Программа элективного курса в 9 классе по проблемам МГП

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МОУ СОШ №7 п. майский

Кошехабльский район республика адыгея











Программа элективного курса

«Международное гуманитарное право»

9 класс

















представила:

учитель истории моу сош №7

дацко валентина Викторовна



















Пояснительная записка

Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» предназначена для изучения учащимися 9 классов, рассчитана на 17 часов.

Международное Гуманитарное право (МГП) является отраслью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением правил, ограничивающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием международных и внутренних вооруженных конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, медицинского и духовного персонала.

Данный курс актуален в настоящее время. Россией взят курс на гуманизацию идей образования. Это вызывает необходимость создать у учеников более полное представление об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Учащиеся должны получить знания об основополагающих принципах и нормах МГП, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Мы считаем необходимым, систематизировать работы по данному курсу, вести работу по формированию социальных умений и навыков, опираясь на собственный жизненный опыт учащихся, обучать основам исследовательской работы, работе в группах, парах, индивидуально, разработке и защите проектов.

Особенность данного курса в том, что он дополняет знания учащихся, удовлетворяет интерес старшеклассников в освоении основ общественных наук, необходимых для будущего профессионального образования и самообразования.

Цели курса:

- содействать становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие общественные и национальные проблемы;

- формировать умения по применения полученных знаний для определения собственной позиции в общественно-политической жизни.

Задачи курса:

- воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;

- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;

- развитие навыков по получению необходимой информации из разнообразных источников.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- анализ и сопоставление фактов;

- оформление письменных сообщений;

- анализ документов;

- поиск решения, при котором высказанные учащимися идеи подвергаются анализу, оценке;

- обобщение, умение делать вывод;

- умение использовать свой собственный опыт .

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы:

- исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, выяснение неясных вопросов), планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализ собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, построение обобщений, выводов, заключение;

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- практические занятия;

- работа в группах, парах, индивидуально;

- выполнение работы по заданному направлению;

- творческие работы;

- защита проектов.

Все эти формы и методы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

- уметь видеть проблему;

- уметь сформулировать проблему;

- уметь делать обобщения и выводы;

- уметь систематизировать материал;

- уметь составить план по теме;

- уметь анализировать свою деятельность (выделять удачные и неудачные способы и приемы, сравнивать результаты с целями).

Проблематика курса.

В центре внимания - значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества, важность роли правил во взаимоотношениях людей, значение щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в конфликте (в том числе и вооруженном), необходимость их защиты. Такие люди уязвимы, беззащитны, и последствия вооруженного конфликта для них могут оказаться очень тяжелыми. Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и вооруженном), за выбор средств и методов достижения цели.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно уделять внимание развернутым ответам, формирующим собственное отношение к определенным фактам.

Распределение учебного времени на различные темы курса является примерным -17 часов. Но допускается и увеличение времени по необходимости с учетом специфики класса.

Учебно-тематический план


Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические

занятия

Семинары

Введение

1

1



Опорный конспект, вводное анкетирование

История Международного гуманитарного права в России и за рубежом

2




1. Предпосылки возникновения и сущность

МГП


1



Тест, контрольная работа

2. Изучение исторических источников



1


Тестирование

Источники Международного гуманитарного права

1




Тестовые задания, понятийный диктант

Принципы Международного гуманитарного права

1

1



Основные нормы Международного гуманитарного права

2




1. Основные нормы МГП


1



Тестовые задания

2. Особая защита детей во время вооруженного конфликта . «Самые уязвимые».




1

Устный журнал Тестирование

Методы и средства ведения войны

1



1

Анализ литературного текста

Международные знаки защиты, символы, эмблемы

1

1



Право и ответственность

2




1. Правомерность выбора средств в достижении целей


1



Тесты на аналогию, проблемные задания

2. В пределах допустимого… Ответственность государств и отдельных лиц за нарушение основ МГП.




1

Тестирование

Россия в системе современных международных отношений

2




1. Россия в системе современных международных отношений



1


Письменная контрольная работа

2. Толерантность современного общества




1

Написание эссэ

Международная защита прав человека

2




1. Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение


1



2. Изучение нормативно-правовых актов (Декларации прав человека и гражданина, Конвенции прав ребенка)




1

Изучение нормативных документов, написание творческих работ

Учимся строить отношения

1




Защита прав человека и прав ребенка в России, в современном обществе




1

Защита рефератов

Итоговое повторение

1




Игры, тестовые задания, диагностика знаний и умений

Итого: 17 часов.

Содержание программы

Введение (1 час).

Вводная лекция «Предпосылки возникновения организации МГП».

Цель: ознакомить учащихся с понятием МГП, его местом в правовом поле международного права.

Основные понятия: международный и немеждународный вооруженный конфликт.

Проведение диагностики.

История международного гуманитарного Права

в России и за рубежом

(2 часа)

Предпосылки возникновения и сущность МГП. Лекция.

Цель: ознакомить учащихся с историей МГП, его особенностью и необходимостью для современного общества.

Основные понятия: гуманность, гуманитарный, страдание и сострадание, правило, правила, ограничение, ответственность.

Форма контроля: тест и контрольная работа «Почему необходимо изучать МГП в современных условиях».

Изучение исторических источников. Практическое занятие.

Цель: изучение исторических источников по проблеме необходимости следования принципам гуманности.

Основные знания: изучение исторических источников, мнения писателей, ученых, историков, общественных и культурных деятелей.

Форма контроля: опорный конспект, тестирование.




Источники Международного

Гуманитарного Права

(1 час)

Основные источники МГП. Лекция.

Цель: показать целостность исторических источников по соблюдению нормативно-правовых актов МГП.

Основные понятия: Женевские конвенции, Гаагская конференция, Дополнительные протоколы, нормативные акты.

Форма контроля: задания с тестами, содержащие преднамеренные ошибки «Страничка из задачника».

Принципы Международного

Гуманитарного Права

(1 час)

По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация». Практическое занятие.

Цель: изучить принципы МГП, рассмотреть их действие в различных жизненных ситуациях, формировать умения участников анализировать ситуации исходя из принципов и норм МГП.

Основные умения: систематизировать знания о военном и гражданском объекте, разрешенные и запрещенные действия, защита культурных ценностей и т. д.

Основные понятия: катастрофа, стихийное бедствие, конфликт, экстремальный, последствия, страдания, щадить, защита, помощь.

Основные нормы

Международного Гуманитарного Права

(2 часа)

Основные нормы МГП. Лекция.

Цель: формировать понятие действия норм и правил МГП.

Основные умения: систематизация материала, написание опорного конспекта.

Основные нормы МГП. Практическое занятие.

Цель: рассмотреть действие норм и правил МГП в различных жизненных ситуациях, формировать умения учеников анализировать ситуации исходя из норм и правил МГП.

Основные умения и навыки: систематизировать материал исходя из знаний норм и правил.

Основные понятия: катастрофа, стихийное бедствие, конфликт, экстремальный, последствия, страдания, щадить, защита, помощь, разрешенные и запрещенные действия, защита культурных ценностей и т. д.

Особая защита детей во время вооруженного конфликта.

«Самые уязвимые». Семинарское занятие.

Цель: показать действие правового поля для защиты детей во время вооруженного конфликта, действие правового поля для защиты детей во время вооруженного конфликта на примере литературных произведений (привести хотя бы один пример), а также показать значимость норм МГП для защиты детей.

Основные умения: знать основные нормы международного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения, уметь работать с художественным текстом и проводить его комплексный анализ в соответствии с нормами и правилами МГП.

Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.

Этический компонент: детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

Методы и средства ведения войны

(1 час)

Семинарское занятие.

Цель: показать важность ограничения методов и средств для ведения военных действий.

Формы контроля: тесты на соответствие, анализ литературных текстов и нормативных документов.

Международные знаки, символы, эмблемы

(1 час)

Международные знаки защиты, символы, эмблемы. Лекция.

Цель: формирование знаний о международных знаках защиты.

Основные умения: систематизация материала, написание опорного конспекта. Решать ситуационные задачи, содержащие информацию о Международных отличительных защитных знаках.

