Рабочая программа 5 класс по обществознанию

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Б. Соболевой, О.В. Медведевой «Обществознание, 5-11 классы». Программы. – М..: Вентана-Граф, 2011. Программа входит в учебно-методическую систему «Алгоритм успеха» под общей редакцией академика РАО Г. А. Бордовского.Курс «Обществознание» 5 класса является пропедевтическим. В качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В реальной жизни среднестатистический пятиклассник исполняет р...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Б. Соболевой, О.В. Медведевой «Обществознание, 5-11 классы». Программы. - М..: Вентана-Граф, 2011. Программа входит в учебно-методическую систему «Алгоритм успеха» под общей редакцией академика РАО Г. А. Бордовского.

Рабочая программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам 2010 г. основного общего образования.

Потребитель образовательных услуг: рабочая программа предназначена для обучающихся 5 а класса. Это обучающиеся с высоким и с средним учебным потенциалом.

Характеристика учебного предмета:

цель учебного предмета: формирование у обучающихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни и как необходимо вести себя в разных социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста;

специфика учебного предмета: Курс «Обществознание» 5 класса является пропедевтическим. В качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В реальной жизни среднестатистический пятиклассник исполняет различные социальные роли - член семьи, одноклассник, друг, пешеход и т. д. Ему также приходится вступать в социальные, экономические и правовые отношения, переживать разнообразные психологические состояния. Ежедневно пятиклассник решает большое число жизненных и учебных задач. Соответствующее расположение учебного материала позволяет пятикласснику воспринимать темы обществоведческого курса как неразрывно связанные с его жизненным опытом и необходимые для успешной самореализации в обществе.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие образовательные технологии:

технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии,

дифференцированный подход к домашнему заданию.

  • информационные технологии способствют совершенствованию практических

умений и навыков обучающихся на разных этапах урока; позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к предмету; активизирует познавательную деятельность обучающихся.

  • проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку.

  • технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

формы уроков: защита проектов, семинар, деловая игра, практикум, лабораторная работа, лекция, уроки контроля, урок-презентация.

коррекция примерной программы: предусматривается выделение резервных часов на повторение материала, контрольные работы, защиту проектов.

Ожидаемые образовательные результаты:

личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности,: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное и культурное, языковое и духовное многообразие современного мира.

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

  • освоение социальных норм, правил поведения. Ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общственно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  • владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

предметные результаты:

• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как

важного фактора формирования качеств личности, её социализации.

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными , социальными, экономическими и политическими явлениями , их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире.

  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития.

  • Освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление, развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Учебно-тематический план


п/п

Тематический блок (тема учебного занятия)

Количество часов

1

Введение. Начинаем изучать обществознание

1

2

Утро пятиклассника

4

3

«Рабочий день» пятиклассника

6

4

Полезный досуг пятиклассника

7

5

Вечер пятиклассника в семейном кругу

11

6

Заключение: итоговый коллективный проект.

1


Резерв времени.

4


Содержание учебно-тематического плана:


Введение (1 час)

Начинаем изучать обществознание

Утро пятиклассника ( 4 часа)

Правильный сон, зарядка и завтрак как составляющие здорового образа жизни. Правила самоорганизации. Как надо выглядеть в разных жизненных ситуациях.

Мода, реклама и общество потребления. Школьная форма: «за» и «против». Гендерные особенности в одежде и уход за ней. Правила поведения в общественных местах. Виды норм. Способы оплаты проезда, услуга и льгота.

«Рабочий день» пятиклассника (6 часов)

Особенности образования в современной российской школе. Школьный устав. Дисциплина как условие достижения результата. Правильная организация отдыха на перемене. Гендерные особенности поведения. Трудности построения взаимоотношений, репутация. Типичные проблемные ситуации школьного взаимодействия. Карманные деньги и первые шаги экономического поведения. Люди и их особенности. Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие людей разных национальностей. Школьная общественная жизнь как средство воспитания. Подростковые общественные организации. Внеурочное обучение обществознанию. Воспитание гражданственности и патриотизма. Смысл домашнего задания и правила его выполнения. Мотивы обучения. Дневники и оценки: контроль и самоконтроль.

Полезный досуг пятиклассника (7 часов)

Досуг подростка: вчера и сегодня. Роль уличной компании в становлении человека. Правила безопасного поведения в общении с людьми и в отношении к природе. Охрана природы - обязанность гражданина. Роль дополнительного образования в современной жизни. Виды дополнительного образования. Спорт. СМИ. Телевидение. Осознанный подход к выбору телепередач. Что такое искусство? Художественный образ. Познание мира через искусство.

Вечер пятиклассника в семейном кругу (11 часов).

Что такое хорошая семья? Значение родительского дома в жизни человека. Современная семья и ее проблемы. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные роли. Разделение мужских и женских обязанностей в семье. Партнерская семья. Взаимная забота о здоровье членов семьи. Особенности семейных традиций народов России и мира.

Виды домашнего труда современного подростка. Правильная организация труда. Комната подростка. Значение порядка. Роль домашнего труда в развитии человека.

