осмысление полученной информации

17.04

30

10. Православие о браке и семье

Брак в христианстве.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Таинство христианского брака. Обряд венчания.

Понимать брак с точки зрения христианской религии

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных задания

24.04

31

Семья в христианстве

1

Комбинированный

Православная семья. Каноны православной семьи. Ребенок в православной семье.

Уметь называть основные каноны православной семьи и определять место в ней ребенка.

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

01.05

32

Практикум по разделу

1

Урок контроля и оценки учебных достижений

Составление модели верующей и неверующей семей. Сравнить, какая из них отвечает интересам государства.

Применять социальные знания в процессе решения познавательных задач по проблемам материала пройденного раздела.

Практикум (таблица)

Реферат/ Эссе по теме

08.05

33

11.Традиции брака и семьи в буддизме

1

Урок комплексного применения ЗУН

Буддизм как вероучение. Буддизм в России. Супружество, брак, секс и любовь в буддизме. Семейные ценности и обязанности родителей

Понимать значимость супружества, брака и семьи в буддизме. Уметь называть семейные ценности ,определять обязанности родителей в буддизме.

Работа в группах

15.05

34

12. Мусульманский брак: традиционное и современное.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Сущность брака в исламе. Выбор брачного партнера. Помолвка и обряд бракосочетания. Отношения мужа и жены в мусульманском браке.. Полигамия в исламе. Развод с точки зрения ислама.

Знать отличительные черты отношений мужа и жены в мусульманском браке. Понятие полигамии. Оценивать развод с точки зрения ислама

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

22.05

35

Итоговое занятие

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний - конкурс-игра

Повторение и закрепление пройденного материала

Знать основные положения изучаемой дисциплины

Групповая работа/ практическая работа

29.05







Учебно-методическое обеспечение дисциплины



  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496.

  2. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод. пособие. - Казань: КГМУ, 1997. - 51 с.

  3. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. М.: Издат-торг. корпорация «Дашков и К», 2909. 224 с.

4.Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

© 2010-2022