Основные понятия: знаки защиты.

Право и ответственность

(2 часа)

Правомерность выбора средств в достижении целей. Семинарское занятие.

Цель: ответственность за выбор в достижении целей.

Основные умения: систематизировать и обобщать неупорядоченную правовую информацию, уметь работать с различными видами тестовых заданий, выявлять преднамеренно сделанные ошибки.

Форма контроля: тестирование, проблемные задания с предложенной ситуацией.

В пределах допустимого… Семинарское занятие.

Цель: ответственность за выбор в достижении целей и формирование понимания, что в случае войны выбор методов и средств ведения военных действий не является неограниченным, важно осознание ответственности за последствия того или иного выбора.

Основные умения: систематизировать и обобщать неупорядоченную правовую информацию, уметь работать с различными видами тестовых заданий, выявлять преднамеренно сделанные ошибки, совершенствовать навыки исследовательской работы.

Форма контроля: тестирование, проблемные задания с предложенной ситуацией.

Основные понятия: цель, средство.

Россия в системе современных

международных отношений

(2часа)

Россия в системе современных международных отношений. Практическое занятие, дискуссия.

Цель: показать самобытность России, ее умение жить в рамках международно-правовых отношений.

Форма контроля: письменная работа по теме занятия.

Толерантность современного общества. Семинар-практикум.

Цель: показать разноплановость понятия «толерантность», ее проявление в различных жизненных ситуациях.

Основные умения: формирование чувства ответственности.

Основные понятия: толерантность, толерантная личность.

Форма контроля: тесты, обзорные задания творческого характера, символические рисунки.

Международная защита прав человека

(2 часа)

Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение. Семинар в форме круглого стола.

Цель: показать значимость соблюдения прав человека в любых ситуациях.

Основные понятия: права человека, международные нормы, защита, соблюдение прав.

Форма контроля: заслушивание творческих работ.

Изучение нормативно-правовых актов (Декларации прав человека и гражданина и Конвенции прав ребенка). Круглый стол, выполнение творческих работ.

Цель: показать значимость соблюдения прав человека в любых ситуациях.

Основные понятия: права человека, международные нормы, защита, соблюдение прав, Конвенция прав человека, Декларация прав человека и гражданина.

Форма контроля: написание творческих работ.

Учимся строить отношения

(1 час)

Защита прав человека в России. Семинар.

Цель: формировать понятие «права человека» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобода, гражданская позиция, права человека.

Формы контроля: чтение рефератов, сообщений.

Права ребенка в современном обществе. Семинар.

Цель: формировать понятие «права ребенка» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобода, гражданская позиция, права человека, права ребенка.

Формы контроля: чтение рефератов, сообщений.

Итоговое повторение

(1 час)





литература

1. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.

2. Давид, Э. Принципы вооруженных конфликтов: курс лекций для юридического факультета. - М.: МККК, 2000. - С. 37-47.

3. Декларация прав человека.

4. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительный протокол к ним. - М.: МККК, 1997.

5. Конвенция прав ребенка.

6. Международные движения Красного Креста и Красного Полумесяца: сборник уставов и др. документов. - М.: МККК, 1995.

7. Международное гуманитарое право на уроках обществознания и ОБЖ.- Майкоп, 2004 год.



























































ПРИЛОЖЕНИЕ









































Историческая справка

1. Международное гуманитарное право и права человека.

Несмотря на то что как права человека, так и нормы международного гуманитарного права направлены на защиту человеческой личности, международное гуманитарное право и международное право прав человека являются двумя самостоятельными отраслями права.

Гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта, а право прав человека в любое время, то есть как в мирное, так и в период вооруженного конфликта.

В период вооруженного конфликта нормы международного гуманитарного права должны применяться при всех обстоятельствах и в полном объеме, в то время как действие некоторых прав человека может быть ограничено или приостановлено. Однако в полном объеме при всех обстоятельствах, в том числе в случае вооруженного конфликта, должны применяться права человека, которые образуют так называемое «неизменное ядро» прав человека. Ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены или приостановлены права, предусмотренные статьями 20, 21, 23, 28, 34, 40 Конституции РФ.

Права человека применяются ко всем людям, в то время как международное гуманитарное право направлено, прежде всего, на защиту жертв вооруженных конфликтов, оказавшихся во власти стороны противника.

Право прав человека традиционно защищает человека от неправомерных действий официальных властей государства. За некоторыми исключениями, право прав человека не защищает человека от действий других лиц. Несколько иной подход принят в международном гуманитарном праве: нормы, устанавливающие правила поведения участников военных действий, а также нормы, применяемые в случае внутреннего вооруженного конфликта, призваны обеспечить защиту людей не только от действий официальных властей, но и от действий отдельных лиц.

2. История международного гуманитарного права.

Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип «горе побежденным» был основополагающим во взаимоотношениях с потерпевшими поражение. Война чаще всего носила тотальный характер. Не существовало различия между воинами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками. Многих из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство. Захваченные города отдавались воинам на разграбление. С развитием общественной мысли, осознанием воюющими сторонами бесполезности и даже экономической нецелесообразности тотального уничтожения противника, а также из страха возмездия, отношение к побежденным постепенно менялось. Еще в глубокой древности теория тотальной войны практически сосуществовала с идеями, направленными на ограничение насилия. Жан Пикте в работе «Развитие и принципы международного права» предлагает считать, что первые нормы гуманитарного права, основанные на обычаях, возникли около 200 г. до н. э., и приводит следующие факты: «Уже у шумеров военные действия были вполне организованным процессом, сопровождавшимся объявлением войны, возможностями для перемирия, неприкосновенностью парламентеров и, наконец, мирным договором. (…) В цивилизации хеттов, открытой археологами чуть более столетия назад, существовали поразительно гуманные правила ведения войны. Они имели свод законов, основанных на принципах честности и справедливости. Они объявляли войну и подписывали мирные договоры. С городами, оказавшими сопротивление, обходились более жестоко, но и в этом случае очень редко устраивалась резня или население обращалось в рабство. (…) Кир прославился тем, что лечил раненых халдеев так же, как своих собственных солдат. (…) Эпос «Махабхарата» и законы, отраженные в легендах о Ману, первом человеке, явились кодексом воина, который, вероятно, намного обогнал свое время: воинам запрещалось убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдается. После выздоровления военнопленных, получивших ранения, их предписывалось отправлять на родину. (…) Существовали правила реквизиции собственности врага и правила содержания военнопленных, нельзя было объявлять войну без пощады. (…) Еще в «Илиаде» Гомер описывал войну, в ходе которой с уважением относились к мертвому врагу. (…) Александр Великий гуманно относился к побежденным, пощадил семью Дария и не позволял оскорблять достоинство женщин».

С XI в. жестокость войны в Европе отчасти ограничивалась правилами рыцарства. Рыцарскими добродетелями считались честь, умеренность и милосердие. Объявление войны, неприкосновенность парламентера, запрещение использовать некоторые виды оружия, сохранение жизни пленным - эти правила привнесены эпохой рыцарства. Однако они касались людей лишь благородного происхождения.

В XIV-XV вв. усилилась забота о пленных (их стали чаще отпускать за выкуп) и раненых, которых стали подбирать на поле боя и выхаживать.

Войны XVI в., захлестнувшие Европу, не отличались примерами гуманности. Армии состояли в основном из плохо оплачиваемых наемников и часто содержались за счет грабежа. В ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Германия была многократно разорена войсками различных государств. В это время к исследованию правовых основ войны и мира обратился крупный голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645 гг.). Уже в 14-летнем возрасте, изучая произведения древних классиков и право, он проявлял научные дарования, и французский король Генрих IV говорил о нем как о «чуде Голландии». В 15 лет он получил в Орлеанском университете степень доктора права. Преследуемый на родине, он бежал во Францию, где написал ряд трактатов о правовых основах войны и мира: «Три книги о праве войны и мира», «О праве войны и мира». Он и его последователи утверждали, что войны, которых невозможно избежать, следует вести в соответствии с принципами права и гуманности. Насилие сверх пределов, необходимых для победы, не может быть оправдано.

