Конспект урока по окружающему миру на тему: Среди лесов

Раздел Обществознание
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы

Содержание

УУД

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жанара Сарсенбаевна и сегодня, урок окружающего мира у вас буду вести я. Можете садиться.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Актуализация знаний


А наш сегодняшний урок мы начнём с повторения раннее изученного. Вам нужно выбрать правильный ответ. Если ответ правильный, то вы хлопаете в ладоши,если не правильный,то топаем ногами.

А1. Каковы природные условия тундры?

1)суровая зима, холодное лето;

2)суровая зима, лета не бывает;

А2. Почему растения в тундре низкорослые?

1)у поверхности земли теплее, ветер слабее;

2)они не успевают вырасти за короткое лето;

А3. Какое растение является основной пищей для оленей?

1)брусника

2)ягель

А4. Какое основное занятие северных народов?

1)птицеводство

2)оленеводство

В1. Как приспособлены птицы к суровым условиям тундры?

1)на брюхе и лапах у них густые, длинные перья

2)на зиму улетают на юг

В2. Какой вред наносит тундре деятельность человека?

1)нарушается поверхность почвы из-за добычи нефти

2)загрязняется воздух

В3. Прочитайте текст. Определите, может ли такое быть.

Ехали мы ночью на санях по густому берёзовому лесу. Вдруг видим: над берёзами, вдалеке торчат шляпки грибов. Остановились мы, принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 берёзки и найдёшь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзину. Смотрим на часы, за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на берёзы и крепко заснули.

1)только в сказке

2)может быть в тундре

3)не может быть

С1. Какое животные взяты под охрану в Таймырском заповеднике?

1)краснозобая казарка

2)олень

3)жираф

2.Индивидуальное задание(работа по карточкам)

Карточка 1(вариант 1)

Перечислите экологические проблемы тундры

1.

2.

3.

Карточка 2(вариант 2)

Заполните таблицу перечислив сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни


Сходство

Различие

Тундра



Арктическая пустыня



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

3 Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём!(Лес)

(Учитель включает аудиозапись песни «Лесной марш»)

-О какой природной зоне идёт речь в песне?(О зоне лесов)

-Как описывает автор текста красоту лесной зоны?(Ответы детей)

-О каких лесах поётся в песне?(О тайге, хвойных лесах, смешанных лесах)

-Какие чудеса дарит на лес?(Красивую природу, общение с животными, пение птиц, ягоды, грибы и др.)

-Как ребята помогают решать экологические проблемы леса?(Высаживают саженцы)

-Кого можно назвать друзьями леса?(ответы детей)

-Прочитайте название темы урока на стр. 86(Среди лесов)

-Чтобы вам хотелось узнать на уроке?(ответы детей)

Ответьте на вопросы из рубрики «Вспомним».

1.Что такое лес?Какие растения в лесу главные?(Лес - экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья )

2.Какие хвойные и лиственные деревья вы знаете?

3.Есть ли в нашем крае леса? Какие растения и животные в них обитают?

- А кроме деревьев, что ещё растёт в лесу?

-Чем отличаются природные зоны тундры от лесов?(лесная зона расположена южнее)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



4.Работа по теме урока.

Работа по карте











Задание по группам

-Найдите и покажите на карте природную зону лесов.

-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

-Какими цветами обозначается эта зона?

-Может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон обозначена разными цветами?(Она разделена на три части)

Правильно в этой природной зоне части: самая большая часть-тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом;ещё есть часть смешанные леса-тоже зелёный цвет, но светлее; и ещё одна часть-широколиственные леса. Зелёный цвет ещё светлее.

-Сравните по площади части лесной зоны. Что вы заметили?

-Где находится зона лесов по отношению к зоне тундры?

-Что за полоска разделяет зону лесов и зону тундры?

-В каком тепловом поясе она лежит? Какие природные условия характерны для этого пояса?

-На какой земной поверхности расположена зона лесов?

-Какую площадь в России занимает она в сравнении с другими природными зонами?

Верно, лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Леса находятся в умеренном поясе, значит, здесь хорошая зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла,но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.

Это природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.(1)

-Давайте разделимся на группы,1 гр.-Тайга,2 гр.-Смешанные леса, 3 гр.-Широколиственные леса.

(у каждой команды на листочках даны задания.

