Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»

Я работаю в гимназии  с 1997 года учителем истории и обществознания. Преподаю историю  и обществознание с 7 по 11 класс. В 2002 году мною была разработана авторская программа развивающего обучения «Пять ступеней роста учащегося» для педагогов  МАОУ «Гимназия №77».  Программа предусматривает, что ученик в сотрудничестве с учителем на уроках истории, начиная с начальной школы до поступления в ВУЗ, осваивает целостную систему универсальных умений, навыков, а также, накапливая опыт самостоятельной д...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»Авторская программа «5 ступеней роста учащихся»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 77»






Авторская программа

«5 ступеней роста учащихся»

Программу разработала:

учитель истории и обществознания

Ахметшина Т.И.













2006 г.

Набережные Челны




Содержание


























Введение



Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрети знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан нашей страны, нашего континента, сталкивающегося с трудностями…

Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано.

Д. Харкенес

В настоящее время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование - одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в обучении и воспитании занимает история.

Как наука история универсальна, так как объектом ее изучения являются все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Эта задача становится сегодня особенно актуальной, так как сегодня в нашей стране происходит реформирование всех областей жизни общества, где одним из главных направлений школы на сегодняшний день является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Оно, по - мнению патриарха Алексея, «станет одним из главных факторов возрождения духовности и нравственности России» (5, 5).

Исходя из выше сказанного, перед учителем истории стоит цель

  • сформировать личность ответственную за свои действия перед обществом и государством,

  • воспитать учащегося патриотом и гражданином своего Отечества.

Что значит сформировать личность?

Слово личность означает «носитель, каких-нибудь свойств; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; член человеческого общества, обладающий способностями мышления, сознания и самопознания, эмоциональными и волевыми качествами и связанный с окружающей его социальной средой участием в общественно полезной деятельности по производству материальных и духовных благ» (3, 105)

Таким образом, задачами учительской деятельности становятся

  • раскрыть индивидуальность ребенка,

  • помочь ему познать и проявить себя,

  • способствовать созданию творческой, конкурентоспособной, интеллигентной личности, способной к непрерывному творческому саморазвитию.


Рисуешь дерево - почувствуй, как оно растет.

Китайская пословица

Учение для учащегося - это процесс подчас малоприятный и малоинтересный. И для учителя важно, чтобы учебная деятельность, созданная им (несущая высокие цели, увлекательное содержание и широкий набор эффективных способов) радикально поменяла отношение учащегося к учению. Но для того, чтобы задачи были выполнены, необходимы эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.(1, 247). Такой технологией является технология развивающего обучения. На примере работы нашей гимназии уже доказано, что она помогает сформировать «умения, интеллект, волю, эмоции, мотивы учения и иных познавательных способностей школьников, оказывает влияние на их умственное развитие, воспитывают мировоззрение, обеспечивают высокий уровень знания» [1c,203].

Поэтому при планировании работы учителем были продуманны оптимальность выбранной технологии и принципы обучения, при использовании которых, будет, достигнут наиболее положительный результат формирования личности учащихся.

Тема работы «Эффективные методы и приемы формирования и развития учебных умений и навыков учащихся на уроках истории» Татьяной Ивановной выбрана не случайно.

За время работы преподавателем истории с 1991г. (в гимназии № 77 с 1997г.), был накоплен большой опыт по преемственности обучения. Главной целью его преподавания является формирование умений и навыков учащихся, с помощью которых происходит усвоения комплекса знаний общеобразовательной школы и формирование личности, способной идти дальше по пути самообразования.

Когда мы пытаемся вытащить одно, оказывается, что оно связано со всем остальным.

Закон Муира

Все изложенные задачи и принципы дали основание педагогу разработать авторскую программу «5 ступеней роста». В которой ученик в сотрудничестве с учителем на уроках истории начиная с начального звена до поступления в ВУЗ, получает целостную систему универсальных умений, навыков, а также накапливая опыт самостоятельной деятельности и

личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования., поэтапно формирует себя как творческую личность,

И, тогда учеба на всю жизнь станет для него, по словам В.А. Сухомлинского, «источником радости, восторга и удивления. А на историю своей Родины он посмотрит совершенно другими осмысленными глазами патриота и гражданина, ответственного за свои поступки и действия.

Каковы же они - 5 ступеней роста ученика?