Жестокость реальной войны вступила в противоречие с философией эпохи Возрождения. Плоды философии гуманизма, поместившей в центр мироздания человека и поставившей во главу угла идею человеческого достоинства, смогли проявиться в ведении войн только век спустя. В XVIII в. война превратилась в сражение профессиональных армий, гражданское население перестало вовлекаться в военные действия, грабежи со стороны солдат пресекались. Между командующими армий стали заключаться договоры, предусматривающие меры по обмену пленными, уходу за больными и ранеными. Самым значительным документом подобного рода был «Договор о дружбе и мире», заключенный Фридрихом Великим и Бенджамином Франклином в 1875 г. В нем было оговорено, что в случае войны обе стороны воздержатся от блокады и гражданские лица стороны противника смогут покинуть страну по истечении определенного времени. Военнопленных будут содержать так же, как и солдат удерживающей их в плену державы.

Большой вклад в гуманизацию войны внесли просветители. В 1749 г. Монтескье писал: «Когда завоевание завершено, победитель не должен больше убивать…», в 1762 г. Ж. Ж. Руссо подчеркнул в своем «Общественном договоре»: «Война - это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны - уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать». Руссо, таким образом, отверг прежнюю софистскую теорию справедливой войны, противопоставленной несправедливой войне, и предложил более значимое различие - между воюющими и теми, кто не принимает участия в боевых действиях. Жизнь солдат, потерявших боеспособность, и мирных граждан должна быть сохранена, и они должны быть избавлены от страданий.

Идеи Руссо были подхвачены Великой французской революцией. Законодательство республики требовало «обязательно одинакового обращения со своими и вражескими солдатами», уважения прав мирного населения, установило, что «военнопленные находятся под защитой нации и закона». Но обстоятельства сложились иначе. Наступил период войн с полной мобилизацией людских и материальных ресурсов. По выражению маршала Фоша, французские революционные войны положили начало эпохе войн «свирепой жестокости» и были отмечены огромным шагом назад в вопросах гуманизации войны. Генерал Вестерманн писал о победе революционных войск над войсками роялистов 1793 г.: «Вандеи больше нет. Она погибла от нашей свободоносной шпаги вместе со своими женщинами и детьми. Я потоптал детей копытами коней, истребил женщин, которые - уж эти-то, во всяком случае - не будут больше рожать разбойников. Не могу себя упрекнуть во взятии хотя бы одного пленного. Я истребил всех; дороги усеяны трупами. Их столько, что во многих местах они образуют пирамиды». Наполеоновские войны стали свидетельством утраты гуманных принципов ведения войны. Смертность в армии была ужасающе высокой. Снова начались обстрелы полевых госпиталей. Врачей стали брать в плен, уводя от раненых.

Перелом в отношении к войне наступил вновь во второй половине XIX в. Время убедительно продемонстрировало гибельность беззакония. Люди были поставлены перед необходимостью утвердить правопорядок. До появления современного гуманитарного права было зафиксировано более 500 кодексов поведения, соглашений и других документов, имевших целью регламентировать ведение боевых действий. Прежде всего, среди них следует назвать Кодекс Либера, вступивший в действие в 1863 г. Он явился первой попыткой кодификации существовавших тогда законов и обычаев войны. Однако он, как и другие соглашения, был ограничен во времени и пространстве, так как предназначался исключительно для армии северян, участвовавшей в гражданской войне в США. Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу для развития современного международного гуманитарного права, стала Женевская конвенция 1864 г., подписанию которой предшествовали следующие события. Летом 1859 г. Пьемонт в союзе с Францией предпринял попытку отобрать у Австрии часть Италии, которая еще находилась под властью Габсбургов. 24 июня армии сошлись при Сольферино. После битвы вечером того же дня на поле боя без ухода и помощи оказалось около 40 тысяч раненых. Хотя армейские санитарные службы делали все, что могли, при соотношении один врач на 500 раненых они были крайне перегружены, и многие раненые погибли. Это зрелище потрясло молодого швейцарского коммерсанта Анри Дюнана, случайно оказавшегося на поле битвы. Собрав несколько жителей, он на месте организовал помощь раненым, не обращая внимания на их принадлежность к разным воюющим сторонам. Через три года он написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», где не только отразил увиденное, но и сформулировал два предложения: организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым без различия национальности, и созвать конгресс с участием представителей всех стран для принятия нерушимого международного принципа, гарантированного и санкционированного конвенцией, о создании правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана обошла всю Европу. Переведенная на несколько языков, она пробудила общественное сознание, произведя настоящий переворот в умах, сделав то же, что ранее совершила в отношении рабства «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу. В 1863 г. Гюстав Муанье, председатель Женевского Общества поощрения общественного блага, и его сподвижники, люди, не облеченные властью, но движимые верой в гуманизм, предложили государствам всего мира прислать своих представителей в Женеву. Через год была созвана дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых воинов в действующих армиях. Эта конвенция была ратифицирована 57 государствами - рекорд для той эпохи!

3. Источники международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право является постоянно развивающейся отраслью права. В настоящее время нормы гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях. Ниже в хронологическом порядке приводятся основные из них.

1864 г. - Конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях. Женева, 22 августа 1864 г.

1868 г. - Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург, 29 ноября-11 декабря 1868 г.

1899 г. - Конвенция (II) о законах и обычаях сухопутной войны и ее приложение: Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 29 июля 1899 г.

- Конвенция о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 г. к морской войне. Гаага, 29 июля 1899 г.

- Декларация (IV, 1) о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или иными подобными новыми способами. Гаага, 29 июля 1899 г.

- Декларация (IV, 2) о запрещении употребления снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушливые или вредоносные газы. Гаага, 29 июля 1899 г.

- Декларация (IV, 3) о неупотреблении разрывных и сплющивающихся пуль. Гаага, 29 июля 1899 г.

1906 г. - Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 6 июля 1906 г.

1907 г. - Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г.

- Конвенция (V) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г.

- Конвенция (VIII) о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин. Гаага, 18 октября 1907 г.

1925 г. - Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 г.

1929 г. - Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 27 июля 1929 г.

- Конвенция об обращении с военнопленными. Женева 27 июля 1929 г.

1949 г. - Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

- Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными.

- Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

1954 г. - Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая 1954 г.

1972 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Открыта к подписанию в Лондоне, Москве и Вашингтоне 10 апреля 1972 г.

1977 г. - Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

1980 г. - Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 10 октября 1980 г.

- Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I). Женева, 10 октября 1980 г.

- Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II). Женева, 10 октября 1980 г.

- Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III). Женева, 10 октября 1980 г.

1993 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

1995 г. - Протокол об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV к Конвенции 1980 г.), 13 октября 1995 г.

1996 г. - Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол к Конвенции 1980 г.).

1997 г. - Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. 18 сентября 1987 г.

1998 г. - Статут международного уголовного суда. Рим, 17 июля 1998 г.

1999 г. - Второй протокол к конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 26 марта 1999 г.

Нормы Современного МГП

Современные Женевские Конвенции МГП.

Во время войны необходимо соблюдать определенные нормы гуманности даже по отношению к противнику. Эти нормы в основном изложены в четырех Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и в Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 года.

Женевские конвенции основываются на принципе уважения человеческой личности и человеческого достоинства. По условиям Конвенций лицам, непосредственно не участвующим в военных действиях, а также выведенным из строя вследствие болезни, ранения, взятия в плен или по любой другой причине, должны быть гарантированы уважение и защита от последствий войны, а всем пострадавшим предоставлены необходимые им помощь и уход без какого-либо различия.

Дополнительными протоколами эта защита распространяется на всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом. Кроме того, сторонам, участвующим в конфликте, и комбатантам вменяется в обязанность воздерживаться от нападения на гражданское население и гражданские объекты, а также проводить свои военные операции в соответствии с общепризнанными правилами и законами гуманности.

