Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе

-рабочих программ по обществознанию для 5 - 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;

  • СанПиН 2.4.2. 2821- 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);


  • Учебный план МБОУ Гимназия №22 г.Майкопа на 2015-2016 учебный год;

Учебник:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Городецкой Н.И.,- М.: Просвещение, 2015. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Кому адресована программа: для 8 классов МБОУ «Гимназия №22 г.Майкоп».

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Общие цели и задачи курса «Обществознание» 8 класса

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной

деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Всего-35 учебных недель.

Рабочая программа 8 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Количество тем регионального содержания- 4 часа. Уроки регионального содержания выделены курсивом

Контрольных работ - 4.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.Формы контроля.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционными формами организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

Сроки реализации рабочей программы- 2015-2016 учебный год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Личность и общество (4 часа)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт - условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность - степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер - устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (9 часов)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства - интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность - пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3.Социальная сфера (5 часов)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Тема 4. Экономика (13 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ


В результате изучения обществознания ученик должен:

знать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),

- различать в социальной информации факты и мнения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля включает:

  1. учительский контроль

  2. самоконтроль

  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

Ставится оценка:

  • «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

  • «4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.

  • «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок

  • «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

  • «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»













Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Количество часов:

Всего - 35 часов, в неделю - 1 час.

Учебник: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой.- М.: Просвещение, 2015.

Планирование составлено в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Приказом Министра образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2015/16 учебный год», программой основного общего образования по обществознанию. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2014

Авторская программа

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Введение

1


Глава 1.

Личность и общество

5

1

Глава 2.

Сфера духовной культуры

7

1

Глава 3.

Социальная сфера

4

1

Глава 4.

Экономика

12

1

Заключительный урок

1


Резерв

1


Итого

31

4


Рабочая программа

.

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Глава 1.

Личность и общество

4

1

Глава 2.

Сфера духовной культуры

9

1

Глава 3.

Социальная сфера

5

1

Глава 4.

Экономика

13

1

Итого

31

4

СРОК ОСВОЕНИЯ - 2015-2016 учебный год.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. Обществознание 8 М. Издательство «Просвещение» 2015г. Номер в федеральном перечне учебников - 1.2.2.3.1.4

2. Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.

4. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.

5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

6. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.:ВАКО, 2014.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;- М.: Просвещение, 2015.

2. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова),. - М.: Просвещение, 2014-2015гг.

3. КИМ.Обществознание.8кл.М.:»Вако».2012г.

4.Т.А.Альхова,С.С.Долева,И.И.Сидоренкова.Обществознание.Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников.8кл.Ростов.»Легион» 2014г.

5. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

6. Морозова С. А. Обществознание: учеб.метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2010

7. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.

8 Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.

9. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 2005.

10. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. - М., 2007

11. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.

Литература для учеников

1.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. Обществознание 8 М. Издательство «Просвещение» 2015г.

2. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. - СПб., 2011.

3. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М., 2003.

4. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.

5. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. - М., 2004.

6. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005. .

7. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.

8. Смирнов Г. N. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов и др. - М., 2008.

9.Автономов В.С. Экономика.Учебник для средней школы.М. 2011

Цифровые образовательные ресурсы.

1. http: //гsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

2. president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.

3. rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

4. iurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.

5. socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

6. ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

7. gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

8. alleng ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

9. subscribe.m/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).

10. lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.

11. fom.ru - Фонд общественного мнения (социологические исследования).

12. ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

13. ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

14. gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.

16. be.economicus.ru - Основы экономики. Вводный курс.

17. cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

18. mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.

19. businessvoc.ru - Бизнес-словарь.

20. hpo.opg - Права человека в России.

21. uznay-prezidenta.ru - Президент России - гражданам школьного возраста.

22. mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.

23. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

24. pedagog-club. narod.ru/declaration2001 .htm - Декларация прав школьника.

25. school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.

26. chelt.ru - журнал «Человек и труд».

27. orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23. htm - Духовная жизнь общества.

28. countries.ru/library.htm - Библиотека по культурологии.

29. russianculture.ru/ - Культура России.

30. ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Международный экологический портал.

31. ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема».

32. priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России».

33. fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

34. glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.

35. ihtik.lib.ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



урока

Вид контроля

Тема

Источник

5

Контрольная работа

Личность и общество

КИМ Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014

15

Контрольная работа

Сфера духовной культуры

КИМ Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014

21

Контрольная работа

Социальная сфера

КИМ Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014

35

Контрольная работа

Экономика

КИМ Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. М. ВАКО. 2014







Календарно-тематическое планирование 8 А кл.