5.Исследователь социальной ситуации и собственного успеха

3.Организатор и участник коммуникации

2.Ответственный деятель, принимающий решения

4.Организатор индивидуального игруппового социального действия

и группового социального действия



1.Ученик, осваивающий способы деятельности







Эти ступени не повторяют ни возраст, ни класс учащегося. Важно, наконец, осознать, что каждый ребенок разный по уровню своих способностей, поэтому у каждого учащегося время перехода на высшую ступень будет разным. А каждая школьная ступень в развитии человека и призвана раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему познать и проявить себя.

Это также заставляет учителя экспериментировать, корректировать, отрабатывать элементы и целые части программы на уроках.

Поэтому целью данной работы является:

  • представить способы, методы и приемы формирования учебных умений и навыков учащихся на уроках истории, способствующие поэтапному формированию личности (как уже было сказано, способной идти дальше по пути самообразования).

Для этого были поставлены следующие задачи:

  • познакомить с принципами и условиями развивающего обучения, при которых учащийся достигает «роста»;


  • показать классификацию умений и навыков, которая стала основным критерием в его работе при отслеживании результатов «роста» учащихся в каждой возрастной группе;

  • раскрыть педагогический опыт работы учителя, способствующий формированию учебных умений и навыков, учащихся на уроках истории через программу «5 ступеней роста ученика»;

В работе использованы работы педагога В.И.Андреева, «Методика преподавания истории в средней школы» под редакцией С.А.Ежовой, «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» П.В.Гора, «Оценка качества» по истории, «Формирование общих учебных умений и навыков» ЦРО, статьи журналов «Преподавания истории в школе», «Завуч» «Наука и жизнь» и др.







1. Принципы развивающего обучения


Мыслить по шаблону - вернейший способ завалить дело.Д.Ф. Энрайт

Эффективность и результативность развивающего обучения повышаются при соблюдении ряда принципов:

1. Оно должно быть доступным, но базироваться на достаточно высоком уровне трудности. Обучение следует вести таким образом, чтобы школьнику был понятен, а потому и интересен сам его процесс.

2. Оно должно быть посильным, это рождает желание и стимулирует

выполнить задание. Слишком простое, как и очень трудное, задание одинаково снижает интерес. Трудное, но выполнимое задание утверждает у ученика веру в свои возможности.

3. Эффективность обучения предполагает фиксацию внимания школьников не только на изучении фактического материала, но и на теоретических выводах и обобщениях. Там, где материал позволяет, не следует преподносить готовые выводы. Надо дать возможность учащимся самим подойти к выводам на основе обобщения фактов.

4. Необходимым условием успешного обучения является выбор оптимального темпа обучения для каждого конкретного класса.

5. Не будет осознанного усвоения материала, прочности и эффективности обучения, если ученик не осознал его мотивов. Поэтому важно сформировать у школьников умения и навыки самостоятельной работы.

Готовность учеников к такой деятельности реализуется в развитии и овладении определенными умениями и навыками. Умение учиться имеет большое воспитательное значение, так как помогает выработать трудолюбие и добросовестное отношение к учебе, дисциплинированность, ответственность, настойчивость, самостоятельность - качества, необходимые в жизни каждому человеку. Отсутствие таких умений ведет к перегрузке учеников, особенно в наше время, когда учеников не только «насыщают» информацией по всем предметам, но и происходит сокращение часов истории.

Таким образом, можно сделать вывод, что главное в обучении - это учебная деятельность учащихся, поскольку обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета.

Какие же умения и навыки необходимы сегодня школьнику в изучении истории для того, чтобы учение стало успешным?



2. Формирование умений и навыков учащихся и их классификация

Всех нас, вышедших из школ и университетов, коснулась только тень учености… Цветущие годы юности прошли в изучении пустяков, людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы и буки, т.е.чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения

Я.А.Коменский [1c.260]

Начиная работу по формированию умений и навыков, следует определить, что вкладывается в их содержание. Педагоги Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева определяют «умения как сознательное владение каким-либо приемом». А навык, по мнению ученых - «это умение, доведенное до автоматизма. Умение постепенно перерастает в навык. Следовательно, в учебном процессе одновременно формируется умение и соответствующий навык (например, развитие умения читать печатный текст и навык беглого чтения)».