Основные нормы, общие для четырех конвенций

и дополнительных протоколов

Во время вооруженного конфликта Конвенции и Протоколы применяются в любых обстоятельствах (I-IV, 2; П. I, 1), однако в случае немеждународного вооруженного конфликта высокой напряженности (П. II, 1) применяются лишь некоторые нормы, предусмотренные этими документами. Но во всех случаях немеждународных вооруженных конфликтов должны соблюдаться принципы гуманности (I-IV, 3). Поэтому всегда и всюду запрещаются: убийства, пытки, телесные наказания, нанесение увечий, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, применение наказания без надлежащего судебного решения и все виды жестокого и унизительного обращения (I-IV, 3; I, II, 12; III, 13; IV, 32, 34; П. I, 75; П. II, 4, 6).

Конвенциями и Протоколом I запрещается применение репрессалий к лицам и объектам, которым в соответствии с этими документами предоставляется защита, то есть к раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, санитарному персоналу и санитарным службам, персоналу и службам гражданской обороны, военнопленным, гражданским лицам, гражданским объектам, культурным ценностям, природной среде, а также к установкам и сооружениям, содержащим опасные силы (I, 46; II, 47-III 13-IV, 33; П. I, 20, 51-56).

Никто не может отказываться, добровольно или под давлением, от защиты, предоставляемой настоящими Конвенциями (I-III, 7; IV, 8).

Покровительствуемые лица всегда должны иметь возможность прибегнуть к помощи державы-покровительницы (нейтрального государства, на которое возлагается обязанность охранять их интересы), а также Международного Комитета Красного Креста или любой другой беспристрастной гуманитарной организации (I-III, 8, 9, 10; IV, 9, 10, 11; П. I, 5).

Сущность МГП

Программа элективного курса в 9 классе по проблемам МГП

I Женевская конвенция

об улучшении участи раненых и больных

в действующих армиях от 12 августа 1949 года

II Женевская конвенция

об улучшении участи раненых, больных и лиц,

потерпевших кораблекрушение, из состава

вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года

Дополнительный Протокол I, часть II; Протокол II, часть III.

Все раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах (I, 12; II, 12; П. I, 10; П. II, 7). Запрещаются посягательство на их жизнь и нанесение им какого бы то ни было ущерба. Их необходимо подбирать, обращаться с ними гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки тот медицинский уход, которого требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских (I, 12, 15; II, 12, 18; П. I, 10; П. II, 7).

В случае взятия в плен раненых, больных или лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил противника, каждый из противников обязан обеспечить им такой же уход, как своим собственным раненым (I, 12, 14; II, 12, 16; П. I, 44).

Следует принять все возможные меры к тому, чтобы подобрать тела погибших и воспрепятствовать их ограблению (I, 15, 11, 18; П. I, 33; П. II, 8).

Тела погибших не должны быть преданы земле, погребены в море или кремированы без надлежащего опознания и констатации смерти, желательно в результате медицинского осмотра (I, 16, 17; 19, 20).

Кроме того, должны быть приняты все возможные меры для немедленного розыска и сбора раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение и пропавших без вести (I, 15; II, 18; IV, 16; П. I, П. II, 8).

Все имеющиеся в наличии данные, способствующие установлению личности раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших, должны быть зарегистрированы (I, 16; II, 19).

Исходя из непосредственных интересов раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, защита распространяется как на военные, так и на гражданские медицинские формирования, находящиеся под контролем компетентных властей (I, 19-37, II, 22-40; П. I, 8, 9, 12; П. II, 11). Речь о медицинском персонале, оборудовании, учреждениях и сооружениях, а также транспортных средствах, используемых в медицинских целях, которые имеют опознавательную эмблему Красного Креста или Красного Полумесяца на белом фоне.

К медицинскому персоналу относятся лица:

а) выполняющие постоянно или временно исключительно медицинские функции (розыск, эвакуация, установление диагноза или лечение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, также профилактика заболеваний), - врачи, медсестры, санитары, носильщики;

б) используемые постоянно или временно исключительно для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или санитарно-транспортных средств - администраторы, шоферы, повара и т. д. Духовный персонал включает в себя лиц как из состава вооруженных сил, так и гражданских (например, священников), которые заняты выполнением исключительно духовных функций (I, 24-27; II, 36, 37; П. I, 8; П. II, 9).

Медицинский и духовный персонал должен носить отличительную эмблему Красного Креста или Красного Полумесяца на белом фоне (I, 40; II, 42; П. I, 18, Приложение I, 3; П. II, 12) и иметь удостоверение личности (1, 40; II, 42; П. I, Приложение 1, 1, 2). Персонал может быть вооружен для самообороны или защиты находящихся на его попечении раненых и больных (I, 22; II, 35; П. I, 13).

Попав в руки противника, лица из числа медицинского и духовного персонала должны иметь возможность продолжать выполнение своих функций по уходу за ранеными и больными (I, 19). Никто не может принуждаться к совершению действий в нарушение норм медицинской этики, а также к невыполнению действий, требуемых этими нормами (П. I, 16; П. II, 10). Лица, задержание которых не является необходимым для обеспечения ухода за военнопленными, должны быть репатриированы (I, 30, 31; II. 37). Задержанные таким образом лица не должны считаться военнопленными и должны пользоваться для выполнения своих обязанностей значительными льготами (I, 28). Гражданский медицинский персонал на оккупированной территории может быть мобилизован только в том случае, когда это не повлечет за собой ухудшения медицинского обслуживания населения и ухода за ранеными и больными, уже проходящими лечение (П. I, 14).

Гражданское население должно с уважением относиться к раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, даже если они принадлежат к стороне противника, и не должно допускать по отношению к ним актов насилия (П. I, 17). Гражданским лицам разрешается подбирать раненых и больных независимо от того, к какой стороне они принадлежат, и ухаживать за ними. При этом гражданское население не должно подвергаться никаким наказаниям или преследованиям. Напротив, в этих действиях ему надлежит оказывать всяческую поддержку (I, 18).

Медицинские формирования, как военные, так и гражданские, включают в себя стационарные здания и сооружения (госпитали и подобные учреждения, центры переливания крови, профилактики заболеваний, базы снабжения, склады) или подвижные формирования (полевые лазареты, палатки, временные сооружения), созданные для медицинских целей (I, 19; П. I, 8, 9, 12; П. II, 11). Запрещается нападать на эти объекты, причинять им ущерб или препятствовать их функционированию, даже если в данный момент в них нет ни раненых, ни больных (I, 19).

Таким же правом защиты пользуется санитарный транспорт, осуществляющий перевозки по суше, воде или воздуху: машины скорой помощи, грузовики, госпитальные и спасательные суда, санитарные летательные аппараты (I, 35, 36; II, 22-27, 38, 39; П. I, 8, 21-31; П. II, 11).

Санитарное имущество (носилки, медицинские и хирургические приборы и инструменты, медикаменты, перевязочный материал и т. д.) ни при каких условиях не должно уничтожаться; оно остается в распоряжении медицинского персонала, где бы он ни находился (I, 33, 34; II, 28, 38).

Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца на белом фоне, как символ оказания помощи раненым и больным, обеспечивает опознавание на расстоянии формирований и транспорта, а также персонала и имущества, на которые распространяется покровительство. Эта эмблема не может применяться с какой-либо другой целью или использоваться без согласия на то компетентных властей. Во всех случаях к ней следует относиться с безусловным уважением (I, 38-44, II, 41-43; П. I. 18; П. II, 12).



III Женевская конвенция

об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года

Дополнительный протокол I
(главным образом Часть III, Раздел II).

Статус военнопленных

Лица из состава вооруженных сил противной стороны в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала) являются комбатантами. Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, считается военнопленным (III, 4; П. I, 43, 44). Такие вооруженные силы должны быть организованы и находиться под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, а также подчиняться внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов (П. I, 43).

Эти нормы предусматривают, в частности, обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения ношением форменной одежды или отличительной эмблемы, по крайней мере в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению (П. I, 44). В особых ситуациях, в зависимости от характера военных действий, комбатант должен отличать себя от гражданского населения по крайней мере открытым ношением оружия (П. I, 44).

Военнопленные находятся во власти стороны противника, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (III, 12).

Обращение с военнопленными

Всякое лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее в плен, считается военнопленным и имеет право на соответствующее обращение, даже если существуют сомнения относительно его статуса (III, 5; П. I, 45).

