- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию для специальностей СПО
Рабочая программа по обществознанию для специальностей СПО
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Комнатная Е.И. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.06 Обществознание
для специальностей среднего
профессионального образования
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта
21.02.04 Землеустройство
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
20.02.03 Природоохранное обустройство территорий
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
г. Павловск
2015
РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин Протокол № 1 от «___» августа 2015 года Председатель ______ Н.В. Сапрыкина
СОГЛАСОВАНО Зав. учебной частью отделения ______________И.Д. Шарыкина ________________С.В. Предущенко _________________С.П. Олейников «___» _____ 2015 года
| Разработана в соответствии с федеральным компонентом среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР и развитию образовательных программ _______________________ Э.В. Ноздрачева «____» ____ 2015 года |
Организация разработчик:
ГБПОУ ВО «Павловский техникум»
Разработчик: преподаватель обществознания Комнатная Е.И..
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.06 Обществознание
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки по специальностям СПО:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта
21.02.04 Землеустройство
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
20.02.03 Природоохранное обустройство территорий
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Обществознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В результате изучения обществознания обучающийся должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Опыт познавательной и практической деятельности:
-
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
- анализ современных общественных явлений и событий;
-
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
-
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
1
2
3
Введение
Содержание учебного материала
2
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Раздел 1
Человек как творец и творение культуры.
32
Тема 1.1.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Содержание учебного материала
2
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение таблицы «Философские и научные представления о социальных качествах человека»
2
Тема 1.2.
Человек как духовное существо
Содержание учебного материала
2
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение учебного задания к тексту «Содержание и формы духовной деятельности»
2
Тема 1.3.
Деятельность - способ существования людей
Содержание учебного материала
2
Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение схемы «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»
4
Тема 1. 4.
Познавательная деятельность человека
Содержание учебного материала
2
Познание и знание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение индивидуального творческого задания в форме эссе «Самопознание и развитие личности». Выполнение учебного задания к тексту «Истина и ее критерии»
4
Тема 1.5.
Культура и духовная жизнь общества
Содержание учебного материала
2
Что такое культура. Зачем нужна культура. Много ли культур? Массовая и элитарная культура
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение задания по вставлению недостающих слов в обществоведческий текст по теме «Менталитет».
2
Тема 1.6.
Наука. Образование.
Содержание учебного материала
2
Наука в современном обществе. Этика науки. Образование.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение индивидуального творческого задания в форме эссе «Личная и социальная значимость образования»
2
Тема 1.7.
Мораль. Религия
Содержание учебного материала
2
Мораль. Нравственные категории. Религия.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Письменно ответить на вопрос: «Возможны ли в будущем особые нравственные нормы, регулирующие поведение в Интернете».
2
Тема 1.8.
Искусство и духовная жизнь
Содержание учебного материала
2
Что такое искусство. Особенности искусства. Виды искусства. Эстетическая культура
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить устные сообщения о направлениях в искусстве
2
Раздел 2.
Общество как сложная динамическая система
20
Тема 2.1.
Что такое общество
Содержание учебного материала
2
Понятие общества в узком и широком смысле. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение таблицы «Типология обществ». Выполнение тестовой работы.
4
Тема 2.2.
Общество как сложная динамичная система
Содержание учебного материала
2
Особенности социальной системы. Социальные институты: понятие, характерные черты, институциализация. Понятие системы общественного питания как социального института.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформление реферата « Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.»
4
Раздел 3.
Экономика
32
Тема 3.1.
Роль экономики в жизни общества
Содержание учебного материала
2
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.2.
Экономическая культура
Содержание учебного материала
2
Экономическая культура: сущность, структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельнсти.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.3.
Экономика: наука и хозяйство
Содержание учебного материала
2
Экономика как хозяйственная система и наука о хозяйстве. Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.4.
Экономический рост и развитие
Содержание учебного материала
2
Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.5.
Рыночные отношения в экономике
Содержание учебного материала
2
Понятие экономическая система. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика.Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформление сообщений, презентаций «Особенности современной экономики России», «Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство».
4
Тема 3.6.
Фирмы в экономике
Содержание учебного материала
2
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.7.
Правовые основы предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
2
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.8.
Слагаемые успеха в бизнесе
Содержание учебного материала
2
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Принципы маркетинга.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составление тезисов «Сегментация - один из методов изучения и проникновения на рынок. Сегментация - один из методов изучения и проникновения на рынок».
2
Тема 3.10.
Экономика и государство
Содержание учебного материала
2
Экономические функции государства. Инструменты регулирования экономики государством.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.11.
Финансы в экономике
Содержание учебного материала
2
Понятие финансов. Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины, последствия.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.11.
Занятость и безработица
Содержание учебного материала
2
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 3.12.
Мировая экономика
Содержание учебного материала
2
Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
--
Раздел 4
Социальные отношения
22
Тема 4.1.
Социальная структура общества
Содержание учебного материала
2
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнение схемы «Социальная структура Российского общества». Заполнение таблиц «Виды социальной мобильности в современном обществе», «Каналы социальной мобильности».
2
Тема 4.2.
Социальные взаимодействия
Содержание учебного материала
2
Социальные отношения и социальные взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 4.3.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Содержание учебного материала
2
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 4.4.