В дидактике и психологии существуют несколько классификаций умений и навыков школьников. Все учебные умения и навыки объедены в три группы:

  1. Организация учебного труда (подготовка рабочего места) и овладение структурой учебной деятельности. Особое внимание обращено на обучение ребят осмыслению, самостоятельной постановке учебных задач, умению

планировать выполнение задания, выбирать рациональный способ его решения, освоению способов контроля и самооценки своей учебы.

  1. Работа с книгой и другими историческими источниками учебной информации (овладение процессом чтения, видами, техникой чтения разных по характеру текстов, темпом, умением определять цель чтения, извлекать и систематизировать информацию). Работа с учебником как основой разновидностью книги (выделять главную мысль, работать с понятиями, анализировать и систематизировать материал, составлять план, читать схемы, диаграммы и т.д.

  2. Характеристика культуры устной речи учащихся (умение отвечать на вопросы разного характера, пересказывать текст, связано излагать материал, рецензировать, делать сообщения и т.д.)

Различают общеучебные и специальные умения. Однако в процессе преподавания учитель больше всего уделяет внимание специфическим - аналитическим, т.е. учебно-интеллектуальным умениям: мотивации деятельности, восприятие, запоминание, воспроизведение, логическое осмысление информации, выделение главной мысли,

решение проблемных задач, выполнений заданий, осуществление самоконтроля.По мнению педагога они больше способствуют школьнику учиться успешно. Как же проходит формирование умений на каждой ступени обучения? И какие формы и методы использует учитель в каждой возрастной группе.

3.Эффективные методы и приемы формирования и развития учебных умений и навыков учащихся на уроках истории

3.1. Определение этапов работы в начальной школе


Цель воспитания - помочь каждому ученику обрести свое «Я», свою творческую индивидуальность, чтобы стать личностью.

В.И.Андреев

Появление теории развивающего обучения, трудов и методов педагога Л. В. Занкова привели к переосмыслению преподавания истории в начальной школе. Вместо эпизодических рассказов по истории Отечества были разработаны курсы для учеников 2-4 классов. Это «История становления человека» (автор Н.Я. ,Чутко) -2 класс, «История и мир мифа» (автор Н.Я. Чутко) -3 класс, и «История России в рассказах для детей» (авторы Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионов) - 4 класс.

В нашей гимназии история в начальном звене преподается с 1998 года. Дидактическую основу курсов начальных знаний по истории составляют учебники для вторых-третьих классов «История становления человека», учебник - хрестоматия «Твоя Россия» для четвертого класса.

Никому не нужно напоминать о психологических особенностях этого возраста - уровня любознательности и активности. К.Д.Ушинский предупреждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Вот основа дидактической системы Занкова.

Одна из главных задач предмета - целостное восприятие и широкий охват события и явлений мира в его многообразии и значимости.

Но решение этих задач зависит от ряда условий:

  • во-первых, от того (и это подчеркивает автор программы педагог Н.Я.Чутко) как четко понимает учитель, что такое структура знаний по истории вообще и какие элементы (факты, представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности и мировоззренческие идея), должны быть сформированы у младших школьников.


  • во-вторых, от условий формирования начальных знаний по истории, то есть овладением методикой преподнесения таких знаний.

  • в-третьих, при изучении истории необходимо не только устанавливать преемственные связи с содержанием других предметов, но не менее важно осознавать межпредметную основу формирования умений. Знание уровня достижений учащихся по другим предметам позволяет учителю создать оптимальную программу развития школьников при обучении истории в начальной школе, сориентироваться, где именно ему предстоит начинать формирование умения, которое потом потребуется в обучении другим дисциплинам (опережающие межпредметные связи), а в каких случаях можно опереться на достигнутые результаты в иных предметных областях (последующие межпредметные связи).

Следовательно, при построении программы развития необходима определенная последовательность, преемственность в формировании знаний и умений от курса к курсу.

Цель преподавателя на данной ступени, исходя из темы - дать основные умения и навыки учащихся - научить их читать материал учебника, через чувственное и образное восприятие понять процесс эволюции на Земле. А для этого педагогу важно разобраться еще и с тем, как работать с учебником-сказкой в 3 классе, и учебником-хрестоматией в 4 классе, отобрать то содержание материала, которое подлежит усвоению.

