Доклад Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания

Тихонова Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания


При подготовке рабочего в современных условиях необходимо учитывать перемены, происходящие в общественной жизни. Важно, чтобы учащиеся овладевали методом анализа и обобщения фактов общественной жизни.

Одним из существенных признаков, отличающих профессиональную педагогику от педагогики средней школы, является принцип профессиональной направленности обучения. Общеобразовательная подготовка обязательно должна учитывать профессиональный интерес учащихся и опираться на профессиональную подготовку - иначе она будет абстрактной и неэффективной. Знания и умения не должны лежать мёртвым грузом в ожидании, когда они будут востребованы. Поэтому каждый урок обществознания должен быть местом, где совершается интеллектуальный поиск, анализ личного опыта.

При конструировании заданий с учётом их специфического характера необходимо иметь в виду цели, задачи курса, его содержание, состав и уровень знаний и умений учащихся, наличие доступных источников знания.

Одним из сложных моментов в работе над заданиями является поиск и отбор материала для формулирования условий профессионально направленных заданий. Разные профессии представляют различные возможности для поиска материала. В нашем колледже готовят специалистов по следующим профессиям:

Автомеханик, электрогазосварщик, мастер отделочных работ, мастер строительных работ и другие. Рассмотрим примеры профессионально направленных заданий по специальности «автомеханик».

Урок по теме «Познавательная деятельность человека» интересен тем, что в нём изучаемые проблемы и профессионально направленный материал не связаны напрямую. Основная идея - взаимосвязь чувственного и рационального этапов в познании окружающего мира.

Работа автомеханика включает важный этап - диагностику состояния автомобиля, от правильного выполнения которой зависят дальнейшие действия. На уроках спецтехнологии учащиеся получили знания о том, что диагностирование может осуществляться как при помощи приборов, так и при помощи органов чувств. Опираясь на эти знания, учащимся предлагается следующее задание:

«Деятельность автомеханика разнообразна по своему содержанию: ремонту автомобиля предшествует его техническое диагностирование, т.е. процесс определения технического состояния автомобиля без разборки узлов и агрегатов. Как вы думаете, благодаря чему это становится возможным?» Учащиеся практически без труда воспроизводят сам метод изучения темы диагностирования, анализируют его, подходят к выводу об особенностях чувственного познания, о значении рационального познания и их взаимозависимости.

Профессионально направленные задания имеют широкий диапазон применения и могут быть использованы на всех этапах урока. На этапе объяснения нового материала задания призваны стимулировать познавательную активность учащихся в восприятии и переработке информации. Например, при изучении темы « Социальный статус личности. Социальная мобильность» можно использовать следующее задание.

« Каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

На японских автозаводах существуют следующие правила:

мастером назначается лучший из квалифицированных рабочих, освоивший все виды труда в данном цехе, имеющий задатки лидера; его освобождают от работы и направляют на учёбу; он устанавливает нормы выработки и личным примером показывает возможность их выполнения; мастер ежедневно не менее двух часов работает за станком; из лучших мастеров подбирают начальников цехов с последующей учёбой».

Учащиеся выделяют несколько возможных путей изменения своего статуса: рост профессионализма, получение образования, повышение квалификации.

Вводится понятие социальной мобильности. Учащиеся самостоятельно приводят примеры вертикальной и горизонтальной мобильности с учётом их будущей профессиональной деятельности.

В условиях органического сочетания общего и профессионального образования преподавание обществознания приобретает особую специфику - профессиональную направленность обучения, осуществить которую можно путём составления и выполнения познавательных заданий с профессиональной направленностью.

Информационные источники.

1.Лискова Т.Е. «Профессионально направленные познавательные задания на уроках обществознания»// Обществознание в школе №5,1998г.

2.Лискова Т.Е. « Теоретические основы конструирования профессионально направленных познавательных заданий по обществознанию» //Обществознание в школе № 4, 1999 г.

3.Лернер И.Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». -

М., 1999г.

4.Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении ».- М.,2001 г.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

6. pedlib.ru










© 2010-2022