- Преподавателю
- Обществознание
- Адаптированная рабочая программа по Обществознанию 8-9 кл. СКОШ VIII вида 2015-16 уч. г
Адаптированная рабочая программа по Обществознанию 8-9 кл. СКОШ VIII вида 2015-16 уч. г
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко Т.М. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка Эгвекинота»
«Утверждаю»
директор ОУ
__________Т.М. Швыркова
Приказ № ________
_________________2015 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол №_____________
__________________2015 г.
Адаптированная рабочая программа
«Обществознание»
для 8-9 классов
составитель: Тищенко Т.М.
должность: учитель
квалификационная
категория: вторая
Эгвекинот,
2015-16 учебный год
-
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов, «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида п. Эгвекинота».
Концепция программы.
Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Содержание образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся.
Обоснованность программы:
Актуальность. Изучение обществознания содействует приобщению обучающихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге -успешной социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество.
Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умственной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Общие цели и задачи учебного предмета «Обществознание»:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; о качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о сферах человеческой деятельности; о способах регулирования общественных отношений; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Принципы построения адаптированной рабочей программы:
-
Принцип коррекционной направленности в обучении,
-
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
-
принцип научности и доступности обучения,
-
принцип систематичности и последовательности в обучении,
-
принцип наглядности в обучении,
-
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Система оценки достижений обучающихся
В основу критериев взяты знания, умения, навыки, которыми должен обладать обучающийся в соответствии с «Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 - под редакцией Воронковой В.В., - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, правильно использует карту, дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, подводит итог .
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий, допускается 1 негрубый недочет, качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет, допускает три негрубых недочета, оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя, он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет, допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета, выполнял работу по учебнику , конспектам тетради, оптимальное качество 40-60 %.
Отметки «2» или «1» не ставятся.
II.Общая характеристика учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 - под редакцией Воронковой В.В. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». Для учащихся 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М. Просвещение, 2001; учитывает методические рекомендации «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М. Просвещение, 2005.
Цели и задачи преподавания предмета «Обществознания»
8 класс
Цели:
• формировать систему знаний об обществе, государстве, праве и морали;
• содействовать социализации учащихся, приобщению их к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей.
Задачи:
-
познакомить учащихся с различными видами межличностных отношений и их отличиями, показать роль общения в межличностных отношениях, определив условия его успешности, причины возникновения конфликтных ситуаций и варианты их разрешения;
-
дать представление о важнейших тенденциях в развитии современного мира, о глобальных мировых проблемах.
-
охарактеризовать особенности взаимодействия отдельного человека с общественной средой, природой, государством, различными социальными группами и институтами;
-
рассмотреть важнейшие компоненты человеческой природы: биологические и социальные потребности, мышление и речь, деятельность и ценности, способности и характер, моральные нормы и культурные установки, восприятие и самосознание;
-
развитие внимания, речи, памяти, мышления.
9 класс
Цели:
-
Создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
-
знакомство с основными конституционными правами и обязанностями человека в Российской Федерации;
-
знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права;
-
знакомство с понятиями «правонарушение» и «преступление», формирование у правового самосознания;
-
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание;
-
развитие внимания, речи, памяти, мышления.
Технологии обучения:
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе применяются следующие педагогические технологии:
-
технология развития критического мышления (формирование умений работать с текстом, опираться на жизненный опыт);
-
технология коллективного способа обучения;
-
технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени);
-
информационно-компьютерные технологии;
-
здоровье сберегающие технологии.
Методы и приемы обучения:
-
словесные: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение текста
учебной книги;
-
наглядные: наблюдение, демонстрация,
-
практические: упражнения, тесты.
Типы уроков:
-
урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
-
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
-
комбинированный урок.
Связь обществознания с другими предметами.
В процессе обучения прослеживается связь Обществознания с другими предметами: СБО, ОБЖ, географией, естествознанием, математикой, чтением, письмом, историей.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится:
В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки.
В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на повторение изученного материала в 8 классе (2 часа): на изучение III раздела «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов; IV раздела « Основы уголовного права» - 12 часов. Оба раздела заканчиваются повторительно-обобщающими уроками.
Срок реализации программы 2 учебных года. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
8 класс.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни, знакомятся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, получают общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки ответственность.
Знакомится с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о государстве как о целостной политико-правовой системе.
9 класс.