ВОСПРИЯТИЯ


ОЩУЩЕНИЯ


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


Музыкальные

образы


Чувственные

Знания


Художественные Образы


Социальный опыт


Факты


Гипотеза


Понятия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕЗНАНИЯ

Теория


Законы


Идеи


Принципы


Метод


Практические знания


Правила


Методы познания


Способы научного мышления


Способы выполнения действий (умения)


Задания




Рис. 1 Содержание учебного материала

Уроки в системе Л.В. Занкова чрезвычайно разнообразны: уроки-беседы, уроки-интервью, ролевые и деловые игры, творческие мастерские, уроки-практикумы, интегрированные уроки, экскурсии и т.д.

При дальнейшей разработке учителем курса «История становления человека» в нашей гимназии, курс дополнен «Введением в историю». Это интегрированный курс «Эволюция жизни на земле». Объем дополнительной информации сейчас очень большой, поэтому для более целостного представления мира необходимо начать с возникновения планеты Земля, зарождения жизни в воде и на земле, последовательно хронологически отслеживая исторические факты на временном диске, приводя учащихся к пониманию таких понятий как век, тысячелетие, наша эра и до нашей эры.

Так, в процессе обучения учащиеся овладевают умениями локализовать исторические факты во времени, то есть выполнять последовательность исторических событий, их синхронность; определять этапы и периодизацию исторических явлений и процессов; соотносить события с определенными историческим периодом.

Сначала школьники овладевают умениями соотносить год с веком. Тренировка происходит при постоянной работе учащихся с лентой времени (или временным диском): «Какой век, какая часть века?». Они учатся устанавливать последовательность исторических событий, отвечая на вопросы: «Что было раньше - Невская битва или Ледовое побоище?». Ученики должны вспомнить даты каждого события, расположить их в хронологической последовательности, и только тогда правильно и обоснованно ответить, а затем определить, через, сколько лет после вторжения монголо-татар на Русь ими был захвачен Киев.

Таким образом, к концу 4 класса все учащиеся овладевают и умением локализовать исторические факты во времени, то есть знают последовательность исторических событий, их синхронность; могут определить этапы и периоды, изученных событий.

В конце года учащимся предлагается практическая работа, где учащиеся должны продемонстрировать свои знания:

  1. называть даты важнейших событий;

  2. отмечать на шкале времени события до нашей эры и после;

  3. соотнести, что было раньше и что было позже;

  4. знать век, тысячелетие, и решают хронологические задачи.

Эти умения продолжают отрабатываться и в старших классах.

Все события, о которых дети узнают, они рисуют в книжках-малютках, в которых открывается простор для их творчества. Изучая их, ребята совершенствуют умение воспринимать материал, слушая учителя, выдвигают свои версии, знакомятся с научными, религиозными, мифологическими материалами, учатся участвовать в дискуссиях. Слушая выступления одноклассников, их мини-сообщения, школьники овладевают умением слушать и слышать друг друга, учителя, воспринимать информацию на слух, то есть информационными учебными навыками

Большое значение в начальном звене отводится урокам-практикумам.

Самый первый урок в начальной школе "Учись учиться" - это посещение школьной библиотеки, знакомство с системой работы поиска нужного материала и отработка умения поиска нужной литературы. Лепка первых животных - трилобитов, губок, дна мирового океана, первобытных людей, их жизни - не только развивает творчество, но и приобщает их к происходящему. При изучении темы «Вещественные источники», происходит не только просмотр фильма «Археологические раскопки гимназии № 77. Тайгузино. Биюрган», но и ролевая игра, с настоящими раскопками во дворе гимназии.

Очень удачно подобран материал автором программы Н.Я. Чутко «История становления человека». Но на наш взгляд, еще интереснее проходит урок, если его ведет, сделанная руками старших учащихся кукла-обезьяна Пома. У нее руки ложатся на ротик,

когда в классе нужно навести тишину, она радуется, хлопая в ладоши, когда ребята самостоятельно сделали вывод или правильно ответили. Она глупо задает вопросы, на которые учащиеся должны обосновав свой выбор ответить. А все выводы рисуются в тетради опорными сигналами, которые помогают ребятам восстановить дома материал. По окончанию урока предлагается творческое задание: додумать историю Чунга и Помы, нарисовать рисунок по изучаемой теме, подготовить свою историю событий появления огня или жилища у человека и т.д.

Умения работы в группе - важное учебно-управленческое умение, которое необходимо начать отрабатывать в начальной школе. Учитывая присущее желание высказаться, быть выслушанным, проводится игра «Паровозик», во время которой ребята в парах работают над вопросами к тексту, высказывают свою точку зрения, обмениваются друг с другом мыслями, читают по ролям (КСО).

