Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3

  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………4

  3. Содержание курса…………………………………………………………………………… 5

  4. Требования к уровню подготовки выпускников………………………………………… 10

  5. Критерии оценивания……………………………………………………………………… 14

  6. Список литературы………………………………………………………………………….16

  7. Календарно-тематическое планирование………………………………………………… 17



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Медведевская школа», 2015 г.

  • Учебного плана МОУ «Медведевская школа», 2015-2016 учебный год

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию. 6 - 9 классы. - М.: Просвещение, 2010 г.

  • Авторской программы. Обществознание. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2014 г.

Цели программы

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%).

Учебный предмет «Обществознание» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана МОУ «Медведевская школа», изучается в течение учебного года по 1 часу в неделю в 6-8 классах (35 учебных недель), 35 часов в год. В 9 классе (34 учебные недели), 34 часа в год.

  1. Основное содержание курса 6 класса

Глава 1 . Человек в социальном измерении.(13 ч).

1. Человек - личность. Человек - личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

2. Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.

3. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

4. Потребности человека. Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

5. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

6. Практикум. Практикум: человек в социальном измерении.

Глава 2. Человек среди людей. (11 ч).

7. Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми: сотрудничество и соперничество.

8. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры.

9. Общение. Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками.

10. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

11. Практикум по главе. Практикум: человек среди людей.

Глава 3. Нравственные основы жизни.(8ч).

12. Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Мораль. Золотое правило морали.

13. Будь смелым. Смелость. Страх - защитная реакция человека. Смелость и отвага. Противодействие злу.

14. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям.

15. Практикум по главе. Практикум: Нравственные основы жизни

Учебно-тематический план 6 класса



Тема

Кол-во часов

К/Р

П/Р

1

Введение

1

2

Человек в социальном измерении.

13

1

2

3

Человек среди людей.

11

1

2

4

Нравственные основы жизни.

8

1

1

5

Резерв

2


Основное содержание курса 7 класса

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 ч.)

Характеристика социальных норм, формирование первобытного права, особенности поведения в Интернете.

Права и свободы граждан РФ, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.

Механизм правовой защиты граждан, Конституционные гарантии, права ребенка.

Определение государственного правопорядка, демократическое устройство.

Правовая справедливость в действии, свобода и ответственность.

Выявление обязанностей граждан по Конституции, защита Отечества, как священная обязанность.

Патриотическое воспитание учащихся.

Почему нужно соблюдать социальные нормы, что такое нормы и санкции.

Определение правомерного поведения (Законопослушный человек, правопорядок, прокурор, гуманное отношение к людям. Проступок, преступление, грабеж, кража, ущерб, штраф)

Представление правоохранительных органов и их функционал, судебная власть, что такое правосудие (Прокуратура, таможня, правопорядок, адвокатура, нотариат. Суды, правосудие, ФСБ, презумпция невиновности, полиция)

Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч.)

Экономика, как хозяйство; экономика, как наука; типы хозяйств.

Основные элементы товарного производства.

Понятие мастерство и его элементы, трудовая деятельность - как фактор получения дохода.

Вопросы экономики: что производится, как производится, вопросы специализации и возникновения затрат.

Формирование себестоимости товара, определение прибыльности как экономического эффекта.

Введение понятия правового оформления предпринимательства, определение различных форм бизнеса.

Правовое оформление предпринимательской деятельности, формы бизнеса.

От чего зависит успех бизнеса? Связан ли успех с полученной прибылью? Должен ли предприниматель чувствовать ответственность перед обществом?

Истоки формирования обменных процессов, понятие собственности и ее формирования.

Реклама - как коммуникативное средство в экономических процессах.

Деньги как эквивалент обмена, разновидности денег.

Функции денег.

Семейное хозяйство, имущество семьи.

Аспект формирования семейного бюджета.

Глава 3. Человек и природа (6 ч.)

Взаимодействие двух систем «природа» и «общество»

Взаимодействие прав и обязанностей граждан, природоохранные мероприятия государства.

Правила защищающие природу, значение сохранности заповедной зоны для государства.

Взаимодействие и регулирование поведения людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа.

Учебно-тематический план 7 класса



Тема

Кол-во часов

П/Р

К/Р

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

14

1

1

3

Человек в экономических отношениях

13

1

1

4

Человек и природа

6

1

1

5

Повторение

1


Основное содержание курса 8 класса

Тема 1. Личность и общество (6 ч.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (13 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Учебно-тематический план 8 класса

Тема

Кол-во часов

К/Р

1

Введение

1

2

Личность и общество.