В процессе изучения раздел «Права и обязанности граждан РФ» обучающиеся знакомятся с конституционными обязанности граждан, с основными конституционными права человека в Российской Федерации: экономическими, социальными, гражданскими, политическими, культурными, а также ведут разговор об ответственности государства перед своими гражданами.
В тематику «Основы уголовного права» входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты
К личностным результатам относятся убеждения и качества:
-
осознание себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;
-
уважение прав и свобод человека;
-
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
-
способность организовывать и регулировать учебную, общественную деятельность;
-
владение умениями составлять простой план, формулировать выводы, использовать современные источники информации на электронных носителях;
-
способность представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, презентация;
-
освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты включают:
-
умения изучать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов своей страны;
Требования к подготовке обучающихся по предмету
Требования к подготовке учащихся по предмету соответствуют «Программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «ВЛАДОС», 2012.
Требования к подготовке учащихся 8 класса по предмету.
Обучающиеся должны знать :
основные понятия курса: личность, социальная роль, общество, государство, право, мораль, закон, нравственные нормы, «Золотое» правило нравственности, Конституция, три ветви власти ( законодательная, исполнительная и судебная), органы власти РФ.
Обучающиеся должны уметь:
• самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника;
• правильно употреблять термины, понятия: государство, право, мораль, потребности человека, добро, зло, долг, совесть, гражданство, правительство РФ, президент РФ.
• ориентироваться в окружающей действительности,
• соблюдать общепринятые нормы поведения и общения,
• владеть навыками устной разговорной речи,
• отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы для получения информации.
Требования к подготовке учащихся 9 класса по предмету.
Обучающиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.
Они должны уметь: написать просьбу, жалобу, ходатайство в органы исполнительной власти; оформлять стандартные бланки, обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения; самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника; правильно и точно употреблять термины, понятия;
VI.Содержание тем учебного курса
8 класс
Введение (2 часа).
Загадка и природа человека. Человек ищет смысл жизни.
Раздел I «Государство, право, мораль» - 16 часов.
Что такое государство? Государство и право. Гражданин и государство. Основные принципы правового государства. Что такое право? Право и закон. Что такое мораль? Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Правовая культура.
Раздел II. «Конституция РФ» - 16 часов
Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.
Местное самоуправление. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
9 класс.
Повторение изученного в 8 классе материала (2 часа).
III раздел «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов
Основы трудового права.Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в работе.
Экономические права. Собственность и имущественные отношения.Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Понятие социального права. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Защита государством материнства и детства. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться?
Политические права и свободы. Понятие и содержание полит. Прав. Избирательное право в системе политических прав.
Культурные права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на доступ к культурным ценностям.
IV раздел « Основы уголовного права» - 12 часов
Преступление и наказание. Понятие уголовного права. Правонарушение и преступление. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала милиция.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
8 класс
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Дата
===
Введение
2
====
1
Загадка и природа человека
1
03.09
2
Человек ищет смысл в жизни
1
10.09
===
Раздел I. Государство, право, мораль.
16
====
3
Мировоззрение человека
1
17.09
4
Потребности и возможности человека
1
24.09
5
Человек и общество
1
01.10
6
Социальные регуляторы поведения человека
1
08.10
7
Как и почему возникает право?
1
15.10
8
Правовая культура и правовое поведение личности
1
22.10
9
Государство и право
1
29.10
10
Гражданин и государство
1
12.11
11
Правовое государство и обеспечение прав человека
1
19.10
12
Права человека в случае совершения им правонарушений.
1
26.11
13
Что такое мораль.
1
03.12
14
Добро и зло.
1
10.12
15
Долг и совесть.
1
17.12
16
Роль морали в жизни человека и общества
1
24.12
17
Нравственная культура
1
14.01
18
Повторительно-обобщающий урок по I разделу «Государство, право, мораль»
1
21.01
=
Раздел II.Конституция РФ.