При коллективном обсуждении вопросов у учащихся наряду с умениями контроля и самоконтроля формируется первые навыки объективной трактовки исторических фактов и закономерностей:

1.Понимать учебную задачу

2. Понимать последовательность действий

3.Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

4.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Учебно-информационные умения, с которыми уже познакомились учащиеся, работая в группе, научат их оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму, (алгоритм - это предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определенного типа), вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Вся работа курса рассчитана на активную работу учащихся с учебником, его содержанием, понятийным аппаратом, иллюстрациями. Поэтому важно научить учащихся работать с книгой, текстом, вопросами в конце текста. Этому способствуют умения работать с устными текстами.

В итоге учащиеся демонстрируют:

  1. понимание рассказанного учителем материала;

  2. умение последовательно рассказывать об исторических событиях и их участниках;

  3. умение задавать уточняющие вопросы в случае непонимания материала: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?»;

  4. умение составления и пересказа текста по плану,

  5. умение работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами.

Умение работать с реальными объектами как источниками информации, при этомосуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем - такое умение отрабатывается во время урока-интервью на улице или во время экскурсии по городу Набережные Челны, Елабуга, городу Казани.

Все свои впечатления от ответов на вопросы «Для чего нужна история», «Что такое счастье» и т.д., представления от увиденного, учащиеся оформляют в философских дневниках, размышляя над услышанным, учатся писать мини-эссе.

Итоговой работой становится подготовка и участие в Научно-практической конференции гимназии, где учащиеся 3-4 классов готовят и выступают со своими мини - проектами. Приобщаясь к первой ступени науки «Открытие», они открывают себе мир (через тему), проходя все этапы исследовательской работы. Учатся умениям и навыкам, которые помогают им раскрыть свои творческие способности.

Это умение учащиеся демонстрируют в умении:

  1. составить вопросы для интервью;

  2. описывать увиденное и услышанное в своих дневниках;

  3. нарисовать по памяти свое впечатление.


Так, в начальной школе учитель сформировал у ученика способы деятельности, которые помогут ему перейти на вторую ступень, где он станет при дальнейшей работе

ответственным деятелем, принимающим решения: Пассивное восприятие

(в начальном звене)

Активная деятельность

(в среднем и старшем звене)



3.2.Определение этапов работы по формированию умений с 5 по 7 класс



Средний школьный возраст охватывает период с 11-15 лет. Он считается переходным от детства к юности. Возраст 5-7 класса особенно благоприятен для педагогического стимулирования, самосознания и самовоспитания. Подростковый возраст особенно отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельностью. Активно идет социализация подростка, формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в поведении и поступках. Повышенный интерес в этом возрасте не случаен. Герои мифов, их похождения, подвиги - это те источники, откуда учащиеся берут примеры для подражания. Поэтому на этом этапе учителем не только уделено внимание отработке умений и навыков, которые учащиеся получили в начальной школе, но в большинстве уроков - это развивающие творчество учащихся ролевые и интеллектуальные игры: «В гостях у египтян», «На горе Олимпа», «5 незабываемых дней олимпиады», «Колесо истории», «Город мастеров», «Японская цивилизация» и др. Методика развивающего обучения содержит в себе и различные формы проверки знаний, которые также содержат элемент игры: «Историческое лото», «Исторический бой», «Интеллектуальный тир» «Вопрос на «5» (когда задается познавательный вопрос, и учащимся предлагается ответить до конца учебного дня, что стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос в библиотеке). «Исторический футбол», «Историческая рыбалка» (где рыбка - вопрос, который каждый ловит самостоятельно) др.

А на уроках практикумах учащиеся творят свои «шедевры». Первобытный человек (попробуйте вылепить из пластилина на майонезной банке лицо древнего человек, придав ему звероподобные черты…) рождается через 40 минут урока - позавидовал бы скульптор…Троянский конь…Триера…Храм Парфенон…Рыцарский замок… хохломская роспись… Особенно важны уроки с приглашением мастеров города по изготовлению изделий из природного материала - туесов, (из бересты), деревянных ложек, а для девочек из Центра славянской культуры мастеров по изготовлению русских кукол. И как итог - в

мае - Практическая конференция по истории Древнего мира, с участием родителей. (Где каждый - участник мифа, сюжета, какой либо мастер). Использование некоторых

инновационных методов обучения уже на этой ступени, таких как - создание мини- проектов - не случайно. Ведь мы говорим о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно и нестандартно. Ведь творчество предполагает озарение и само творение. Поэтому важно дать этому порыву выйти на свободу и воплотиться в свой собственный ПРОЕКТ в жизни.