Раздел, тема, тип урока

Кол-во часов

ДАТА

Элемент содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

план

факт


Д.з.

Глава I. Личность и общество (4ч.)

1

Вводный урок.

Что делает человека человеком.

1

01.09

Что мы уже знаем и умеем.

Отличие человека от других живых существ

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Выявлять отличия человека от животного.

Объяснять понятие «самореализация»

Беседа

Стр.3-5

П.1

В.4 писм.

Р.т. п.1

2

Человек, общество, природа.

1

08.09

Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды.

Раскрывать смысл понятия «ноосфера»

Раскрывать значение моральных норм.

Опрос

П.2

В.6 писм.

Р.т. п.2

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Комбинированный урок.

1

15.09.


Общество, общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы, типы об-ва.

Продуктивный:

-объяснять значение научного понятия «общество»

- сравнивать соц.нормы в форме дозволения, предписания, запрета

- аргументировать изменение в жизни людей

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия.

Опрос.

П.3

В.6.писм.

Развитие общества.


Эволюционное развитие, социальные, информационные революции, реформы, глобализация, МВФ, ВТО, глобальные проблемы.

Продуктивный:

- высказывать свою точку зрения о процессе развития общества

- составлять сравнительную таблицу

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия.

Опрос д.з.по вопросам учебника.

П.4

В.8 писм.

Р.т. п.3-4

4

Быть личностью.

Комбинированный урок (объяснение, беседа, работа с учебным текстом)

1

22.09

Индивид, личность, мировоззрение, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.

Продуктивный:

- аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества

- анализировать социальную ситуацию

- соотносить мировоззрение и жизненные ценности

- составлять сравнительную таблицу признаки

Репродуктивный:

- называть признаки человека, характеризующие его как личность и как индивидуальность

- объяснять основные понятия.

Опрос д.з.по вопросам учебника.

Повт. пп1-5

Стр. 43-44

5

Контрольная работа по теме «Личность и общество».

1

29.09.

Выводы к главе.

-соотносить понятия «человек» и «общество»

- объяснять основные понятия.

Тестирование.

П.5.

Глава II. Сфера духовной культуры (9 ч.)

6

Сфера духовной жизни.

Лабораторная работа с текстами учебника.

1

06.10.

Духовная сфера, культура, ценности.

Продуктивный:

- объяснять связь культуры общества и культуры человека

- характеризовать особенности культуры современной России

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия.

Беседа

П.6

В.4 писм.

Р.т. п.4

7

Мораль.

Комбинированный урок, частично

поисковый метод.

1

13.10.

Мораль, нравственность, добро, зло, золотое правило нравственности, нормы морали. Ценности, гражданственность , патриотизм, гуманизм.

Продуктивный:

- объяснять назначение морали для людей

- характеризовать признаки морали

- давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности

- определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему

- сравнивать патриотизм и гражданственность

- анализировать социальные ситуации.

Опрос.

П.7

В.7 писм.

Р.т. п.7

8

Долг и совесть.

Комбинированный урок, частично

поисковый метод.

1

20.10.

Общественный, моральный долг, ответственность, совесть, объективные обязанности.

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

- характеризовать понятие долг и совесть

- высказывать своё понимание контроля и оценивания исполнение долга.

Работа в группах.

П. 8

В.3 писм.

Р.т.п.8

9

Моральный выбор - это ответственность.

Комбинированный урок, частично

поисковый метод.

1

03.11.

Моральный выбор, ответственность моральная.

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

Объяснять свободу выбора

- сравнивать свободу и ответственность

Характеризовать ответственное и безответственное поведение

- высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга.

П 9

Зад.2 писм.

Р.т.п.9

10

Образование.

Комбинированный урок, частично

поисковый метод.

1

10.11.

Образование, приоритетность, конкурентоспособность страны, элементы системы образования (общеобразовательная и профессиональная часть), непрерывность образования, самообразования.

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

- давать объяснение приоритетности образования,

- анализировать значимость образования в информационном обществе

Репродуктивный:

- называть основные качества человека информ.об-ва

- называть основные элементы образовательной системы РФ.

Работа в группах.

П. 10

Зад.5 писм.

Р.т.п.

10

11

Наука в современном обществе.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

17.11.

Наука, манифест Рассела-Эйнштейна, нобелевская премия, нравственные принципы ученого.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- характеризовать науку как особую систему знаний

-объяснять роль науки в современном обществе.

Работа в группах.

П. 11

Зад.2 исм

Р.т.п.

