Урок по обществознанию Семья как малая группа

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ СПО ЯО РЫБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ - ТЕХНИКУМ



ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок: Семья как малая группа и социальный институт.



Выполнила: Симутина Татьяна Валентиновна,

преподаватель обществознания ГОУ СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум





2014г.

Название темы УВЗ:

Раздел 4. Социальные отношения. Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Тема урока: Семья как малая группа и социальный институт.

Данная тема урока завершает изучение раздела «Социальные отношения». Студенты имеют понятие о социальных общностях и группах, о социальных ролях в семье, о конфликтах и путях их разрешения, об особенностях социальной стратификации в РФ, о демографической ситуации и политике государства в этой области. Кроме того, проблемы семьи были затронуты при изучении раздела экономика (Тема: экономика семьи). При рассмотрении этой темы можно опереться на уже имеющиеся знания студентов и их личный жизненный опыт.

Межпредметные связи:

ОБЖ : Тема 1.3. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Тема 4.3. Брак и семья.

3.Цели урока:

Образовательная:

1формирование понимания семьи как одной из важнейших ценностей бытия человека, понимания роли семьи в укреплении государства,

2.формирование системы знаний о семье, браке, гендере и гендерных ролях, типах, видах семьи, признаков семьи как малой группы и социального института, о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи

Развивающая:

1.развитие мыслительных операций: сравнения, анализа,

2.развитие умения осуществлять поиск необходимой информации из учебника, текстовых источников.

3.развитие умений составлять опорные схемы,

4.развитие умений формулировать собственные суждения и аргументы на основе приобретенных знаний.

5.развитие умений подготавливать устное выступление в форме монолога.

6.развитие умений принимать на себя социальные роли мужа, жены, родителей.

Воспитательная

Формирование желания в будущем создать свою семью.

Формирование ответственного отношения к созданию семьи, осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Воспитание уважительного отношения к своим родителям.

Формирование уважительного отношения к позиции другого.

Уровень освоения содержания: продуктивный с элементами творческого.

4.Критерии и показатели достижения целей.

Умение формулировать основные понятия темы: брак, семья, многопоколенная семья, нуклеарная семья, традиционная семья, эгалитарная семья, гендер, гендерные роли. моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт.

Грамотная формулировка своего мнения.

Заинтересованность студентов темой урока, их активность.

Правильное выполнение задания на закрепление материала.

5.Тип урока: изучение нового материала.

6.Методы и формы оценки образовательного результата по теме:

-практическое задание,

выступление с изложением мнения по теме.

8. Учебный материал (основной и дополнительный): презентация к уроку, учебник, дополнительные материалы в распечатанном виде.

9.Ведущие методы, технологии, методики: беседа, работа с источниками, работа в группах,

10.Форма УВЗ: урок

11.Форма предъявления учебного материала учащимся: презентация на экране, лекция, беседа.

12.МТБ, ТСО: раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность обучающихся (методы учения)

Формы организации деятельности обучающихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала обучающимся, формы контроля)

1.Организационный момент

(1 мин.)

Создать рабочую атмосферу, деловой настрой.

Готовность обучающихся к занятию: создание рабочей атмосферы; организация внимания всех обучающихся.

Занимают свои места, приветствуют преподавателя, готовят свое рабочее место, староста докладывает об отсутствующих на занятии.

Фронтальная

Приветствует обучающихся, осуществляет визуальный контроль, проверяет списочный состав группы.

2. Мотивационный момент.(12мин.)

Заинтересовать студентов изучаемой темой.

Сформулировать тему и цели занятия. Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися целей и задач.

Самостоятельно и правильно сформулированная цель занятия.

Студенты называют окончания пословиц, определяют тему урока.







Ранжируют предложенные ценности , участвуют в обсуждении результатов ранжирования .







Записывают тему в тетрадь.


Самостоятельно формулируют цель и план занятия на основе озвученной темы.

Фронтальная.













Беседа.

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через актуализацию субъектного опыта учащихся. Подводит обучающихся к формулировке темы и цели занятия.

Мы продолжаем изучение раздела «Социальные отношения». С какими социальными общностями и группами мы уже познакомились?

Студентам предлагается 2задания:

1.продолжить пословицы (- в гостях хорошо,…. а дома лучше
-не красна изба углами,… а красна пирогами
- не нужен клад, ..когда в семье лад
Вся семья вместе так и душа на месте;
попробуйте определить, о какой малой группе будет идти речь на сегодняшнем уроке. Что такое для вас семья? Чтобы определить, насколько эта тема для вас актуальна, предлагаю вам выполнить следующее задание.