При всех обстоятельствах военнопленные имеют право на гуманное обращение, а также на уважение к их личности и чести (III, 13, 14). К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением (III, 14).

Со всеми военнопленными надлежит обращаться одинаково; привилегированный режим может устанавливаться только в зависимости от состояния здоровья, пола, возраста, звания или квалификации военнопленных (III, 16). Военнопленные при допросе обязаны сообщить свою фамилию, имя, возраст, звание и личный номер. Но их нельзя принуждать к предоставлению каких-либо других сведений (III, 17).

(2) Кроме того, статус военнопленных предоставляется жителям неоккупированной территории, которые при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берутся за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, при условии, что они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны (III, 4).

Военнопленные имеют право оставить при себе свои вещи и предметы личного пользования. Из воинского снаряжения, которое может быть изъято неприятелем, они имеют право оставить то, что необходимо для их обмундирования и питания. Находящиеся у военнопленных денежные суммы и ценные вещи могут быть у них изъяты только под расписку и должны быть им возвращены при освобождении (III, 18).

Военнопленные в целом подчиняются дисциплине и законам, действующим в вооруженных силах участвующей в конфликте и задерживающей их стороны, которая называется держащей в плену державой (III, 39, 82-88). Последняя может в целях своей безопасности ограничивать их свободу, но не имеет права держать их в заключении, если они не нарушили закона (III, 21). Военнопленные должны, по крайней мере, иметь возможность защищаться до вынесения какого бы то ни было приговора (III, 96, 99, 105, 106).

Что касается лиц, принимавших участие в военных действиях, но определенно не имеющих права на статус военнопленных, то кроме применимых в таких случаях положений IV Конвенции, для них предусмотрены основные права и гарантии в том, что касается уважения их личности (запрещение посягательства на жизнь и здоровье) и достоинства (запрещение унизительного и оскорбительного обращения) (П. I, 75). В случае судебного преследования таким лицам предоставляется право на беспристрастное судебное разбирательство (П. I, 75). Эти гарантии предоставляются им также в случае немеждународного вооруженного конфликта (I-IV, 3), в особенности если этот конфликт имеет ожесточенный характер (П. II, 4, 6).

Условия содержания в плену

Держащая в плену держава обязана бесплатно обеспечить военнопленных достаточным по количеству и качеству рационом питания и одеждой. Условия размещения военнопленных должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, которая, кроме того, должна обеспечить медицинскую помощь, которую потребует состояние здоровья военнопленных (III, 15, 25, 26, 27, 30).

От военнопленных, за исключением офицеров, можно потребовать выполнения некоторых работ за небольшое вознаграждение и в условиях, по крайней мере не уступающих условиям работы граждан держащей в плену державы. Однако они не должны принуждаться к деятельности военного характера, а также к опасным для здоровья или унизительным работам (III, 49-54).

С самого начала плена они должны получить возможность поставить в известность о своем положении семью, а также Центральное агентство по розыску Международного комитета Красного Креста. Впоследствии они могут вести регулярную переписку со своими семьями, получать посылки, а также пользоваться духовной поддержкой священнослужителей их вероисповедания (III, 33, 63, 70, 71, 72).

Они должны иметь право выбрать доверенное лицо, которое будет представлять их интересы перед властями держащей в плену державы и перед благотворительными организациями, которые оказывают им помощь (III, 79).

Они также имеют право направлять жалобы и ходатайства представителям державы-покровительницы, которым, как и делегатам Международного Комитета Красного Креста, должна быть предоставлена возможность посещать лагеря военнопленных, беседовать с ними лично или через их доверенное лицо (III, 78, 126).

Текст Конвенции должен быть вывешен в каждом лагере военнопленных, для того чтобы они в любое время имели возможность справиться о своих правах и обязанностях (III, 41).

Репатриация

Военнопленные, признанные тяжелобольными и тяжелоранеными, должны быть немедленно репатриированы и после их репатриации не могут быть использованы на действительной военной службе (III, 109, 117).

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы (III, 118).

Историческая справка

Военнопленные

В ставке Гитлера долго искали выход из создавшегося положения и решили оставить 6-ю армию под Сталинградом. Чуть раньше в аналогичной ситуации оказался немецкий корпус под Ленинградом: он сражался в полном окружении несколько месяцев и все это время снабжался по воздуху. Нечто подобное, но в больших масштабах, решено было осуществить под Сталинградом. В то же время немецкий Генеральный штаб настаивал на попытке выйти из окружения. Сначала ему даже удалось уговорить Гитлера, но чуть позже Верховный главнокомандующий отказался от спасительного плана. Отныне для 6-й армии остался один путь - путь на тот свет. 270 000 солдат и офицеров немецкой армии пали на полях Сталинграда и умерли в лагерях военнопленных. На родину вернулись единицы.

Во время войны правовой режим военнопленных регулировался Гаагскими (1899 и 1907 гг.) и Женевской (1929 г.) международными конвенциями. СССР не подписывал эти международные акты. Используя это обстоятельство, фашисты в годы Великой Отечественной войны установили жестокий режим содержания советских военнопленных, вследствие чего многие из них погибли в плену.

Совсем по-иному отнеслись к этой проблеме в нашей стране.

Советское правительство в 1942 году заявило, что в своих действиях в отношении военнопленных оно руководствуется Гаагской (1907 г.) конвенцией.

После начала Великой Отечественной войны, 1 июля 1941 го-да, Советское правительство утвердило специальное Положение о военнопленных, в котором им была гарантирована жизнь, безопасность, нормальное питание, а раненым - медицинская помощь. Военнопленным сохранялась военная форма, знаки различия, ордена, личные вещи, а высшему командному составу - холодное оружие.

4 июня 1943 г. было утверждено дополнение к Положению (директива Генерального штаба Советской Армии), в котором предусматривался ряд льгот для лиц, добровольно сдавшихся в плен. Им, например, гарантировалась повышенная норма питания, размещение в специальных лагерях, внеочередное возвращение на родину или (по желанию военнопленных) в любую другую страну после окончания войны.

Рядовые и унтер-офицеры, а с персонального согласия и офицеры, привлекались к труду, главным образом по восстановлению разрушенных войной городов и промышленных объектов. В Москве немецкими военнопленными был выстроен жилой городок вдоль Хорошевского шоссе (сейчас этот район реконструируется). Целый жилой микрорайон военнопленные построили в г. Электростали (Московская обл.). Ряд жилых домов построены ими и в других городах и поселках Советского Союза.

Немало военнопленных обратилось с просьбой к Советскому правительству о формировании добровольческих антифашистских частей. Так, например, уже в 1941 г. по просьбе 4600 словаков началось формирование чехословацких частей. А в 1943 г. румынским военнопленным было разрешено начать формирование 1-й Ди-визии имени Тудора Владимиреску, которая впоследствии принимала участие в освобождении от фашистских захватчиков.

Всего на территории СССР (по сообщению ТАСС от 5 мая 1955 г.) находилось 1 939 063 военнопленных немецко-фашистских войск, свыше 593 тыс. человек из состава японской Квантунской армии. Подавляющее большинство их к концу 1948 г. вернулось домой. Полностью же репатриация была завершена к маю 1950 г.

Это, естественно, не коснулось лиц, осужденных за военные преступления на территории нашей страны. Они отбывали наказание и были освобождены позже.

Русские военнопленные

Архив Русских Военнопленных

Война, налетев стремительно, как черное воронье, поглотила в свою бездну горя, смерти, жестокости и несправедливости все население нашей многострадальной Родины. Ее черный жезл не относился избирательно ни к старикам, ни к детям. Волею судьбы многие оказались в кровавой мясорубке фашистского истребления русского народа. Но ничто не сломило внутреннего стержня русского народа, веры в победу, стойкости, мужества, самопожертвования ради высокой идеи детей, стариков, подростков, всех тех, кому война отмерила познать безумие и ужас дьявольской пляски военных сражений. В стенах истребительных, трудовых, штрафных, экспериментальных лагерей фашистов русские люди прошли все семь кругов ада, но нечеловеческая стойкость и преданность Отчизне заставляли фашистов который раз убеждаться в стойкости души российского гражданина, непобедимости воли русского человека.