Участники учатся всем этапам научно - исследовательской работы, (хотя уже в начальной школе они получили основы работы): от цели и задач, поиска литературы, до самого оформления работы и выступления-защиты.

Дедал или аргонавт, отправившийся за Золотым руном, представляет свой проект сделанный в течение года своими руками (часто с помощью папы или мамы, но ведь это здорово!). Собранный ученицей Федотовой Оксаной (выпуск 2005г.) материал об Александрийском маяке, помог ей вместе с сестрой Лилей увидеть разные варианты маяков, и воссоздать проект маяк. Итог - 1 место. Успех. Радость. Желание дальше работать.

Данный этап чрезвычайно важен в научной исследовательской работе, поскольку именно на этом этапе происходит освоение школьниками содержательных представлений

наук и обучение учащихся учебным навыкам, которые необходимы для удержания позиций исследователя, организатора коммуникации.

Традиционно выделяются такие этапы отработки учебных навыков:

  1. Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения,т.е. такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельности, допустим, научиться изучать первоисточник (это может быть фотография его семьи, письма с фронта, награды родных и т.д.)

  2. Изложение знаний о способах учебной деятельности.

Это может быть правило (как правильно сформулировать пункты плана по тексту источника и т.д.) или памятка, алгоритм, описывающий последовательность целой совокупности действий (как работать с первоисточником). При введении правила действий учитель одновременно сам показывает образец верного его выполнения (дает, к примеру, правильную формулировку пункта плана).

Каждый учащийся имеет в тетради памятку, по которой он учится составлять план текста. Для этого он выполняет задания:


  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

  2. Определите тему и основную мысль текста.

  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.

  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести, пересказать или изложить текст.

  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Анализ уроков анкетирование учащихся показывает, что в каждом классе:

  • пользуются памяткой постоянно - 40%;

  • памяткой не пользуются -20%;

  • уже отложена система в голове, и план пересказа выстраивается сам -40%.

  1. Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя.

Этот этап длится, обычно, не один урок. И ученики, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают то правило, которым следует руководствоваться в своей работе. На этом этапе правильность действий учащихся анализирует учитель.

В результате свободно пересказывают параграф и могут четко изложить мысль по плану.


Может показаться странным, что в 7 классе уровень учащихся, владеющих умением пересказывать меньше, чем в 6 классе и это не случайно. Изложение материала в учебнике «Новая история» усложняется, поэтому важно научить учащихся новым способам работы с учебником.


  1. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже требуется самоанализ результатов своих действий.

  2. А для этого они должны уметь: сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к

  3. другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.

  4. Умение формулировать и обосновывать выводы, опираясь на факты и обобщения, логически правильно строить доказательство.

Это умение отрабатывается на уроках - практикумах, когда нужно выделить главное из текста, выписать программные установки и защитить их. Например, «Сравнительная характеристика традиционного и индустриального общества» (7 класс). Дается задание, по которому учащиеся должны сопоставить два общества, по определенным критериям, сделав вывод о географическом положении, занятиях, общественном устройстве, политическом режиме, форме правления государств. Выделить главные достоинства того и другого общества, и их отличия. Для этого учащиеся пользуются памяткой:

Памятка на сравнение исторических событий и явлений:

  • Прочитай материал.

  • Проанализируй линии сравнения.

  • Определи критерии сходства и различия.

  • Если возможно, выдели этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

Данное умение легко отследить по критериям после проверки в классе:

  1. - навык не сформирован (2 человека);

  2. - навык недостаточно сформирован (3 человека);

  3. - навык сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения (20 человек).

Практическая работа в 6 классе по теме: «Возвышение Москвы в к.13-14 в.в.». Итоги проверки в 6«А»:

0- навык не сформирован (-);

1- навык недостаточно сформирован (3 человека).

В 9 классах сокращены часы по истории Отечества, что привело к увеличению нагрузки на учащихся. Им приходится читать уже не просто учебник, но и дополнительный материал. Учащийся уже должен иметь навык работать с газетами,

историческими материалами А значит, подняться на еще одну ступень - организатор индивидуального и группового действия.

Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятельной работы учащихся с привычными текстами, к изучению подлинных текстов документов).

При изучении каких-либо личностей и их реформ, это умение помогает учащимся оценить данную личность, на примере знакомства с текстом - дав собственную оценку, сделать вывод.

Умение считается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях. В соответствии с этими этапами учитель и выделяет при планировании опорных занятий тот или иной вид развивающего модуля. Важными

этапами процесса формирования умений являются диагностика результатов и корректировка программы развития, тематического планирования, используемых технологий.

  1. Определение этапов работы по формированию умений в 8-9 классах



Всех нас, вышедших из школ и университетов, коснулась только тень учености…Цветущие годы юности прошли в изучении пустяков, людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы и буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения»

Я.А.Коменский [1c.298]

Этот возраст (14-15 лет), как мы уже говорили, считается переходным от детства к юности. В педагогике он получил название - подростковый. [1c.97]. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройка всего организма. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется к критичности к людям. Стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя неожиданным образом приводит к тому, что подростки стремятся обратить внимание на себя любой ценой. Поэтому наша задача, используя различные педагогические ситуации, вовлекать его в учебный процесс, побуждая его правильно, с нравственных позиций, принимать решения, корректируя его поведение (или ответы).

Формами уроков на этой ступени чаще всего становятся круглые столы, с приглашением городских представителей, диспуты, деловые игры. Неформальное общение через внеклассную работу: поездки, археологические экспедиции, встречи с интересными людьми, где учащиеся выступают с мини-проектами, помогают логично

выстраивать свою речь, обобщать и делать выводы. Союз учителя и ученика станет главным итогом этой ступени. Использование технологии личностно - ориентированного

обучения предполагает на этой ступени того «состояния, что сегодня у ученика может и не быть интереса к изучаемому предмету» [1c.286]. Поэтому на этом этапе важен индивидуальный подход, который строится из диагностики учеников в начале года и составления индивидуальных заданий для учащихся. Это может быть сообщение по интересующей их теме, с использованием компьютерных технологий, выступление от имени партии большевиков или кадетов, написание статьи «с фронта» о событиях

Великой Отечественной войны, открытого письма советских граждан Ю.Гагарину с благодарностью потомков и т.д. А чтение стихов М.Волошина, А.Ахматовой и др. поэтов,

на родительской конференции во время Агитбригады «Гражданская война», помогает лучше понять эпоху.

И.У. Энт за основу индивидуализации берет 7 личностных качеств:

  • обученность,

  • обучаемость,

  • умение самостоятельно работать,

  • умение читать с пониманием и нужной скоростью текст,

  • специальные способности,

  • познавательный интерес,

  • отношений к труду [1c.297].

Контрольный срез, проводимый в начале учебного года, указывает на проблему в мыслительной деятельности учащихся. Такие вопросы как: раскрытия экономического, социального и политического развития страны вызывают у некоторых учащихся затруднения. Поэтому при составлении тематического планирования учителем продуманны формы уроков и методы, с помощью которых сложный и противоречивый материал учащиеся воспринимают лучше и качественнее. Учащимся предлагается алгоритм мыслительной деятельности учащихся, а так же алгоритм анализа альтернативных ситуаций. В результате учащиеся приходят самостоятельно к проблеме, фиксируют факты и предлагают пути решения. Помогают в этом средства ТСО. Более 40 кассет, с документальными и учебными фильмами накоплены в гимназии. Компьютерный курс «XX век», дополнительная художественная литература, энциклопедии по культуре…

В целом, все это позволяет решить поставленные на данном этапе цель - создать союз учителя и ученика в обучении. Ученик перестает быть просто учащимся, который просто воспринимает материал. От него уже требуется его самому найти материал, или

предположить, как это было. Социальное действие позволит ученику ощутить причастность к происходящим в обществе событиям и ответственность за эти события.

На этом этапе происходит:

  • освоение учащимися конкретных умений, необходимых для удержания позиции исследователя

  • умение использовать первоисточники для поиска информации

  • умение обсуждать данные с различных точек зрения,

  • умение использовать компьютер для поиска информации,

  • умение критически относиться к полученной информации, умение находить сходство и различия в информации,

  • умение организовать и презентовать полученные данные,

  • умение анализировать и оценивать полученные данные,

  • умение синтезировать данные,

  • умение предвидеть последствия решения;

    • освоение учащимися конкретных умений, необходимых для удержания позиции организатора и участника ответственной коммуникации (умение слушать и понимать, умение презентовать данные в визуальной форме, умение вести аргументированную дискуссию, умение вести продуктивное обсуждение по поиску решения, умение ясно выражать свои мысли, умение выразительно говорить и писать);

  • освоение учащимися умений и техник работы разных профессионалов и специалистов различных дисциплин, исследующих общество.