2.проранжировать ценности, перечисленные на доске ( т.е. поставить их в порядке важности для них)

1.Крепкое здоровье

2.Хорошее образование

3.Полная благополучная семья

4.Верный друг

5.Настоящая любовь

6.Деньги.

7.Карьера.

8.Красота

9. Высокое социальное положение.

Обобщает полученные результаты, записывая на доске ценности поставленные на 1 место , их количество ;

организует проведение эвристической беседы ( в зависимости от полученных результатов);

Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего социального института общества - семьи через афоризм Ф.Искандера « Счастье- это , когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью». Как вы думаете, какие аспекты семьи мы будем рассматривать?

Определяет акценты урока: « Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, т.к. мы изучаем социальную сферу общества».

Формулирует тему урока « Семья как социальный институт и малая социальная группа».

Ставит цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).

Определяет ход урока.

3. Изучение нового материала.

3.1.Овладение базовым понятийным аппаратом

(10мин)



3.2.сравнение зарегистрированного гражданского и незарегистрированного брака.

(15мин.)































3.2.Мини-лекция: Особенности семьи как малой группы и социального института.

(20мин)













3.3.Обсуждение проблем кризиса современной семьи.(15мин.)

Формирование знаний о понятиях: брак, семья,

формулирование и запись в конспект понятий брак и семья.



















Знание основных признаков семьи как соц. института и малой группы, её функций, умение формулировать причины ее кризиса и перспективы развития.

Осмысление новой информации, соотнесение ее с имеющимися знаниями.



Грамотная формулировка своего мнения, приведение аргументов в защиту своей позиции.

Активность обучающихся в ходе беседы, правильность ответов на вопросы, четкая формулировка требуемых определений.



















Составленный конспект.

Владение терминами семья, брак, моногамия, полигамия, полигиния, полиандрия, гендер, гендерная роль. Семья патриархальная, эгалитарная.
Умение выделять особенности семьи как социального института и социальной группы, формулировать отличия патриархальной и эгалитарной семьи.

схема «Виды брака», таблица «Функции семьи».

Высказывание своего мнения о причинах кризиса современной семьи и ее будущем.



Участвуют в беседе, отвечают на вопросы преподавателя. Работают с учебником, выбирая из него необходимый материал.

Обсуждают в группе особенности гражданского зарегистрированного и незарегистрированного брака, дают критическую оценку.















Слушают мини-лекцию об особенностях семьи как социального института и как малой группы, тезисы записывают в конспект новые термины, составляют схему «Виды брака», таблицу «Функции семьи».





Работают в группах, изучают материалы учебника и доп.источников, формулируют свое мнение о причинах кризиса современной семьи и ее будущем.





Индивидуальная работа.

Работа с учебником.



Выступление руководителей групп с изложением своей позиции.

















Работа с конспектами. Составление схемы и таблицы.

Лекция-беседа.







Групповая.

Дает задание: Какое определение вы бы дали семье, браку? Теперь рассмотрим научные определения этих понятий. Работая с учебником. 1. Дать определение браку, 2. Дать определение семье, в чем их отличие. Вовлекает в обсуждение темы

Задает вопросы. Как вы считаете, что дает человеку семья?
- детям, родителям, пожилым людям, государству? Как вы понимаете высказывание: семья- ячейка общества? Почему государство заинтересованно в том, чтобы граждане создавали семьи? Ученые отмечают нежелание молодежи вступать в брак, создавать семью. Это событие откладывается на более поздний период. Появилось понятие пробный брак, гражданский ( что неверно). Как вы относитесь к этому? Обсудите проблему в группе и сформулируйте отношение к незарегистрированным отношениям с позиции

1группа- юношей

2 группа-.девушек.

3группа -родителей.

Подводит итоги обсуждения:

Сожительство молодых людей порождает немало проблем:
1.Молодежь считает такие отношения репетицией , сл. отсутствие прочности, надежности, уверенности, отсюда травмы при расставании.
2. Молодые люди лишены определенного статуса, с точки зрения общества они- сожители.
3.Старшее поколение негативно относится к таким отношениям. 4. Нет юридической защиты молодых людей.

5.Получение нередко отрицательного опыта семейных отношений.

6. Формирование потребительского отношения к семье, стремление больше брать, чем давать.

7.Откладывается рождение детей

8. Страдает репродуктивное здоровье молодежи (аборты). 9.Легкомысленность отношений юношей и девушек.

10.Поиск в отношениях с противоположным полом только удовольствий.

