Конкуренция и её виды

Факультативное занятие для  9 класса. Тема: «Конкуренция и её виды». Цели:  1) сформировать знания, умения и навыки учащихся о типах рыночных структур: монополии, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции,  олигополии;  2) научить учащихся определять тип рыночной структуры;  3) развивать информационно – коммуникативные навыки: формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль  4) повысить интерес учащихся к экономическим знаниям...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкуренция и монополия.

Конкуренция - это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением (его примером может стать рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг). Такой тип рынка наиболее подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, т.е. спроса, предложения и так далее.

Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определённую власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда все фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция - одного функционального назначения (сталелитейная, автомобильная и другая промышленность). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешенно и учитывает поведение конкурентов.

Монополия - это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютная. Вход конкурентов на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно-технический прогресс.

Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, в случае нарушения антимонопольного законодательства; организационный механизм (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, которое запрещает, слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, он ведёт реестр компаний, объём производства которых составляет 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от монополизации рынка.

Задания к тексту.

1. Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какие два вида конкуренции выделяет автор?

3. Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?

4. Автор называет три недостатка монополий. Укажите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.

5. На рынке государства Г. представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация? Приведите положения текста источника, подтверждающее ваш ответ.

6.Существует точка зрения, что конкуренция всегда способствует эффективному развитию экономики. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие ваше мнение (да или нет, почему?).



© 2010-2022