- Преподавателю
- Обществознание
- Доклад Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания
Доклад Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонова М.В. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания
Тихонова Марина Владимировна,
учитель истории и обществознания
При подготовке рабочего в современных условиях необходимо учитывать перемены, происходящие в общественной жизни. Важно, чтобы учащиеся овладевали методом анализа и обобщения фактов общественной жизни.
Одним из существенных признаков, отличающих профессиональную педагогику от педагогики средней школы, является принцип профессиональной направленности обучения. Общеобразовательная подготовка обязательно должна учитывать профессиональный интерес учащихся и опираться на профессиональную подготовку - иначе она будет абстрактной и неэффективной. Знания и умения не должны лежать мёртвым грузом в ожидании, когда они будут востребованы. Поэтому каждый урок обществознания должен быть местом, где совершается интеллектуальный поиск, анализ личного опыта.
При конструировании заданий с учётом их специфического характера необходимо иметь в виду цели, задачи курса, его содержание, состав и уровень знаний и умений учащихся, наличие доступных источников знания.
Одним из сложных моментов в работе над заданиями является поиск и отбор материала для формулирования условий профессионально направленных заданий. Разные профессии представляют различные возможности для поиска материала. В нашем колледже готовят специалистов по следующим профессиям:
Автомеханик, электрогазосварщик, мастер отделочных работ, мастер строительных работ и другие. Рассмотрим примеры профессионально направленных заданий по специальности «автомеханик».
Урок по теме «Познавательная деятельность человека» интересен тем, что в нём изучаемые проблемы и профессионально направленный материал не связаны напрямую. Основная идея - взаимосвязь чувственного и рационального этапов в познании окружающего мира.
Работа автомеханика включает важный этап - диагностику состояния автомобиля, от правильного выполнения которой зависят дальнейшие действия. На уроках спецтехнологии учащиеся получили знания о том, что диагностирование может осуществляться как при помощи приборов, так и при помощи органов чувств. Опираясь на эти знания, учащимся предлагается следующее задание:
«Деятельность автомеханика разнообразна по своему содержанию: ремонту автомобиля предшествует его техническое диагностирование, т.е. процесс определения технического состояния автомобиля без разборки узлов и агрегатов. Как вы думаете, благодаря чему это становится возможным?» Учащиеся практически без труда воспроизводят сам метод изучения темы диагностирования, анализируют его, подходят к выводу об особенностях чувственного познания, о значении рационального познания и их взаимозависимости.
Профессионально направленные задания имеют широкий диапазон применения и могут быть использованы на всех этапах урока. На этапе объяснения нового материала задания призваны стимулировать познавательную активность учащихся в восприятии и переработке информации. Например, при изучении темы « Социальный статус личности. Социальная мобильность» можно использовать следующее задание.
« Каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
На японских автозаводах существуют следующие правила:
мастером назначается лучший из квалифицированных рабочих, освоивший все виды труда в данном цехе, имеющий задатки лидера; его освобождают от работы и направляют на учёбу; он устанавливает нормы выработки и личным примером показывает возможность их выполнения; мастер ежедневно не менее двух часов работает за станком; из лучших мастеров подбирают начальников цехов с последующей учёбой».
Учащиеся выделяют несколько возможных путей изменения своего статуса: рост профессионализма, получение образования, повышение квалификации.
Вводится понятие социальной мобильности. Учащиеся самостоятельно приводят примеры вертикальной и горизонтальной мобильности с учётом их будущей профессиональной деятельности.
В условиях органического сочетания общего и профессионального образования преподавание обществознания приобретает особую специфику - профессиональную направленность обучения, осуществить которую можно путём составления и выполнения познавательных заданий с профессиональной направленностью.
Информационные источники.
1.Лискова Т.Е. «Профессионально направленные познавательные задания на уроках обществознания»// Обществознание в школе №5,1998г.
2.Лискова Т.Е. « Теоретические основы конструирования профессионально направленных познавательных заданий по обществознанию» //Обществознание в школе № 4, 1999 г.
3.Лернер И.Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». -
М., 1999г.
4.Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении ».- М.,2001 г.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
6. pedlib.ru