6

1

3

Сфера духовной культуры

8

1

4

Социальная сфера

5

1

5

Экономика

13

1

6

Повторение

1


Основное содержание курса 9 класса

Глава I. Политика (9 ч.)

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства.

Что такое гражданство.

Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. развитие демократии в современном мире.

Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства. Что такое гражданское общество.

Местное самоуправление. Общественная палата. Выборы, референдумы.

Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика - дело каждого. Общественно-политические движения.

Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире. Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения.

Глава II. Право (24 ч.)

Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения.

Система права. Понятие нормы и права.

Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы
государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства.

Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка.

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина.

Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-
брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения.

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения
и освобождения от уголовной ответственности.

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей.

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.

Учебно-тематический план 9 класса



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

П/Р

К/Р

1

Политика

9

1

1

2

Право

24

2

1

3

Повторение

1

Итого

34

3

2



  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) выпускник научится:

Знать/понимать

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания - функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Выпускник получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- получения и оценки экономической информации;

- составления семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.



  1. Критерии оценивания устного ответа по истории и обществознанию

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Критерии оценивания письменных работ по истории и обществознанию:

По истории и обществознанию проводятся письменные работы ( тестирование, самостоятельные практические работы по историческим источникам, терминологические и хронологические диктанты, проекты, задания по контурным картам, составление сложного плана, написание эссе) только в соответствии с типом письменной работы и заложенными в нее критериями оценивания

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.



  1. Используемые учебники, УМК:

  1. Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Виноградовой Н. Ф. , Городецкой Н. И. , Ивановой Л. Ф. / Под ред. Боголюбова Л. Н. , Ивановой Л. Ф. - М.: Просвещение, 2014

  2. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Виноградовой Н. Ф. , Городецкой Н. И. , Ивановой Л. Ф. / Под ред. Боголюбова Л. Н. , Ивановой Л. Ф. - М.: Просвещение, 2014

  3. Учебник. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Обществознание. 8 класс. М., Просвещение, 2014.

  4. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2014.

  5. Поурочные разработки. 6 класс: О-28 пособие для учителей общеобразовательных организаций/ (Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. И. Лискова и др.) - М. Просвещение, 2014

  6. Поурочные разработки. 7 класс: О-28 пособие для учителей общеобразовательных организаций/ (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова,) - М. Просвещение, 2013

  7. Поурочные разработки. 8 класс: О-28 пособие для учителей общеобразовательных организаций/ (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова,) - М. Просвещение, 2014

  8. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ (Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин) - М. Просвещение, 2014

  9. Приложения на электронном носителе CD-диск 6-9 классы.

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС

№ урока

Кол-во часов

Тема

Дата

Коррекция

1

1

Введение. Формирование общих представлений об обществознании.

01.09





Раздел № 1. Человек в социальном измерении. (13 ч.)

2-3


2

Человек - личность.

08.09

15.09

4-5


2

Человек познаёт мир.

22.09

29.09

6-7


2

Человек и его деятельность.

06.10

13.10

8-9


2

Потребности человека.

20.10

03.11

10-11


2

На пути к жизненному успеху.

10.11

17.11

12-13


2

Практикум по теме: «Человек в социальном измерении»

24.11

01.12

14

1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении»

08.12


Раздел № 2. Человек среди людей. (11 ч.)

15-16


2

Межличностные отношения.

15.12

22.12

17-18


2

Человек в группе.

12.01.2016

19.01

19-20


2

Общение.

26.01

02.02

21-22


2

Конфликты в межличностных отношениях.

09.02

16.02

23-24


2

Практикум по теме: «Человек среди людей»

---

01.03

25


1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей»


Раздел № 3. Нравственные основы жизни. (8 ч.)

26-27


2

Человек славен добрыми делами.

15.03

22.03

28-29


2

Будь смелым.

05.04

12.04

30-31


2

Человек и человечность.

19.04

26.04

32


1

Практикум по теме: «Нравственные основы жизни»

03.05

33


1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни»

10.05

34-35


2

Повторение изученного материала

17.05

24.05


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС

№ урока

Кол-во часов

Тема

Дата

Коррекция

1


1

Введение

03.09




14

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе

2-3


2

Что значит жить по правилам

10.09

17.09

4-5


2

Права и обязанности граждан

---

01.10

6-7


2

Почему важно соблюдать законы

08.10

15.10

8-9


2

Защита Отечества

22.10

05.11

10


1

Для чего нужна дисциплина

12.11

11-12


2

Виновен - отвечай

19.11

26.11

13


1

Кто стоит на страже закона

03.12

14


1

Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

10.12

15


1

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

17.12




13

Глава 2. Человек в экономических отношениях

16-17


2

Экономика и её основные участники.