1 гр.-Тайга.Учебник,стр.87

1.Природные условия тайги

2.Растения тайги

2 гр. Смешанные леса. Учебник стр.88

1.Природные условия смешанного леса

2.Растения смешанного леса

3 гр.Широколиственные леса. Учебник стр.88

1.Природные условия широколиственного леса

2.Растения широколиственного леса

1. Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья- это хвоинки, и они всегда зелёные. В тайге растут ель, сосна,пихта,лиственница, кедровая сосна.(2)

Ель-всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно.(3)

Сосна-хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.(4)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.(5)

Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.(6)

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена- кедровые орешки.(7)

2.К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи.

Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые опадают на зиму.

-Рассмотрим хозяев смешанных лесов.(8)

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.(9)

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

-Это свойство осины упомянуто во фразеологическом обороте. Каком?(дрожит как осиновый лист)

-Как вы его понимаете?(испытывать чувство страха, ощущая мелкую дрожь в теле)(10)

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.(11)

3.Ближе к югу зоны становятся ещё теплее и смешанные леса сменяются широколитсвенными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз.

Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, которые на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.(12)

Дуб можно узнать по по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.(13)

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы-тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.(14)

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды- крылатые орешки округлой формы.(15)

Клён бывает остролистный(с большими резными листьями), татарский( у него листья овальные с небольшими выступами) и американский ( у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна-крылатка.























Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных. В тайге живут кедровки, бурундуки, летяги, соболи. Также в зоне лесов живут: олени, лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Лесные жители по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни на зиму впадают спячку, другие делают запасы, меняют цвет шерстками.

Групповая работа

-Молодцы ребята, я вижу вы хорошо умеете работать в группах. Давайте ещё раз объединимся в группы и выполним следующее задание. Вам надо объяснить значения леса, как вы их понимаете.

Значение леса

1 группа. Место отдыха

Аптека

2 группа. Кормилец

Источник древесины

3группа.Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов,почв

-Рассмотрите схему. Объясните её.

-Как вы понимаете выражение «место отдыха»? (Лес-это место отдыха, потому что человек любит бродить по лесу, дышать воздухом, слушать пение птиц)

-А почему лес- аптека?(В лесу много лекарственных растений)

-Какие лекарственные растения вы знаете? (Берёза, рябина,зверобой, шиповник, чистотел и др.)

Расшифруйте третью строчку. (В лесу человек находит себе пищу(ягоды, орехи, грибы), чистую воду)

-А в лес может обогреть человека?(Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу)

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?(мебель,деревянный пол, двери. Из дерева строят дома)

-Для каких природных объектов лес-дом?(Для растений,животных)

-Почему лес-защитник воздуха?(Лесные растение выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

-Для чего лес является защитником?(Лес-защитник водоёмов и почв)

-Как лес защищает водоёмы?(Там,где растёт лес, не мелеют реки, лес «питает» их)

-Как же лес защищает почвы?(Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?(ответы учеников)

-Какие экологические проблемы возникают по его вине в лесу?(Вырубка, браконьерство, лесные пожары,мусор)

-Как мы можем помочь в их решении?(ответы учеников)

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

6. Подведение итогов

-Соедините деревья и лес, в котором они произростают.

Дерево

Лес

1.Пихта

2.Берёза

3.Кедровая сосна

4.Липа

5.Ольха

6.Сосна

7.Лиственница

8.Дуб

9.Клён

А. Тайга

Б. Смешанный

В.Широколиственный

А-1,3,6,7; Б-1,2,5,6,7; В-4,8,9

-Чем отличаются природные условия лесов и тундры?

-Какие части зоны лесов мы видели на карте природных зон?

-В чём заключается приспособленность растений и животных тундры к условиям лесной зоны?

-Какое значение имеет зона лесов в экологии планеты?

-Какой вред наносит экологии лесов хозяйственная деятельность человека?

-Какой вклад мы можем внести в охрану лесов?


  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

7. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Как вы думаете как сегодня поработала ваша группа и как работали ваши соперники. Что вам с лёгкостью удалось, а что вызвало у вас затруднение.

Я узнал..

Я научился..

Я смог..

Я не смог..

Я хочу

Мне понравилось

Мне не понравилось..

Спасибо за урок !

Мне было приятно с вами работать .





Конспект урока

Урок Окружающего мира

УМК: «Перспектива»

Учебник, автор: «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Тема: Среди лесов

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 4 «А»

Цели урока:


  1. образовательные -сформировать представление о лесах; познакомить с смешанными,широколиственными лесами и тайгой.

  2. развивающие-развить познавательную активность, умение работать по карте

  3. Воспитательные -воспитать чувство бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

-учащиеся научатся пользоваться физической картой

- находить с помощью условных обозначений леса

- различать формы земной поверхности

Оборудование : учебник , презентация , физическая карта , проектор.


© 2010-2022