Объясняет новый материал, контролирует записи в конспектах, организует обсуждение вопросов в группах и высказывание своего мнения, своей позиции.

План мини-лекции. 1.Особенности семьи как социального института и малой группы. Понятие гендера и гендерной роли. Роль семьи в стабильности общества.

2.Виды брака: моногамный, полигамный(полигиния. полиандрия). 3.Типология семьи(нуклеарная, полная, неполная). 4.исторические типы семьи (традиционная (патриархальная), эгалитарная). 5.Функции семьи: 1.Репродуктивная 2.экономическая, 3.воспитательная 4.статусная. 5.досуговая, 6.защитная, 7.социальная.

Формулирует задание для обсуждения, ставит проблему: любой социальный институт выполняет определенные функции, в том числе и семья. Просмотрите функции семьи и подумайте, может ли эти функции выполнить кто-то другой? Какие функции семьи вы бы посчитали главными для традиционной семьи и какие для современной? Есть ли отличие? Можно ли, исходя из этого, говорить о кризисе семьи в современном мире?

Обобщение высказанных мнений, беседа «В какой семье хотели бы жить вы?»

Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая 2, в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:

«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом - убежище для души»

4. Закрепление полученных знаний.(10мин)

Характеристика своей семьи как малой группы в виде мини-сочинения. Аргументация своей позиции.

Заинтересованность обучающихся. Мини- сочинение по теме «Моя семья как малая группа»

Опираясь на конспект и личный опыт, составляют характеристику своей семьи.

Индивидуальная . работа.

Работа с конспектом.

Ставит учебную задачу: составить характеристику своей семьи с опорой на имеющийся материал и жизненный опыт. Собирает работы для проверки.

5.Подведение итогов урока, Домашнее задание.(5мин.)

Организовать домашнее закрепление полученных знаний.

Творческая работа: «Семья будущего».

Пишут творческую работу: «Семья будущего», опираясь на конспект, учебник, интернет, свой опыт.

индивидуальная

Как вы считаете, есть у семьи будущее? Чем она будет отличаться от современной? Выставляет оценки за работу групп на уроке.

Дает задание по написанию работы, поясняет, на что обратить внимание.

6.Рефлексия.

(2 мин.)

Закончить начатое предложение.

Получение обратной связи

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Тема урока заставила меня задуматься…

Больше всего мне понравились виды работы

После урока мне еще хотелось бы узнать..

Студенты выбирают 2 незаконченных предложения и завершают их. Высказывают пожелания друг другу, связанные с семейной жизнью.

индивидуальная

Отслеживает эмоциональное состояние, обучающихся по прошествии урока, их отношение к изученному материалу.

Мы рассмотрели сегодня очень важную для всех проблему- проблему семьи. Что бы вы хотели пожелать друг другу с учетом изучаемой темы?

Документы к теме «семья»

Гендер. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятиегендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системыразличаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, чтогендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ (см. Гендерные стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования(см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают вгендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских (см. Биодетерминизм) позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а словогендер используют как "более современное". Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных "гендеров" (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или пресловутые опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они "от природы более милосердны и склонны к самоотверженности" (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основойгендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Gender (англ.)

Литература:

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М.: МЦГИ, 2000.
Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.





Типы семей в современном обществе.

Семья патриархальная (традиционная).

У ребенка све особое умение думать и чувствовать,
онет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж. Ж. Руссо


Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная).


Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.

  2. «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.

  3. «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.

  4. «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые
    часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой
    немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Дереклеева Н.И.

Семья современная (детоцентристекая).

Возникший в середине XIX в. в Европе детоцентристский, или современный, тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности. В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного-двух детей. В такой малодетной семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50-х годов XX в. Именно с этого времени дети начинают пользоваться значительно большим числом материальных и духовных благ, чем 30-40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.

Вместе с тем система воспитания, складывающаяся в семье дето-центристского типа, характеризуется рядом негативных черт!

Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя.

Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: «Нам можно все!» Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамство, грубость.

Особенностью поведения родителей является то, что они живут лозунгом: «Ребенок всегда прав!» Мнение их ребенка, его «правда» для них гораздо важнее мнения любого взрослого.

Дереклеева Н.И.

Семья постсовременная (супружеская).

С середины 70-х годов XX в. формируется новый тип семьи, называемый супружеским, или постсовременным. В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а крут общения - выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

Главные ценности семьи - сочувствие, соттережива ние, отзывчивость. Очень важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, реальными, а не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, втакой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.