Больно осознавать, как молодые люди в нашей стране могут пропагандировать идеи фашизма, создавать движения Третьего Рейха. Атрофированность их памяти, духовная немощь, патриотическое бессилие вызывает гнев и возмущение у нашего поколения. Вот те самые условные цифры, заставляющие нас пребывать в немом рассудке еще долгое время, вот страницы ужасного примера истребления русского народа с лица земли. Внемлите этим цифрам и извлеките уроки непоправимых и страшных ошибок, цена которым - нескончаемый поток страданий и душевной боли. И можно ли это назвать ошибкой, это вселенская трагедия, о которой нужно возвещать каждому поколению постоянно!

Число заключенных

Жертвы

Дахау

Бухенвальд

Флюссенбур

Нейенгамме

Равенсбрюк

Штудгар

Гросс Розен

Майданек

Взежинка

(Освенцим)

Плащув

250 000

238 000

114 000

106 000

132 000

120 000

180 000

1 500 000

более 4 000 000

150 000

70 000

56 000

74 000

82 000

93 000

85 000

100 000

1 500 000

4 000 000

80 000

Пункты уничтожения людей:

Хеемно-на-Нере - истреблено 330 000 чел.;

Белжец - 600 000 чел.;

Сабибур - 250 000 чел.;

Треблинка - 800 000 чел.

Общее число погибших в концлагерях составляет приблизительно 10-11 миллионов.

Лагерь смерти в хуторе Вертячий

Советское Информбюро 8 декабря сообщало о чудовищных зверствах немцев над красноармейцами в хуторе Вертячем Сталинградской области.

Ниже мы публикуем рассказ красноармейцев В. Петренко и Г. Назимова об этом лагере смерти.

«Десять бойцов, обессиленных, измученных голодом, стояли посредине лагеря. Стояли два-три часа. Некоторые не выдерживали и падали. Их били сапогами, прикладами и снова заставляли стоять. Так продолжалось до полудня. Потом начался очередной допрос, долговязый офицер, заложив руки за спину, прохаживался взад и вперед и спрашивал: «Из какой части, кто командир, сколько вооружения?».

Бойцы молчали. Молчание это бесило гитлеровца. Он кричал, стучал ногами о землю, бил кулаками, боец, что стоял крайним слева, вышел вперед и, плюнув кровью, сказал: «За каждую каплю поплатитесь, сволочи». «Резать, колоть», - крикнул офицер.

Немедленно подскочили солдаты и начали терзать бойца. Они отрезали красноармейцу уши, нос, отрубили правую руку, выкололи глаза. Гитлеровцы не унимались и тогда, когда тело было уже бездыханным. Они распороли живот, прокололи его штыком.

Офицер махнул тросточкой, солдаты разбежались и стали в стороне.

Снова те же вопросы, снова гробовое молчание. «Колоть, резать», - истерически кричал офицер и солдаты, как шакалы, набрасывались на бойцов. Били, резали, кололи их. Так происходило в лагере каждый день. Истерзанные тела бойцов выбрасывались в яму, которая находилась тут же в лагере. Туда же палачи бросали и раненых, которые не могли двигаться. После освобождения Вертячего в яме с трупами нашли много раненых красноармейцев, в которых еще теплилась жизнь. Все это мы видели своими глазами, все это мы пережили, перестрадали сами. Наступающие части Красной Армии вызволили нас. Здоровье наше крепко пошатнулось, но воля к борьбе закалилась, ненависть к врагу стала еще сильнее. Скоро мы пойдем в бои. Будем беспощадно мстить гитлеровским захватчикам, сражаться до последней капли крови. Пусть снаряд оторвет нам руки, будем бить врага ногами. А если и ног не станет, будем ползать и зубами перегрызать горло проклятым немецким бандитам».

Военнопленные Вермахта*

Тайна Спецлагеря № 188

В материале «Французские узники Тамбовского лагеря», сообщалось: ассоциация оказания помощи французам, пропавшим без вести в Советском Союзе, и ассоциации бывших военнопленных Тамбова опубликовали коммюнике, в котором говорится, что более 10 тысяч французов были захоронены в 1943-1945 годах в общих могилах в лесу Рада неподалеку от Тамбова. Они были военнопленными и умерли в заключении в концентрационном лагере № 188.

Мы требуем, отмечается в коммюнике, чтобы совместная франко-советская комиссия занялась расследованием этой драмы, жертвами которой стали эльзасцы и лотарингцы, насильно призванные в гитлеровскую армию. Все они добровольно сдались в плен, чтобы присоединиться к патриотическим силам генерала де Голля.

Итак, что же это был за лагерь? Спецлагерь № 188 был образован на станции Рада в конце 1941 года. Сначала он предназначался для фильтрации военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену или окружении, шпионов, диверсантов. Но вскоре его перепрофилировали, сюда стали поступать военнопленные из числа граждан тех стран, которые сражались на стороне Германии.

Поначалу лагерь состоял из трех десятков бараков, сколоченных из горбыля. Снаружи их обсыпали землей - для утепления. Территорию обнесли двойным рядом колючей проволоки.

Состав военнопленных постоянно менялся: одни прибывали, другие убывали, иные навеки оставались в тамбовской земле.

- Правда ли, что в сутки, бывало, гибли от 30 до 40 человек?

- Действительно, были такие дни. Посудите сами: война же, к нам поступали эшелоны из-под Сталинграда. Многие военнопленные умирали от ран, болезней еще по дороге к нам. Те же, кто дошел до лагеря, поступали ослабленными, обмороженными и ранеными, тяжело больными. Многие умирали уже в лагере. Хоронили мы их на прилагерном кладбище. Первых - в общих могилах. Позже, когда смертность снизилась, хоронили индивидуально.

- Были среди них французы?

- Французы к нам стали прибывать в 1943 году. Все они были в немецкой форме. О том, что они добровольно сдались в плен, мы не знали. Они жили в отдельном бараке. Быстро освоились и стали нам помогать выявлять гестаповцев и других нацистских чинов. В 1944 году мы отобрали из них 1500 человек, наиболее здоровых. Их отправили в Алжир, где они влились в ряды армии генерала де Голля. Остальные французы нуждались в оздоровительном режиме, у многих была дистрофия. В сущности, эти люди не были способны не только держать в руках оружие, но и выполнять какую-либо работу.

Выхаживая их, мы старались изо всех сил. Самым многочисленным отделом в лагере был санитарный. По штату в нем состояло 39 человек. Из них - 17 врачей, 1 стоматолог, 3 фельдшера. Для сравнения скажу: отдел охраны лагеря состоял всего из 30 человек.

В сорок третьем году значительно улучшилось питание военнопленных. Для больных выдавали колбасу, яичный порошок. Согласно продовольственным нормам военнопленные получали ржаного хлеба - 600 граммов, овощей, картофеля - 500 граммов на день. В рационе предусматривались также мясо, сахар, чай, лавровый лист…

Привожу рассказ Кузьмина отнюдь не для того, чтобы нарисовать благостную картину французов в плену. Лагерь № 188 ничем не отличался от остальных лагерей НКВД. И суровая правда такова: более 1500 французов навеки остались в тамбовской земле. Но, работая в архиве управления МВД Тамбовской области, обратил внимание на свидетельства, сделанные самими военнопленными. Так, возвращаясь во Францию, 49 французов написали: «…Плен спас нам жизнь. За это от всего сердца мы благодарим Советский Союз и его доблестную Красную Армию. Обещаем помнить об этом всегда…».

Или вот еще отзыв - Жоржа Апоельма: «Март 1945 года. Полный разгром в Померании. Многие погибли, но мне повезло: я чудом остался жив. Моя судьба не так уж печальна: я в плену, в глубине России… Раньше я видел колонны русских военнопленных. И мне страшно даже представить, как с ними обращались… Скоро я возвращаюсь во Францию. Моя душа преисполнена благодарности ко всем русским. Я счастлив…»

Так писали сами военнопленные. И подозревать их в неискренности у меня нет оснований.