11

12

Наука и образование в РА.

1

24.11.

Образование,наука,элементы системы образования.

Продуктивный:-анализировать социальные ситуации, анализировать документы.

Доклад по теме

13

Религия как одна из форм культуры.

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач.

1

01.12.

Религия, вера, обряды, молитва, секта, свобода совести, атеизм.

Продуктивный:

- давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания

- систематизировать материал, составлять таблицу;

Репродуктивный:

- давать определение религии

- знать функции религии

-перечислить основные виды религ-х орган-ций.

Опрос.

П. 12

Зад.4 писм.

Р.т.п 12

14

Религия в РА

1

08.12.

Религия,вера.

Продуктивный:-давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания.

Опрос.

Повт. 6-12

С.103

15

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

1

15.12.

Выводы к главе.

Продуктивный:

- объяснять понятие «сфера духовной жизни»

- сопоставлять науку и образование

- объяснять значение морали для человека

- излагать роль религии в жизни общества.

Тестирование.

п.12.

Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)

16

Социальная структура общества.

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника.


22.12

Социальная структура общества.

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- выделять признаки и причины соц.неравенства

- анализировать роль соц-х конфликтов в развитии общества

Систематизировать материал, составлять таблицу «Многообразие социальных групп»

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть признаки страты

- называть признаки и виды соц-х групп.

Опрос.

П.13

Зад.2 писм.

Р.т.п.

13

17

Социальные статусы и роли.

Комбинированный

урок


29.12

Социальный статус предписанный, достигаемый, прирожденный, социальная роль, гендер

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- объяснять , что определяет статус человека

- сравнивать статусы

- анализировать статусные позиции молодых в обществе

- объяснять закрепление гендерных ролей

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

Опрос

П.14

Зад.2 писм.

Р.т.п.

14

18

Нации и межнациональные отношения.

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника.


12.01

Этническая группа, нация, национальная гордость, межнациональный конфликт

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- сравнивать понятия «нация» и «этнос»

- объяснять значение нац-х традиций

- анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве

- объяснять опасность межнациональных конфликтов

- высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов

Репродуктивный:

- называть нормы по вопросам развития наций и национальных.отношений в законах России.

Беседа

П.15

Зад.3 писм.

Р.т.п.

15

19

Межнациональные отношения в Адыгее.


19.01

Этническая группа,национальная гордость

Продуктивный:-анализировать документы и социальные ситуации,-объяснять опасность межнациональных конфликтов,

Беседа

Реферат по теме

20

Отклоняющееся поведение.

Комбинированный урок


26.01

Отклоняющиеся поведение позитивное и негативное, социальные нормы

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение»

- аргументировать причины и вред алкоголизма и наркомании для человека, общества

Репродуктивный:

- приводить примеры позитивного отклоняющегося поведения

Опрос

Повт п13-.16

С.140

21

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»


02.02

Понятия и термины к главе «Социальная сфера»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

П.16

Глава III. Экономика (13 ч.)

22

Экономика и её роль в жизни общества.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

09.02.

Потребности, ресурсы, ограниченность ресурсов, блага экономические, предметы потребления, средства производства, экономический выбор, альтернативная стоимость.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- систематизировать материал, составлять таблицу;

- объяснять как экономика зависит от объема и направленности потребностей

- показывать как определяется альтернативная стоимость выбора

Репродуктивный:

- давать определение понятиям.

Беседа.

п.17

Зад.2 писм.

Р.т. п 17

23

Главные вопросы экономики.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

16.02

Три главных вопроса экономики, экономическая эффективность, экон-ская система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- систематизировать материал, составлять таблицу;

- находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей

- сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах

- объяснять особенности функционирования основных экономических систем

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины.

Опрос.

п.18

Зад.1,3 писм.

Р.т.п.

18

24

Собственность.

Лекция с элементами эвристической

Беседы.

1

01.03.

Имущественные отношения, собственность, право собственности, владение, распоряжение, физические лица, юридические лица, частная, общественная, коллективная собственность, защита права собственности.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

Опрос.

п.19

Зад.2,5 писм.

Р.т.п.

19

25

Рыночная экономика.

Урок комбинированного

типа. Аналитическая работа с текстом учебника.

1

07.03.

Рынок, конкуренция, диктатура цен, спрос, предложение, рыночное равновесие, главный принцип рынка,

Продуктивный:

- объяснять действие спроса и предложения

- давать оценку принципа «невидимой руки рынка»

- объяснять механизм установления равновесной цены

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

- называть функции рынка.