А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», юздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Так им образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. Прямые искренние истинные отношения родителей и детей становятся необходимостью взрослой жизни последних.

Дереклеева Н.И.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка, при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И.Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т.е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Таким образом, роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе.

Типы семей в современном обществе

Каждая семья по своему уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Глава семьи - мужчина или старейшина. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности и малых городах.

В городских семьях большого размаха достиг процесс нуклеаризации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений - из супругов с детьми или без них.

В нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений, включающие родителей с детьми и бабушек и дедушек (или одна из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родителей, но не может этого сделать из-за отсутствия собственного жилья. В нуклеарных семьях обычно тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге.

В последнее время растет число малых семей, состоящих из двух человек. К таким относят:

-неполную семью - возникшую в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка. Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом ребенка.

Семья носит характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью - совместной борьбы за существование. Цель эта конечно не единственная, но она - в особенности для массовой семьи - является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи. Нет общества без индивида, но индивид как человеческая личность мыслить вообще только в обществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающим возможностью нормального общения с другими людьми - неотъемлемое условие воспитания. Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере 2-х индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечество везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья.

Семья является основной организацией для передачи жизненного опыта, и именно это ей и открывает широкую возможность воспитательного воздействия, а путь семейного воспитания определялся сам собой: Это путь подражания, воспитания живым примером. В нормально-развивающуюся семью входят муж, жена, дети, т.е. в семье три участвующих стороны. Дети служат самым крепким цементом в семейной жизни. Желание и возможность иметь детей является основным условием возникновения прочной жизнеспособной семьи. Этим объясняется и центральное положение женщины в семье, т.к. - она более глубоко и прочно связана с детьми. Но отношение родителей и детей строится как на своем основном устое великая культурная миссия семьи - возможность передачи накопительного опыта и человеческих заболеваний от поколения к поколению.

Семья не только духовное единство, но она непременно должна быть духовно-нравственным сообществом. Этот свой характер семья обнаруживает даже тогда, когда жизнь ее, в целом направлена на голую борьбу за существование, потому что внутри ее даже при положительном уровне семьи, господствует забота о других сочленах семьи: муж-отец думает и заботится не только о пропитании самого себя, но также и о жизни своей жены и детей; мать-женщина живет заботой о муже и детях; отчасти те же требования предъявляются и к детям.

Только развивающаяся на этой почве сложная группа чувств и лежащая в основе семьи духовно-нравственная связь придает ей ту устойчивость и постоянства, без которых семья не семья.

Кризис семьи как социального института.
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Причин кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.
При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи -- дело рук самой семьи. На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.
Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.
Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи - серьезная причина для конфронтации и отчуждения.


Кризис семьи в России. Данные статистики.