16
====
19
История становления и развития Конституции РФ
1
28.01
20
Конституция РФ- основной закон государства
1
04.02
21
Конституционный строй Р Ф
1
11.02
22
Федеративное устройство
1
18.02
23
Конституционные права и свободы
1
25.02
24
Разделение властей и условия их взаимодействия
1
03.03
25
Система органов власти
1
10.03
26
Избирательная система РФ
1
17.03
27
Президент РФ
1
24.03
28
Правительство РФ
1
07.04
29
Совет Федерации
1
14.04
30
Государственная Дума
1
21.04
31
Судебная власть в РФ
1
28.04
32
Местное самоуправление
1
05.05
33
Повторительно-обобщающий урок
по II разделу « Конституция РФ»
1
12.05
34
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание»
1
19.05
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Дата
=
Повторение изученного материала в 8 классе
2
===
1
Государство, право и мораль
1
03.09
2
Конституция РФ
1
10.09
=
Раздел III. Права и обязанности граждан РФ
20
===
3
Понятие прав человека.
1
17.09
4
Становление и развитие прав человека
1
24.09
5
Всеобщая декларация прав человека 1948г
1
01.10
6
Проблема прав человека в России и в мире
1
08.10
7
Основы правового статуса личности
1
15.10
8
Конституционные обязанности граждан
1
22.10
9
Гражданские права человека
1
29.10
10
Гражданские права человека
1
12.11
11
Политические права и свободы граждан РФ
1
19.10
12
Экономические права граждан РФ
1
26.11
13
Социальные права человека и реализация их в РФ
1
03.12
14
Культурные права человека.
1
10.12
15
Право на образование
1
17.12
16
Труд и трудовое право.
1
24.12
17
Собственность и предпринимательство
1
14.01
18
Порядок приема на работу. Трудовая дисциплина.
1
21.01
19
Роль семьи в жизни человека и общества
1
28.01
20
Правовые основы брака и семьи.
1
04.02
21
Документы ООН по правам ребенка.
1
11.02
22
Повторительно-обобщающий урок «Права и обязанности граждан РФ»
1
18.02
=
Раздел IV. Основы уголовного права
12
===
23
Личность и закон
1
25.02
24
Правонарушение и преступление
1
03.03
25
Причины правонарушений
1
10.03
26
Вина и ответственность
1
17.03
27
Ответственность за правонарушения против собственности
1
24.03
28
Ответственность за правонарушения против личности
1
07.04
29
Групповые правонарушения несовершеннолетних
1
14.04
30
Правопорядок и милиция
1
21.04
31
Суд и прокуратура
1
28.04
32
Как не стать жертвой преступления
1
05.05
33
Если тебя задержала милиция
1
12.05
34
Повторительно-обобщающий урок «Основы уголовного права»
1
19.05
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Учебно-методическая литература для учителя:
-
Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград: «Учитель», 2006. - 134 с.
-
«Введение в обществознание». Для 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М. Просвещение, 2001.Конституция Российской Федерации 1993 г.
-
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М. Просвещение, 2005.
-
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М. Просвещение, 2005.
-
Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. - М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.
-
Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. - Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
-
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
-
Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. - Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
-
Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. - Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 - под редакцией Воронковой В.В. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 2 - под редакцией Воронковой В.В. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
-
Учебно-методическая литература для обучающихся:
1. Государственные символы России/сос. Т.В.Шепелева-Волгоград: Учитель, 2007
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
3. Декларация прав человека и гражданина РФ
4. Конституция Российской Федерации 1993 г
5. Конвенция ООН 1948 г.
6. Семейный Кодекс РФ (извлечения)
7. Трудовой Кодекс РФ (извлечения)
8. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995
-
Наглядно-иллюстрационный материал
1. Глобальные проблемы современности
2. Деятельность как способ существования человека
3. Конституция России в системе законодательства
4. Конституционные права и свободы граждан РФ
5. Народовластие в РФ
6. Наука и ее роль в жизни общества
7. Основные этапы в развитии Конституции
8. Основы конституционного строя
9. Общество, цивилизация, культура
10. Права и свободы человека и гражданина
11. Познание и знание
12. Религия
13. Система органов власти РФ
14. Свобода и ответственность личности
15. Федеративное устройство РФ
16. Человек и природа
17. Человек и смысл его существования
4. Цифровые образовательные ресурсы:
-
Федеральный портал "Российское образование"
-
Российский общеобразовательный портал
-
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
-
Естественно-научный образовательный портал
-
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
-
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
iteach.ru/courses/aids.php.
-
letopisi.ru
-
wiki.openclass.ru
-
campus.ru,
-
proshkolu.ru/
-
bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.html
-
nsk62.ru/media/uchebnik-obshestvoznanie-8-klass-kravchenko-skachat.html
-
bukoteka.ru/item/146827
-
ihtik.lib.ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.