Магазин: обмен денег на товары. Виды магазинов. Основные правила поведения покупателя. Рациональное питание.

Человек и животные - история взаимоотношений. Роль домашних питомцев в развитии человека. Защита животных в современном мире.

Дела и поступки. Самовоспитание.

Заключение - (1 час)

Итоговый коллективный проект «Твой микрорайон»

Резерв учебного времени - (4 часа).



Календарно-тематический план:

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по факту

1

Введение: начинаем изучать обществознание

02.09


П. р.


Тема 1. Утро пятиклассника 4 часа


2

С добрым утром!

09.09


ИКТ


3

Собираясь в школу.

16.09


Ис. д.


4

По дороге в школу.

Правила поведения в общественных местах.

23.09



5

Индивидуальный проект

«Мое идеальное утро»

30.09


Пр. д

Тема 2. «Рабочий день» пятиклассника 6 часов


6

Особенности образования в современной школе.

07.10


ИКТ

7

На перемене. Гендерные особенности поведения.

14.10



8

Твои классные друзья!

21.10


П.р.

9

Участие в общественной жизни

28.10


Ис. д.

10


Домашнее задание: его смысл и правила его выполнения.

11.11


ИКТ

11

Индивидуальный проект

« Идеальная школа»

18.11


Пр.д.

Тема 3. Полезный досуг пятиклассника 7 часов


12

Досуг подростка: вчера и сегодня.

25.11


ИКТ

13

Роль дополнительного образования в современной жизни.

02.12


Ис. д.

14

Контрольная работа за I полугодие. По теме: «Человек и общество.»

09.12


У. К.

15

В мире информации.

16.12


П.р.

16

Компьютер и его возможности.

23.12


Тв. р.

17

Что такое искусство? Художественный образ.

30.12


Тв. р.

18

Художественный проект «Своими руками».

13.01


Пр. д.

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Досуг пятиклассника» (Резерв)

20.01


У. К.

С. р.

Тема 4. Вечер пятиклассника в семейном кругу 11 часов


20

Современная семья.

27.01



21

Сложные периоды в жизни семьи.

03.02


Ис. д.

22

Роли в семье.

10.02



23

Братья и сестры.

17.02


Пр. Д.

24

Семейные традиции.

03.03



25

Порядок в доме.

10.03


Тв. Р.

26

Поход в магазин.

17.03


Пр. р.

27

Повторение науки, изучающие обществознание

Домашние питомцы.

07.04



28

Повторение сферы жизни общества.

Перед сном. Дела и поступки.

14.04



29

Семейный проект «Портрет моей семьи»

21.04


Пр. Д.

30

Итоговый коллективный проект «Твой микрорайон» (Резерв)

28.04


Пр. Д.

31

Контрольная работа за год По теме: «Организация общественной жизни пятиклассника».

05.05


У. К.

К.р.

32

Повторение Здоровое питание (Резерв)

12.05


Пр.р.

33

Повторение правила поведения в общественных местах (Резерв)

19.05




34


Повторение Значение родительского дома в жизни человека. (Резерв)

26.05



Тв.р.


Информационно-методическое обеспечение:


  • Учебно-методический комплект:

1. Лебедков А. М. Обществознание. Проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации.- М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Соболева О. Б. . Иванов О. В. Обществознание: введение в обществознание. 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Соболева О. Б. Трухина К. К. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.- М.: Вентана-Граф, 2013.


  • Литература для учителя:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.- М., 1988.

2. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: этнографические очерки. - Л., 1990.

3. Голованова М. П. Герб. Флаг. Гимн России. - М.: Росмэн, 2003.

4. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.

Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.- М., 1998.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1989.
6. Киндерсли А. Мы так все похожи. Все дети на свете мои друзья. М. Дорлинг

Киндерсли. 1998.

7. Конституция Российской Федерации - Последнее издание.

8. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.- М., 1999.


  • Литература для обучающихся:

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Гоголь Н. В. Повесть о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Любое издание.

3 Голдинг У. Повелитель мух.

4. Дефо Д. Робинзон Крузо.

5. Диккенс Ч. Оливер Твист.

6. Мор Т. Утопия.
7. Народы России. Энциклопедия. . - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

8. Свифт Д. Приключения Гулливера.

9 Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7-8 кл.- М., 2000.

10. Страны мира. Полный универсальныйсловарь-справочник .- М.:Олма-Пресс, 2002.

  • Адреса электронных ресурсов:

1. ru.wikipedia.org/wiki/

2. kremlin.ru/mainpage.shtml

1. russianway.rchgi.spb.ru

2. vmoisto.narod.ru/rasrabotki.htm

3. scenaru.narod.ru/spisok.html

4. courier.com.ru/humanities/default.html

5. piramyd.express.ru/all/pamyat.htm

6. istina.rin.ru/philosofy/

7. slovary.gramota.ru/

8. gazeta.ru-«Газета.Ru»

9. utro.ru-«Утро.Ru»

10.izvestiya.ru-«Известия.Ru»














7


© 2010-2022