Разработка урока по обществознанию на тему Конфликты в межличностных отношениях

Предмет:  Обществознание Тема: «Конфликты в межличностных отношениях» Контингент учащихся:6 класс Дата проведения: Время проведения, общая продолжительность: 40 минут Место проведения: кабинет истории Оборудование и материалы: учебник, магнитная доска, мел. Основная форма проведения занятия:  групповая работы с текстом Методы и приемы обучения:  Методы: технология проблемного диалога, продуктивный,  частично-поисковый. Формы: фронтальная, групповая. Цель учебного занятия: способствовать форми...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Обществознание

Тема: «Конфликты в межличностных отношениях»

Контингент учащихся:6 класс

Дата проведения:

Время проведения, общая продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет истории

Оборудование и материалы: учебник, магнитная доска, мел.

Основная форма проведения занятия: групповая работы с текстом

Методы и приемы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, продуктивный, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, групповая.

Цель учебного занятия: способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

Ожидаемые результаты - развиваемые компетенции (указывается не только группа компетенций - предметные- формирование понятия конфликт, виды конфликтного поведения, пути разрешения конфликта

Метапредметные- формирование умений поиска и преобразования материала , умение обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;

Личностные - формирование способности применению полученной информации в практической деятельности









  1. Содержание занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

На стр. 76 прочитайте в рамочке «Обсудим вместе» проблемную ситуацию и ответим на вопросы:

Какая ситуация возникла между ребятами?

Так какую тему мы сегодня изучим?

- Правильно, тема нашего урока - Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

Что будем изучать? Чего мы не знаем?

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Открывают учебник, читают


Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

что мы называем «общением»?

какие средства общения вам известны?

могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно могут

Изучение нового материала

-на стр. 83 задание 2 перечислен ряд слов, в различной степени связанных с понятием « конфликт» .

Выберите 5 понятий, которые по вашему мнению являются синонимами Конфликту.

- сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

- выбирают слова, аргументирую свой выбор

Выписывают определение


Изучают схему

- ступени конфликта; - этапы конфликта


-5 групп


Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Первичное осмысление и закрепление

На стр. 83 задание 1 прочитайте и проанализируйте ситуацию, выделите в ней причины, инцидент и поведение.

Выполняют задание

Домашнее задание

На «3» П.9 прочитать, ответить на вопросы на стр. 82 « проверим себя»

На «4» П.9 прочитать, ответить на вопросы на стр. 82 « Проверим себя», зад. 5 на стр. 84

На «5» П.9 прочитать, подготовить презентацию « Как вести себя в конфликтной ситуации» и выступить с ней в классе

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

Оцените свою работу в группе смайликом:

 активно работал

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других










Таблица «Этапы конфликтной ситуации»

Этап конфликта

характеристика

  1. Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер


  1. Осознание конфликта

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.


  1. Проявление конфликтного поведения

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.


  1. Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

  1. Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция - наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.











ДЛЯ ГРУПП

  1. Межличностный конфликт - это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер - эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество,

Компромисс,

Приспособление и

Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами - говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.







Технологическая карта

Тема урока

Конфликты в межличностных отношениях

Цель

Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

Планируемые результаты

Предметные- формирование понятия конфликт, виды конфликтного поведения, пути разрешения конфликта

Метапредметные- формирование умений поиска и преобразования материала , умение обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;

Личностные - формирование способности применению полученной информации в практической деятельности

Методы и формы обучения

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока

усвоение новых знаний

Основные понятия:

конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Просматривают видеосюжет, формулируют и обсуждают тему и цели урока

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения

Актуализация знаний

Организует диалог с учащимися по предыдущей теме

Отвечают на вопросы

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы

Регулятивные: соотносят ранее полученные знания , осознают их взаимосвязь с новым материалом.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Изучение нового материала

Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует группы и организует групповую работу

Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; делятся на группы, выполняют задания, выступают, заполняют таблицу и создают опорную таблицу на доске

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность , свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Первичное осмысление и закрепление

Организует обсуждение конфликтных ситуаций на

Выполняют практические задания

Домашнее задание

Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з

Записывают д/з в дневники

Рефлексия

Демонстрирует слайд с заданиями (продолжить фразу)

Дополняют предложения, определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала


© 2010-2022