И все же не все так просто в этой истории. Когда со старушкой Ефросиньей Петровной Богомоловой мы бродили по лесу в поисках рва, в котором были схоронены погибшие военнопленные, в Покровном кафедральном соборе Тамбова шла служба, приуроченная к празднику Радонице. «В эти дни люди должны идти на могилы близких, чтобы поделиться радостью с мертвыми, совершить молитву, песнопение, - говорил мне владыка Евгений. - Почитание могил независимо от национальности похороненных - наш священный долг», - утверждал он.

Места захоронения военнопленных в сороковые годы указал Владимир Михайлович Полов. Мы стояли возле стройных красавиц сосен, выросших на том месте, где рвы были, и любовались душистыми ландышами, усеявшими все окрест.

Здесь они лежат, - тихо сказал Полов. - И нет тут ни креста, ни даже таблички…

Кто же лежит в этих рвах? В управлении МВД Тамбовской области сохранились кое-какие бумаги лагеря № 188. Согласно им по состоянию на январь 1944 года французов вместе с бельгийцами было всего 954 человека, в марте эта цифра возросла на 1304 человека. В ноябре - уже 3884 военнослужащих только французской национальности. В период с 1 октября по 17 ноября 1944 года в спецлагерь № 188 прибыли 2744 француза. Почти все они были жителями Эльзаса и Лотарингии. И только 22 человека из них ранее проживали в центральных департаментах Франции. Именно тогда из наиболее здоровых и были отобраны 1500 человек, которые затем и встали под знамена генерала де Голля. Есть сведения, что французы и позже прибывали на станцию Рада.

Сохранилось в архиве и несколько кладбищенских книг. Беру одну из них. В графе национальность в основном значится: немцы. Но есть и итальянцы, румыны, венгры, французы. Всего около двадцати национальностей.

- Все они похоронены на прилагерном кладбище, - говорит заместитель начальника управления МВД полковник милиции Ю. Шубин.

- Кто же тогда похоронен во рвах?

- Не знаю.

Очевидно, такое отношение к погибшим военнопленным, к памяти о них и послужило поводом к тому, чтобы посольство Франции в Москве в сентябре 1988 года обратилось к нам с просьбой о разрешении соорудить вблизи бывшего лагеря на станции Рада мемориальную стелу в память об умерших французских военнопленных. Были найдены средства, выделены лимиты на строительные материалы. Исполком обязал также управление внутренних дел выполнить предусмотренные проектом работы. Увы, распоряжение облисполкома о возведении стелы на станции Рада почему-то оказалось необязательным…

Что говорят архивы

Фонды бывшего Главного управления НКВД по делам военнопленных и интернированных - ГУПВИ.

Из докладной записки оперативного отдела ГУПВИ от 15 ноября 1944 г.:

«По состоянию на 2 ноября 1944 г. в Радинском лагере содержалось 10 000 военнопленных, из них французов - 3700. Военнопленные французы поступают ежедневно. Среди них имеется группа в 25 человек, которые находились в наших партизанских отрядах, двое имеют правительственные награды».

«На 20 ноября 1944 г. всего в плену было 7513 французов, из них в Радинском лагере - 3940».

Из распоряжения начальника ГУПВИ начальнику ОПВИ УНКВД Тамбовской области от 12 июля 1945 г.:

«Всех военнопленных французов срочно отправить в г. Вель-циг (Германия), где передать их органам репатриации».

Из справки в связи с освобождением французов из лагерей НКВД от 17 сентября 1945 г.:

«Большая часть военнопленных французов была взята в плен в период капитуляции немецких армий. Из них пять тысяч - из состава Курляндской группировки. Этот контингент был истощен, измотан боями, претерпел неизбежные лишения в период между пленением и поступлением в лагеря. И его физическое состояние было пониженным».

Из письма заместителя наркома внутренних дел заместителю наркома иностранных дел от 8 декабря 1945 г.:

«НКВД СССР освобождено из лагерей и передано органам репатриации в г. Франкфурт-на-Одере 15139 военнопленных французов, большинство из которых - уроженцы Эльзаса и Лотарингии. Была проведена специальная работа по выявлению среди военнопленных других национальностей, в результате которой на 1 декабря с. г. выявлен 751 человек. Надо добавить, что, как явствует из документа от 28 февраля 1946 г., поиски продолжались, и цифра выросла до 783».

Среди документов есть коллективная резолюция французских военнопленных от 3 августа 1945 года с выражением признательности советскому народу и веры, что франко-советская дружба будет гарантией европейского мира. А также - благодарственное письмо Советскому правительству от имени 2300 французов.

Лагерь в Раде перестал существовать в сентябре 1946 г.

В общей справке начальника тюремного отдела МВД СССР от 28 апреля 1956 года о количестве военнопленных бывших европейских армий, взятых в плен советскими войсками и учтенных бывшим ГУПВИ за период 1941-1945 гг., сказано, что французов всего насчитывалось более 23 000 человек, освобождено 21811, умерло 1325.

На всех умерших были заведены личные дела с указанием даты и места смерти, а в большинстве случаев - и места захоронения.

Дополнительный протокол I

Часть III, раздел I. Поведение комбатантов

В Протоколе вновь рассматриваются нормы поведения комбатантов в ходе военных действий.

Главный принцип, лежащий в основе этих норм, заключается в том, что право сторон в конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается, следовательно, применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние страдания (П. I, 35).

Недопустимо также использовать присутствие гражданских лиц для защиты определенных объектов или районов от военных действий (П. I, 51).

Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству (П. I, 37). Запрещается использовать не по назначению общепризнанные эмблемы (красный крест или красный полумесяц, белый флаг, эмблему культурных ценностей и др.) (П. I, 38). Запрещается использовать национальные эмблемы стороны противника или государств, не являющихся сторонами в конфликте (П. I, 39). Таким образом, протоколом провозглашается, что в соответствии с правом вооруженных конфликтов от комбатантов требуется хотя бы минимум порядочности.

Запрещается отдавать приказ никого не щадить (П. I, 40). Запрещается нападение на противника, вышедшего из строя, сдавшегося в плен или выражающего намерение сдаться в плен (П. I, 41, 42). Если отсутствует возможность эвакуировать военнопленных, они должны быть освобождены (П. I, 41).

Часть I. Раздел I. Защита гражданского населения от последствий военных действий

Согласно основному правилу всегда необходимо проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и, соответственно, проводить военные операции только против военных объектов (П. I, 48).

Каждый, кто не принадлежит к составу вооруженных сил, является гражданским лицом (П. I, 50). Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами, то есть те, которые не вносят эффективного вклада в военные действия и разрушение которых не может при существующих в данный момент обстоятельствах дать явного военного преимущества (П. I, 52).

Нападения неизбирательного характера запрещаются (П. I, 51). Гражданские лица и гражданские объекты не только не должны быть объектами нападений, но при нападении на военные объекты или при их размещении должны быть приняты все меры предосторожности, чтобы избежать или, во всяком случае, свести к минимуму случайные потери среди гражданского населения и ущерб, наносимый гражданским объектам (П. I, 57, 58). Такого рода потери и ущерб ни в коем случае не должны быть чрезмерными по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается получить (П. I, 51, 57).

Запрещается вызывать голод среди гражданского населения стороны противника, разрушать объекты, необходимые для его выживания, и наносить обширный долговременный и серьезный ущерб окружающей среде (П. I, 54, 55).

Культурные ценности, сооружения, содержащие опасные силы, необороняемые местности и демилитаризованные зоны (в том числе зоны безопасности и нейтральные), а также персонал и сооружения организаций гражданской обороны пользуются особой защитой, и Протоколом предусматривается их соответствующее обозначение и меры по идентификации (П. I, 53, 56, 59, 60, 61-67, Приложение I, главы V и VI).

Нападение на гражданское население, разрушение объектов, необходимых для его выживания, а также нападение на сооружения, содержащие опасные силы, и на объекты культуры запрещаются также и во время немеждународных вооруженных конфликтов (П. II, 13, 14, 15, 16).

Контроль за соблюдением данных норм вменяется в обязанность в первую очередь военным командирам (П. I, 86, 87).

IV Женевская конвенция

о защите гражданского населения во время войны и дополнительные протоколы

Определенные минимальные нормы защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от их гражданства или территории, на которой они проживают.

Поэтому должна быть разрешена деятельность по оказанию помощи, по обеспечению населения продуктами, медикаментами, одеждой и т. д. (IV, 23; П. I, 69, 70, 71; П. II, 18).

Женщины и дети должны пользоваться особым уважением, и им должна обеспечиваться защита от каких бы то ни было непристойных посягательств (IV, 24; П. I, 76, 77, 78).

В первую очередь каждое лицо, затронутое вооруженным конфликтом, имеет право на основные гарантии без какой бы то ни было дискриминации: должны уважаться его личность, честь, убеждения и религиозные обряды; не должны иметь места никакие посягательства на его жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность или достоинство как со стороны представителей гражданских, так и военных властей. В случае судебного преследования это лицо имеет право на беспристрастное судебное разбирательство (П. I, 75). Эти права и гарантии должны предоставляться и в случае немеждународных вооруженных конфликтов (П. II, 4 и 6).

Кроме того, в IV Конвенции особое внимание уделяется гражданским лицам, находящимся во власти противника. Эти лица подразделяются на две категории (IV, 4).

Гражданские лица на территории противника

Гражданские лица, находящиеся на территории противника, должны иметь возможность покинуть ее, если этому не препятствуют соображения безопасности (IV, 35). Если они не уедут или если они будут задержаны, обращение с ними должно быть аналогичным обращению с иностранцами в целом (IV, 38). Если их интернирование совершенно необходимо по соображениям безопасности, они имеют право на обжалование и беспристрастный пересмотр их дела (IV, 41-43).

Население на оккупированных территориях

Гражданскому населению, насколько это позволяют обстоятельства, должны быть предоставлены возможности для продолжения нормальной жизни. Оккупирующая держава обязана поддерживать общественный порядок (IV, 64).

В целом запрещается депортирование или угон населения (IV, 49). Всякое привлечение к труду в принудительном порядке ограничивается строгими правилами. Полностью исключено привлечение к принудительным работам лиц, не достигших 18 лет. Запрещается принуждать привлеченных к труду лиц выполнять какие-либо работы, которые заставили бы их принимать участие в военных операциях (IV, 51). Воспрещается ограбление, а также неоправданное уничтожение имущества (IV, 33, 53).

Оккупирующая держава несет ответственность за положение детей (IV, 50), поддержание деятельности медицинских служб (IV, 56), а также за снабжение населения продуктами питания (IV, 55). Она должна разрешать поставки грузов с гуманитарной помощью и способствовать их транспортировке (IV, 59-62). Органы власти, администрация, общественные и частные учреждения в целом должны продолжать функционировать (IV, 54, 63, 64).

Оккупирующая держава имеет право защищать себя от враждебных действий по отношению к ее администрации и личному составу ее вооруженных сил. В связи с этим она может прибегать к изданию особых законов (IV, 64) и предавать обвиняемых своим военным судам (IV, 66), но ни один приговор не может быть вынесен без рассмотрения дела в установленном процессуальном порядке (IV, 71). Оккупирующая держава может интернировать некоторых лиц, если этого настоятельно требуют соображения безопасности (IV, 78). Однако все эти меры регулируются четко сформулированными правилами и подлежат контролю со стороны державы-покровительницы (IV, 65-77, 78, 136, 137, 143).

Гражданские лица, находящиеся на территории противника, и население оккупированных территорий имеют ряд общих прав.

При всех обстоятельствах они имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, к их привычкам и обычаям. С ними всегда должны обращаться гуманно (IV, 27); по отношению к ним запрещены любые меры принуждения (IV, 31). Женщины пользуются особой защитой от любых покушений на их честь, в особенности от изнасилования или любых других форм непристойных посягательств (IV, 27).

Эти гражданские лица должны иметь возможность свободно обращаться с просьбами о вмешательстве к державам-покровитель-ницам, а также к Международному Комитету Красного Креста и национальному обществу Красного Креста страны, в которой они находятся (IV, 30). Представители Держав-покровительниц и Международного Комитета должны иметь возможность свободно их посещать (IV, 30, 143).

Правительство стороны противника несет ответственность за обращение с ними своих должностных лиц, как гражданских, так и военных (IV, 29).

Наконец, при интернировании гражданских лиц, что само по себе не является мерой наказания, обращение с ними должно быть в целом аналогичным обращению с военнопленными, с учетом различий, обусловленных тем фактом, что они являются гражданскими лицами (IV, 79-135).

Новый Уголовный кодекс РФ

и Международные стандарты по правам человека

В контексте международных стандартов это прежде всего касается защиты права на жизнь и проблем применения смертной казни. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека предписывает отмену смертной казни. Исключение допускается только за действия, совершенные во время войны или при наличии неизбежной угрозы войны и только в установленных законом случаях (см. ст. 2). Парламентская Ассамблея Совета Европы (1996 г.) в своем заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала России в течение одного года подписать, а затем в течение трех лет с момента вступления в Совет Европы ратифицировать Протокол об отмене смертной казни и установить мораторий на исполнение смертных приговоров. Ратифицировав этот Протокол, Россия обязана будет изъять из Уголовного кодекса составы преступлений, караемых смертной казнью. Как указано в ст. 3 и 4 Протокола, отступление и оговорки в отношении его положений не допускаются. Сегодня интерпретация данной ситуации в контексте ст. 64 Конвенции представляется не вполне корректной (см.: Михлин А. С. Пределы ограничения применения смертной казни. Государство и право. - 1996. - № 7. - С. 123).

В настоящее время из 38 государств-членов (без России) 12 сохранили в своем законодательстве смертную казнь. В Российской Федерации перспектива отмены смертной казни определена в ст. 20 Конституции РФ. Тенденция существенного ограничения смертной казни уже получила воплощение в новом УК: исключительная мера сохранена только за особо тяжкие преступления против жизни в пяти случаях (в УК РСФСР - 14 составов).

При этом важно подчеркнуть, что альтернативой смертной казни во всех этих составах допускается лишение свободы на максимальный срок либо пожизненное лишение свободы. К полной отмене смертной казни из-за тяжелой криминогенной ситуации в стране и роста преступности Россия сегодня не готова.

Заключение

Работа показала четкое развитие МГП и его место в истории нашей страны. Направление действия МГП в мирных условиях - это распространение знаний, применяемых в конкретных условиях и ситуациях. Распространение знаний и МГП вселяет надежду, что в необходимых условиях они будут применяться. В нашей стране, начиная с 1941 года, ратифицированы все Женевские Конвенции, что позволяет говорить о правовом статусе нашего государства.

Международное гуманитарное право применяется только во время вооруженных конфликтов. Примеры, приведенные в работе, относятся к войне, которую мы вынесли на своих плечах, но и сейчас на территории бывшего СССР, в мире очень много очагов военных конфликтов, в которых некомбатанты нуждаются в защите сотрудников МККК.

«В 1998 г. Международный Комитет Красного Креста имел постоянные представительства в 58 государствах, но охватывал своей деятельностью около 80 стран. Географически представительства МККК распределяются следующим образом: Африка - в 20 странах, Северная и Южная Америка - в 7 странах, Европа и Средняя Азия - в 15 странах, Азия - в 8 странах, Ближний Восток - в 8 странах.

В 1998 г. делегаты МККК посетили свыше 212 тысяч задержанных в 1546 местах заключения в 59 странах мира. Свыше 41 тысячи задержанных удалось посетить и зарегистрировать впервые.

МККК удалось установить местонахождение почти 3 тысяч человек, которых он разыскивал по запросу семей. МККК собрал свыше 307 тысяч писем на бланках посланий МККК от членов семей, разлученных в результате конфликтов, беспорядков и напряженности, доставил адресатам более 295 тысяч таких писем и способствовал воссоединению с семьей 5077 человек.

МККК распределил в 52 странах более ста тысяч тонн предметов гуманитарной помощи (продовольствия, одежды, одеял, палаток и т. д.) на сумму в 110 млн швейцарских марок (80 млн долларов США)».

© 2010-2022