Работа в группах.

п.20

Зад 4писм.

Р.т.п.

20

26

Производство - основа экономики.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

15.03

Производство, отрасль экономики, блага, услуги, товар, потребительская стоимость, средства производства, предметы потребления, факторы производства, производительность, разделение труда.

Продуктивный:

- объяснять роль производства в экономике

- объяснять значение разделение труда и специализации

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

- называть условия перехода «продукт-товар».

Опрос.

п.21

Зад.5 писм.

Р.т.п 21

27

Предпринимательская деятельность.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

29.03

Предпринимательство, экономическая свобода, фирма, организационно-правовые формы, ИЧП, товарищество, АО, МП

Репродуктивная:

- знать отличия предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования

- называть функции предпринимательства

- называть цели фирмы

- знать основные понятия и термины

Продуктивный:

- сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства

- анализировать документы и социальные ситуации

- составлять сравнительную таблицу

Защита проектов.

п.22

Зад.2,4 писм.

Р.т.п.

22

28

Роль государства.в экономике.

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

05.04

Налог, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, статьи дохода и расхода, гос.внешний долг, гос.внутренний долг, облигация, дефицит бюджета.

Продуктивный:

- систематизировать материал, составлять схему, таблицу

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать необходимость рынка для гос-ва

Репродуктивный:

- называть круг экон.проблем, регулируемых государством

- называть госуд-ные способы воздействия на экономику

- знать основные понятия и термины.

Опрос.

п.23

Зад.2 писм.

Р.т.п.

23

29

Распределение доходов.

Аналитическая работа с текстом учебника.

1

12.04

Совокупный доход, прожиточный минимум, потребительская корзина, неравенство доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты, социальное обслуживание, МРОТ, помощь безработным пособия, биржа

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- объяснять причины неравенства людей и их доходов

- анализировать невозможность устранения неравенства в доходах

-объяснять экономические меры государства по социальной поддержке

- давать общую оценку социальным программам и адресной помощи

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

-называть источники доходов населения.

Работа с таблицей.

п.24

Зад.1,3 писм.

Р.т.п

.24

30

Потребление.

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника.

1

19.04

Потребление производственное и непроизводственное, сбережения, расходы обязательные, произвольные, страхование, Фонд социального страхования, суверенитет потребителя.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

Объяснять , что влияет на объем и структуру потребительских расходов

- объяснять связь между доходом и потреблением

- давать оценку степени благосостояния граждан

- анализировать возможность школьника вносить личный вклад в совокупный доход семьи

- давать оценку защиты прав потребителя

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть виды страховых услуг.

Работа в группах.

п.25

Зад.3 писм.

Р.т.п.

25

31

Инфляция и семейная экономика.

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника.

1

26.04

Инфляция, номинальный, реальный доход; сбережения, процент, банковский и потребительский кредит, , личный заём.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- объяснять рост цен в рыночной экономике

- объяснять разницу между номинальным и реальным доходом

- - систематизировать материал, составлять таблицу

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть влияние инфляции на доходы

- называть формы сбережения граждан

- называть назначение потребительского кредита.

Опрос.

п.26

Зад.2,4 писм.

Р.т.п 26

32

Безработица, её причины и последствия.

Комбинированный

Урок.

1

03.05

Безработица, занятость, спад производства.

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные;

- объяснять экономические и социальные последствия безработицы

- составление таблицы «Последствия безработицы»

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть причины безработицы

- называть категории занятых и безработных

- уметь определять уровень безработицы в стране.

Опрос

п.27

Зад.2,5 писм.

Р.т.п

.27

33

Мировое хозяйство и международная торговля.

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

1

10.05

Мировое хозяйство, ЕС, ВТО, МВФ, внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс, фиксированный и биржевой курс,

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- объяснять выгоды стран от участия в межд-м разделении труда

- анализировать условия изменения обменного курса валют

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

Работа в группах

П.28

Зад.2 писм. Р.т.п.

28

34

Экономическое развитие Адыгеи

1

17.05.

Продуктивный:-анализировать документы и социальные ситуации,-анализировать статистические данные,

Работа в группах.

Повт.п. 17-28

С.243-246

35

Контрольная работа по теме «Экономика»


1

24.05

Выводы к главе.

Продуктивный:

- уметь вести дискуссию

- анализировать статистические данные;

- презентовать сделанные выводы.

п.28






ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ


Темы проектов

1.Социальный портрет моего сверстника.

2.Как работает современный рынок.

3.Здоровый образ жизни.

4.Свободное время школьника.



© 2010-2022