Рабочая программа элективного курса Право

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семеновская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на педагогическом совете школы

Протокол от__ 2015г. №__

«Согласовано»

ЗДВУР_________

Богданова Г.В.

«Утверждаю»

Директор________

Бобрышева Е.Н.

Приказ от____2014г №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ПРАВО»

ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ

2015 - 2017 учебный год

учитель высшей категории

Шуманова Антонина Владиславовна

стаж работы 35 лет





с. Семеновка

2015г.

Пояснительная записка

Цель программы: создать условия для формирования углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

Программа предусматривает реализацию следующих образовательных задач элективного курса «Право»:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе I оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы Матвеева А.И., М: Просвещение, 2009г.

Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Содержание авторской программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа и внесенных изменениях:

Так как изучение курса «Право», согласно учебному плану МОУ Семеновской СОШ, проходит в рамках элективного курса, то на его изучение отводится 70 часов за два учебных года: 35 часов - в 10 классе и 35 часов - в 11 классе.

Сроки реализации программы - 2 года.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная - это лекция, диалог, семинар.

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления

Механизмы формирования ключевых компетенций, обучающихся: Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для электива «Право» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы;

  • выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;

  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • умения развернуто обосновать суждения давать определения, приводить доказательства;

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,

  • владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

  • постановка общей цели и определение средств ее достижения,

  • конструктивное восприятие иных мнений и идей,

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни,

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию,

  • формулировать свои мировоззренческие взгляды,

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Виды и формы контроля:

Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

  • высказывания учеников на уроке;

  • защита рефератов;

  • тестирование

  • дискуссии по проблемам права.

  • Также в целях проведения контроля усвоения знаний учащимися по предмету применяются различные типы заданий (информативного, творческого характера).

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

-различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий

Учебно-методический комплект:

1. Учебник «Право».10 класс/Под. ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева, М: Просвещение, 2008

2. Учебник «Право».11 класс/Под. ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева, М: Просвещение, 2008

Литература и средства обучения:

  1. Практикум по праву. 9-11 классы / Под ред. Т.А. Корнеевой, М: Планета, 2012

  2. М.Б. Смоленский. Конституция РФ с комментариями для школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11классы/ Под ред. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение, 2001

Содержание рабочей программы элективного курса «Право» 10 класс

п/п

Разделы, темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки

Тема 1. Право и государство

Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства. Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Функции государства. Классификация функций государства. Гражданское общество, право, государство. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.

Знать/понимать необходимость регулирования общественных отношений, механизмы правового регулирования;

Уметь объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

Тема 2. Форма и структура права

Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Норма права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.Источники права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Система права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем.

Знать/понимать тенденции развития важнейших социальных институтов;

Уметь применять полученные знания правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

Тема 3. Правотворчество и правореализация

Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Толкование права: понятие и виды. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Гарантии законности и правопорядка. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Знать/понимать необходимость регулирования общественных отношений, механизмы правового регулирования;

Уметь применять полученные знания для определения правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Тема 4. Право и личность

Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Механизм защиты прав человека в РФ. Президент - гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.Международная зашита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.

Знать/понимать систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; Уметь извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)

Тема 5. Основы конституционного права

Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. Система органов государства. Президент - глава государства. Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ. Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Знать/понимать систему и структуру права, содержание прав и свобод человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Календарно-тематическое планирование по курсу «Право» 10 класс

п/п

Разделы, темы, уроки

Кол-во

часов

Дата

Виды и формы контроля

По плану

Факт

Тема 1. Право и государство (6 часов)

1

Происхождение права и государства

1

Выполнение заданий на стр, 13

2

Сущность права

1

Составление схем, проблемный вопрос 3, стр.23

3

Сущность государства

1

Таблица «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций»

4

Функции государства. Формы государства

1

Таблица «Классификация функций государства», сообщение по материалам СМИ «Внешнеполитическая деятельность РФ на современном этапе»

5

Гражданское общество, право, государство

1

Задания на сопоставление - с.59, №5

6

Семинар

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ

Тема 2. Форма и структура права (6 часов)

7

Право в системе социального

регулирования

1

Решение проблемных задач - с.69, №1-4

8

Норма права.

1

Объяснение смысла юридических афоризмом о норме права.

9

Источники права

1

Выполнение проблемных заданий - с.87, №1-4

10

Система права

1

Схема «Основные структурные элементы системы права»

11

Правовые системы современности

1

Сообщения по темам (по выбору)

12

Семинар

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ

Тема 3 Правотворчество и правореализация (9 часов)

13

Правотворчество

1

Анализ высказываний о правотворчестве

14

Реализация и толкование права

1

Задания с.123. №1-6

15

Правовые отношения

1

Решение проблемных задач с 133, №5-6

16

Законность и правовой порядок

1

Схема «Принципы законности»

17

Механизм правового регулирования

1

Работа с выдержками из ГК

18

Правосознание и правовая культура

1

Задания на с.162-163

19

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Участие в дискуссии по проблеме (с.171 -172)

20

Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений

1

Работа с выдержками из УК

21

Семинар

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ

Тема 4. Право и личность (5 часов)

22

Права человека

1

Таблица «Классификация прав человека»

23

Правовой статус личности

1

Характеристика собственного правового статуса

24

Механизм защиты прав человека в РФ

1

Задания, с.207, №1-6

25

Международная защита прав человека

1

Схема прохождения индивидуальной жалобы для того, как она попадёт в Европейский Суд по правам человека

26

Семинар

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ

Тема 5. Основы конституционного строя (9 часов)

27

Конституционное право Российской Федерации

1

Работа с практикумом

28

Основы конституционного строя РФ

1

Работа с текстом конституции РФ

29

Система органов государства

1

Схемы прохождения законопроекта

30

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ

1

Выполнение проблемных заданий

31

Гражданство Российской Федерации

1

Выполнение проблемных заданий с.265, №1-4

32

Избирательное право

1

Деловая игра «Я - избиратель»

33

Избирательный процесс

1

34

Семинар

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ

35

Урок обобщения и повторения по курсу «Право»

1

Итоговый тест по материалам ЕГЭ



© 2010-2022