Нации и межнациональные отношения
Содержание учебного материала
2
Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 4.5.
Семья и быт
Содержание учебного материала
2
Семья как малая группа и социальный институт. Функции семьи. Семья в современном мире. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живем.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформление проекта «Моя семья»
4
Тема 4.6.
Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполной семьи
Содержание учебного материала
2
Тенденции развития семьи в современной России. Проблемы неполной семьи. Современная демографическая ситуация в РФ.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 4.7
Социальное развитие и молодежь
Содержание учебного материала
2
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформление проекта «Взаимоотношения в уличных группах»
4
Тема 4.8.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства.
Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Секта.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
-
Раздел 5
Политика как общественное явление
22
Тема 5.1
Политика и власть
Содержание учебного материала
2
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение учебных заданий к тексту «Политическая жизнь современной России»
2
Тема 5.2.
Политическая система
Содержание учебного материала
2
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократические перемены в России.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение индивидуального творческого задания в форме эссе по теме «Политический экстремизм»
2
Тема 5.3.
Гражданское общество и правовое государство
Содержание учебного материала
2
Признаки правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 5.4.
Демократические выборы и политические партии
Содержание учебного материала
2
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформление сообщений «Роль партий и движений в современной России», « Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации».
2
Тема 5.5.
Политическое сознание
Содержание учебного материала
2
Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 5.6.
Политическая элита.
Содержание учебного материала
2
Понятие политической элиты. Состав. Возможности влияния на политическую жизнь страны.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение тестовой работы по теме «Политическая элита, особенности ее формирования в современной России».
2
Раздел 6
Человек в системе общественных отношений
14
Тема 6.1.
Человек в системе социальных связей
Содержание учебного материала
2
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Агенты и институты социализации. Единство свободы и ответственности личности.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 6.2.
Свобода в деятельности человека
Содержание учебного материала
2
Понятие свободы. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 6.3.
Общественное сознание
Содержание учебного материала
2
Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 6.4.
Политическое поведение и политическое лидерство
Содержание учебного материала
2
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Роль политического лидера. Типы лидерства.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 6.5.
Участие гражданина в политической жизни
Содержание учебного материала
2
Сущность политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 6.6.
Человек в системе экономических отношений
Содержание учебного материала
2
Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение индивидуального творческого задания в форме эссе по теме «Экономическая свобода и социальная ответственность»
2
Раздел 7
Правовое регулирование общественных отношений
34
Тема 7.1.
Право в системе социальных норм
Содержание учебного материала
2
Определение права. Основные признаки права. Право и мораль. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Оформить презентации «Современные подходы к пониманию права», «Законотворческий процесс в РФ».
3
Тема 7.2.
Современные подходы к пониманию права
Содержание учебного материала
2
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.3.
Источники права
Содержание учебного материала
2
Понятие источника права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.4.
Правоотношения и правонарушения
Содержание учебного материала
2
Понятие правоотношения. Понятие правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
Выполнение учебных заданий к тексту «Развитие права в современной России».
2
Тема 7.5.
Предпосылки правомерного поведения
Содержание учебного материала
2
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.6.
Современное российское законодательство
Содержание учебного материала
2
Характеристика основных отраслей российского права.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.7.
Гражданин Российской Федерации
Содержание учебного материала
2
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.8.
Экологическое право
Содержание учебного материала
2
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.9.
Гражданское право
Содержание учебного материала
2
Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.10.
Семейное право
Содержание учебного материала
2
Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.11
Трудовое право
Содержание учебного материала
2
Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.12.
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
Содержание учебного материала
2
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.13.
Процессуальное право: уголовный процесс
Содержание учебного материала
2
Основные принципы и участники уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.14.
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство
Содержание учебного материала
2
Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство и его стадии.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 7.15.
Международная защита прав человека
Содержание учебного материала
1
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Дифференцированный зачет
1
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места для студентов и преподавателя, классная доска, комплект КИМов
Технические средства обучения: телевизор, DVD плеер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] Под ред. Л.Н. Боголюбова. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
-
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] Под ред. Л.Н. Боголюбова. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
Интернет - ресурсы:
справочно-правовая система Консультант+
tgl.net.ru/wiki/index.php/-Ресурсы Интернет для
преподавателей истории и обществознания
rq.ru/ - Российская газета
mon.gov.ru - Министерство образования и науки;
fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений;
ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен;
probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;
infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, творческих работ, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Тестирование
Выполнение письменных работ
Уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Выполнение заданий по работе с обществоведческими текстами
Выполнение проектов
Выполнение индивидуальных творческих работ
Написание эссе
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Участие в деловой игре
Подготовка и выступление с сообщением
Участие в дискуссии
Выполнение индивидуальных творческих работ, презентаций
Выполнение заданий к обществоведческому тексту
Опыт познавательной и практической деятельности:
-
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
- анализ современных общественных явлений и событий;
-
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
-
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Выполнение проектов
Участие в деловой игре
Подготовка и выступление с сообщением
Участие в дискуссии
Выполнение индивидуальных творческих работ, презентаций
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Участие в деловой игре
Подготовка и выступление с сообщением
Участие в дискуссии
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос