Факультативный курс по обществознанию Актуальные вопросы обществознания

Актуальность .         На сегодняшний день одним из самых востребованных экзаменов по выбору в 11 классах является обществознание. Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ требует  от обучающихся глубоких знаний по таким темам как: социальные отношения, политика, право, духовная жизнь и т,д. Для  успешной сдачи экзамена необходимо начать подготовку  уже в 10 классе и продолжать в 11 классе. Цель курса ü  Подготовить учащихся к экзаменам по обществознанию. ü   Научить работать с частью А,В, С ü   Научиться по алгоритму, выбирать правильные ответы из предложенных вариантов; ü  Отработать технологию работы с тестами; ü  Формировать навыки работы в области технологии тестового контроля знаний; Цель курса ü  Подготовить учащихся к экзаменам по обществознанию. ü   Научить работать с частью А,В, С ü   Научиться по алгоритму, выбирать правильные ответы из предложенных вариантов; ü  Отработать технологию работы с тестами; ü  Формировать навыки работы в области технологии тестового контроля знаний;  
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования города Усолье - Сибирское

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12»

«Актуальные вопросы по обществознанию»

Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная)

Автор:

Торшина Алёна Александровна Учитель истории и

обществознания МОУ «С0Ш№12»

г.Усолье - Сибирское 2014г


Пояснительная записка

Актуальность .

На сегодняшний день одним из самых востребованных экзаменов по выбору в 11 классах является обществознание. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ требует от обучающихся глубоких знаний по таким темам как: социальные отношения, политика, право, духовная жизнь и т,д. Для успешной сдачи экзамена необходимо начать подготовку уже в 10 классе и продолжать в 11 классе.

Новизна.

Как правило, программы, созданные для подготовки к ЕГЭ разработаны для 11 классов, тогда как, объем материала, необходимого для успешной сдачи экзамена очень большой и целесообразно начать подготовку уже в 10 классе. Программа факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания» разработана для обучающихся 10-11 классов и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе данного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель курса

  • Подготовить учащихся к экзаменам по обществознанию.

  • Научить работать с частью А,В, С

  • Научиться по алгоритму, выбирать правильные ответы из предложенных вариантов;

  • Отработать технологию работы с тестами;

  • Формировать навыки работы в области технологии тестового контроля знаний;

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи курса:

  • -повторение курса обществознания; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию

  • - Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах обществоведческого курса;

  • - Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • Биологическую и социальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Структура программы

В данной Программе представлены следующие разделы курса «Обществознание», (согласно кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена): «Человек и общество», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения» , «Право». В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены тренировочные задания, для отработки навыков выполнения заданий различного уровня. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

-распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки
зрения общественных наук;

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

-применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

-различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

-- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

-перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

-применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы

жизни человека и общества;

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Задания представлены разных типов и разновидностей. Как отдельные типы заданий принято выделять: а) задания с выбором ответа; б) задания с кратким ответом; в) задания с развернутым ответом.

Типы и разновидности заданий важно знать, так как на их основе строится каждый вариант работы ЕГЭ.





Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

Лекция с элементами беседы

1


Тема 1. Человек и общество


13

2


Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

3


Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

4


Понятие истины, ее критерии . Мышление и деятельность

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

5


Потребности и интересы

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

6


Основные институты общества

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

7


Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

8


Наука. Образование, его значение для личности и общества

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

9


Религия Искусство Мораль

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10


Понятие общественного прогресса

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

11


Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

12

Алгоритм решение заданий части А

Тестирование

1

13

Алгоритм решение заданий части В

Тестирование

1

14

Алгоритм решение заданий части С

Тестирование

1


Тема 2. Экономика


13

15


Экономика и экономическая наука

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

16


Факторы производства и факторные доходы

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17


Экономические системы

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

18


Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

19


Финансовые институты. Банковская система. Ценные бумаги

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

20


Рынок труда. Безработица

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

21


Виды, причины и последствия инфляции

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

22


Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

23


Роль государства в экономике

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24


Налоги. Государственный бюджет

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

25

Алгоритм решение заданий части А

Тестирование

1

26

Алгоритм решение заданий части В

Тестирование

1

27

Алгоритм решение заданий части С

Тестирование

1


Тема 3. Социальные отношения.


13

28

Социальная стратификация и мобильность

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

29

Социальные группы

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

30


Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

31

Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

32

Алгоритм решение заданий части А

Тестирование

1

33

Алгоритм решение заданий части В

Тестирование

1

34

Алгоритм решение заданий части С

Итоговое тестирование

1

35

Социальный конфликт

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

36

Виды социальных норм.

Социальный контроль

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

37

Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

38

Алгоритм решение заданий части А

Тестирование

1

39

Алгоритм решение заданий части В

Тестирование

1

40

Алгоритм решение заданий части С

Тестирование

1


Тема 4. Политика


13

41


Понятие власти

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

42


Государство, его функции

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

43

Политическая система

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

44


Типология политических режимов

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

45


Демократия, ее основные ценности и признаки

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

46


Гражданское общество и государство

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

47


Политические партии и движения

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

48


Политический процесс

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

49


Органы государственной власти РФ

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

50


Федеративное устройство России

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

51

Алгоритм решение заданий части А

Тестирование

1

52

Алгоритм решение заданий части В

Тестирование

1

53

Алгоритм решение заданий части С

Тестирование

1


Тема 5. Право.


13

54


Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

55


Понятие и виды юридической ответственности

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

56


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ . Законодательство РФ о выборах

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

57


Субъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные права

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

58


Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

59


Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

60


Особенности административной юрисдикции

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

61


Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

62


Гражданство РФ

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

63


Правоохранительные органы. Судебная система

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

64

Повторение. Человек и общество

Итоговое тестирование

1

65

Повторение. Экономика

Итоговое тестирование

1

66


Повторение. Социальные отношения

Итоговое тестирование

1

67


Повторение. Политика

Итоговое тестирование

1


68

Повторение. Право

Итоговое тестирование

1

Итого: 68 ч.


Список использованной литературы

  1. С.В.Агафонов. Схемы по обществознанию

  2. Обществознание_под ред. Марченко М.Н_Уч. пос_2011, 2-е изд.

  3. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. -М.: Тригон, 2010.

  4. Важенин, А.Г. Обществознание: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Г. Важенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 368 c.

  5. Глазунов, М.Н. Обществознание: Учебное пособие / М.Н. Глазунов, И.А. Гобозов, Е.М. Дерябина; Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013. - 432 c.

  6. .Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: Учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Горелов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.

  7. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования / А.А. Горелов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.

  8. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 190 c.

  9. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.

  10. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2013. Обществознание. Сдаем без проблем! / О.В. Кишенкова. - М.: Эксмо, 2012. - 288 c.
    11.

  11. Клименко, А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2013. - 507 c.
    112.

  12. Корсаков, Г.Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов и абитуриентов для подготовки к ЕГЭ / Г.Г. Корсаков. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 380 c.


© 2010-2022