24.12

14.01.2016

18


1

Мастерство работника.

21.01

19-20


2

Производство: затраты, выручка, прибыль.

28.01

04.02

21-22


2

Виды и формы бизнеса.

11.02

18.02

23


1

Обмен, торговля, реклама.

25.02

24


1

Деньги и их функции.

03.03

25-26


2

Экономика семьи.

10.03

17.03

27


1

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

24.03

28


1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях»

07.04




6

Глава 3. Человек и природа

29-30


2

Человек - часть природы

14.04

21.04

31


1

Охранять природу - значит охранять жизнь.

28.04

32


1

Закон на страже природы.

05.05

33-34


2

Практикум. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа»

12.05

19.05

35


1

Повторение

26.05













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

№ урока

Кол-во часов

Тема

Дата

Коррекция

1


1

Введение.

03.09




6

Раздел № 1. Личность и общество.

2


1

Что делает человека человеком

10.09

3


1

Личность. Человек, общество, природа.

17.09

4


1

Общество как форма жизнедеятельности людей.

5


1

Социальные изменения и их формы. Развитие общества.

01.10

6


1

Как стать личностью. Жизненные ценности.

08.10

7


1

Повторительно - обобщающий урок по теме «Личность и общество»

15.10




8

Раздел № 2. Сфера духовной жизни.

8


1

Сфера духовной культуры и её особенности

22.10

9


1

Мораль.

05.11

10


1

Долг и совесть.

12.11

11


1

Моральный выбор

19.11

12


1

Значимость образования в условиях информационного общества.

26.11

13


1

Наука, ее значение в жизни современного общества.

03.12

14


1

Религия как одна из форм культуры

10.12

15


1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни».

17.12




5

Раздел № 3. Социальная сфера.

16


1

Социальная структура общества.

24.12

17


1

Социальные статусы и роли.

14.01.2016

18


1

Нации и межнациональные отношения.

21.01

19


1

Отклоняющееся поведение.

28.01

20


1

Повторительно - обобщающий урок по теме «Социальная сфера».

04.02




13

Раздел № 4. Экономика.



21



1

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.

11.02

22


1

Главные вопросы экономики.

18.02

23


1

Собственность.

25.02

24


1

Рыночная экономика.

03.03

25


1

Производство-основа экономики.

10.03

26


1

Предпринимательская деятельность.

17.03

27


1

Роль государства в экономике.

24.03

28


1

Распределение доходов.

07.04

29


1

Потребление.

14.04

30


1

Инфляция и семейная экономика.

21.04

31


1

Безработица, её причины и последствия.

28.04

32


1

Мировое хозяйство и международная торговля.

05.05

33


1

Повторительно - Обобщающий урок по теме «Экономика».

12.05

34


1

Заключительный урок

19.05

35


1

Повторение

26.05























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС

№ урока

Кол-во часов

Тема

Дата

Коррекция




9

Глава 1. Политика

1


1

Политика и власть

01.09

2


1

Государство

08.09

3


1

Политические режимы

15.09

4


1

Правовое государство

22.09

5


1

Гражданское общество и государство

29.09

6


1

Участие граждан в политической жизни

06.10

7


1

Политические партии и движения

13.10

8


1

Практикум по теме: «Политика»

20.10

9


1

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Политика»

03.11

24

Глава 2. Право

10


1

Право, его роль в жизни общества и государства

10.11

11


1

Правоотношения и субъекты права

17.11

12-13


2

Правонарушения и юридическая ответственность

24.11

01.12

14


1

Правоохранительные органы

08.12

15


1

Конституция Российской Федерации.

15.12

16


1

Основы конституционного строя РФ

22.12

17-18


2

Права и свободы человека и гражданина

12.01.2016

19.01

19


1

Гражданские правоотношения

26.01

20-21


2

Право на труд. Трудовые правоотношения

02.02

09.02

22


1

Практикум по теме: «Учимся устраиваться на работу»

16.02

23-24


2

Семейные правоотношения

----

01.03

25


1

Административные правоотношения

26-27


2

Уголовно-правовые отношения

15.03

22.03

28


1

Социальные права

05.04

29


1

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

12.04

30


1

Правовое регулирование отношений в сфере образования

19.04

31


1

Право в жизни человека

26.04

32


1

Практикум по теме: «Право»

03.05

33


1

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Право»

10.05

34


1

Повторение

17.05

35

1

Повторение

24.05

27


© 2010-2022