Современная ситуация в России [экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.] обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций- репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации- злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия.
Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака- общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность- глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как не выполняющего своих кардинальных функций- прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.
Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики [наемный труд]. Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном- единственном ребенке.
На всем протяжении XX века в индустриально развитых странах произошли радикальные семейные изменения из-за переворота в системе жизненных ценностей, сопровождавшегося контрацептивной и сексуальной революциями. Брак перестал быть пожизненным и легитимным, разводы, неполные семьи и матери- одиночки оказались как бы нормой поведения, а число детей столь мало, что даже два ребенка в семье стали считаться многодетностью. Сейчас, в начале нового века, в Европе в среднем приходится 1,5 ребенка на одну женщину за всю жизнь, в Испании- 1,15, в Италии, Чехии, Латвии- меньше 1,19, у нас в Росии - уже 1,17, причем вместе с США мы рекордсмены по разводимости [примерно каждый второй из заключаемых браков разваливается примерно через 9,5 лет]. Неустойчивость современной семьи сказалась на воспитании новых поколений- газеты полны сообщениями о пороках социализации детей и подростков, о социальной патологии и росте преступности среди юношества и молодежи. Семья перестала эффективно выполнять основные функции по рождению и подобающему воспитанию детей
Теперь коротко затронем тему о разводах. В течение второй половины ХХ столетия в стране наблюдается неизменно высокое абсолютное и относительное число разводов. Вот лишь несколько цифр. В Российской Федерации на 1000 населения приходилось в 1980 году- 4,2 развода, в 1985г. - 4,0, в 1990г.- 3,8 и в 1991г. - 4,0. По этому показателю Россия превосходила все бывшие республики СССР, кроме Латвии, опережала практически все европейские страны и уступала лишь США, где в 80- е годы указанный индекс колебался вокруг 5. С 1991г. кривая разводимости пошла вверх, и к 1994 г. впервые уровень разводимости превысил половину от общего числа браков [ 51 развод на 100 браков]. Эта тенденция подтвердила зарождение новой волны семейного модернизма- наличие детей в меньшей степени служит препятствием для развода.
Практическая неизбежность овдовения и расторжения браков указывает на закономерность воспроизводства неполных семей и в будущем. При этом если в первой половине века неполные семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины- развод. Такой расклад характерен для всех индустриальных стран.
Наиболее острая проблема неполной семьи , возникающая вследствие развода- с кем проживать ребенку. В подавляющем большинстве после расторжения брака ребенок остается с матерью. Отец при этом обязывается оказывать ему материальную помощь. Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в декабре 1995г., устанавливает жестко определенный процент дохода отца, который он должен выплачивать в зависимости от числа детей в распавшемся браке: 25%- на одного ребенка, 33%- на двух детей и 50%- на трех и более. Дети передаются на воспитание отцам лишь в исключительных случаях- когда мать страдает алкоголизмом или психически больна. Доля отцов, остающихся с ребенком, составляет, по некоторым оценкам, менее 1%.
Столь же лаконично остановимся на материнской семье. О количественной представительности свидетельствует статистика внебрачной рождаемости. Доля детей, родившихся в России вне юридического брака, увеличилась с 1980 по 1995 г. с 10,8 до 21,1%, в том числе в городе- с 9,6 до 21,0%, в сельской местности- с13,4 до 21,3%. Разумеется , в разных регионах страны эти цифры несколько отличаются.
С 1980 по 1987 г. при росте числа всех рождений в России на 13,5% число рождений у состоящих в зарегистрированном браке выросло на 11%, а у не состоявших в зарегистрированном браке- на 33,6%.
Наибольшее и увеличивающееся распространение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет. Постоянство, с которым воспроизводится материнская модель, несомненно, указывает на либерализацию общественного мнения по отношению к родительнице, имеющей ребенка от юридически неоформленного отца. По одному их свидетельств, в России осуждают незамужних женщин только 8% опрошенных.
В России 90- е годы многие ученые стали поднимать тему кризиса семьи, подразумевая ее неспособность выполнять те функции и ту роль в обществе, какую семья, призвана выполнять и какую выполняет всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
· Постоянное увеличение удельного веса матерей, воспитывающих ребенка без мужа. По данным микропереписи 1994 года, в Российской Федерации 20% семьи с детьми несовершеннолетнего возраста были неполными, преимущественно материнскими.
· Рост числа родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений [19,6% всех новорожденных в 1994 году были рождены вне брака] многие отцы [матери] не проживают с детьми, причем некоторые из них являются эпизодическими, а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями.
· Снижение брачности и рождаемости [в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 году- 1,4].
· Увеличение однодетных родителей.
· Кризис отцовской воспитательной роли.
· Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.
Главной причиной кризиса выступает то обстоятельство, что в институте семьи и брака рушатся те исторические скрепы, на которых он всегда держался, прежде всего, между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы.
Но все-таки существует версия, что нет никакого кризиса семьи. Нет доказательств семейной многодетности, ценности семейственности, детей и ребенка. Много детей в прошлом умирало, и семья оставалась фактически малодетной. Поэтому якобы нечему было разрушаться, ослабляться и уменьшаться. Всегда было то, что наблюдается сейчас и значит, не надо никакой семейной политики.
Очевидны сегодня основные последствия краха семьи с детьми- депопуляции, которая уже шествует по богатым странам, уменьшение доли детей и рост доли пенсионеров, уменьшение доли трудоспособных людей и рост в связи с этим доли мигрантов из других стран. Поэтому не стоит удивляться тому аморализму и той нравственной деградации, которые привели к росту девиантности и социальной патологии разного рода, и к ужасающему росту общей и в том числе детской, подростковой и юношеской преступности. Увы, в общественном мнении все эти негативные процессы рассматриваются изолированно, либо в связи со спецификой социального строя и переживаемой экономической ситуации- но не как прямое следствие развала семьи, разрушения основ нравственного воспитания новых поколений.
В настоящее время общественное мнение не готово к восприятию проблемы кризиса семьи и депопуляции как острейшей глобальной проблемы. Однако правительства депопулирующих стран не смогут оставить без внимания сокращение численности, и поэтому в первых декадах XXI столетия под влиянием экзистенциально ориентированных ученых возможен поворот к интересам семьи как института.







© 2010-2022