Средний показатель в 9 классах неслучаен, так как сокращение часов по истории Отечества, увеличил нагрузку на 9 классы. Им приходится читать уже не просто учебник, но и дополнительный материал. Учащийся уже должен иметь навык работать с таким большим количеством материала. А значит подняться на еще одну ступень - организатор индивидуального и группового действия.

Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятельной работы учащихся с привычными текстами, к изучению подлинных текстов документов).

При изучении каких-либо личностей и их реформ, это умение помогает учащимся оценить данную личность, на примере знакомства с текстом, дав собственную оценку, сделать вывод. Структура накопления содержания материала при переходе в старшие классы выглядит иначе.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ


ФАКТЫ


ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ


КОНСТРУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ


КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕКИЕ ЗНАНИЯ


ПОНЯТИЯ


ТЕОРИЯ


ЗАКОНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕЗНАНИЯ

ИДЕИ


ПРИНЦИПЫ


ПРАВИЛА


ТЕОРЕМЫ


МЕТОД


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ


ЗАДАНИЯ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ


СПОСОБЫ НАУЧНОГО МЫШЛКЕНИЯ


СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ (УМЕНИЯ)


ОПЫТ

Рис.9. Содержание учебного материала

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных (6,104)


А.С.Макаренко

3.4.Определение этапов работы по формированию умений в 10-11классах

Старший школьный возраст охватывает период от 15-18 лет. Это юношеский возраст. В этот период завершается формирование физических и психических качеств

человека. Старшеклассникам импонируют чувство силы, уверенности в себе и жизнерадостности. Увлечениям, творческим интересам старшеклассники отдаются с большим энтузиазмом и стремлением докопаться до сущности вещей [1c.98] .

Это возраст расцвета умственных способностей, в стремлении понять сущность общественной позиции, определить собственную позицию в ней.

Поэтому дискуссии, споры становятся постоянной формой ведения уроков. Возрастает интерес к своей будущей профессии, а значит, начинается подготовка к экзаменам и углубленное изучение предметов или курсов. На этом этапе идет усиленная подготовка к олимпиадам, для этого вместе с учителями г.Казани, педагог был участником профильного лагеря для подготовки к олимпиадам по истории и обществознанию, (опыт работы 2 года). Его воспитанники выступают на гимназических, городских, республиканских научно - практических конференциях, показывают высокие знания на Централизованных тестированиях.

Сдача Государственного экзамена является той оценкой, которую учащийся себе создал в результате всей работы на истории. И итог - поступление в ВУЗ - это признание его труда профессурой ВУЗа, а также оценка моего труда, моей программы «роста» Данный этап знаменует собой окончание работы со случаем. Значимость этапа заключается в том, что ученики подводят итоги своей исследовательской работы. Это может быть публикация в средствах массовой информации, - страничка в Интернете, обращения и письма к взрослым (родителям, администрации школы, представителям органов образования, правоохранительных органов и др.), создание проекта, где теперь уже аргументируя свою точку зрения, учащийся, выступая перед научной аудиторией, высказывает свою собственную позицию по вопросу собранной информации. Главный итог его деятельности на этом этапе - это признание его способностей и продолжение дальнейшего роста, но уже в стенах ВУЗа.

1.Поступили в ВУЗ;

2.Сдали историю на «5»;

3.Применяли информационные умения при подготовке к семинарским занятиям;

4.Печатались в газетах, выпускали научные работы.

Учитель истории своей деятельностью полностью подтверждает слова Я.А. Коменского: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность, понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника потекли

ручейки знания, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами».

4. Использование инновационных технологий на уроках истории

Почему на сегодняшний день все больше учеников перестают любить историю? Такой вопрос мы часто задаем на городском семинаре историков.

На этот вопрос можно ответить, если взять современный учебник по истории любого класса. Учебники строятся таким образом, что даже не предполагают постановку проблемы исторической достоверности. Вопросы и задания обычно предполагают работу с текстом учебника, т.е. внимательное чтение учебника автоматически обеспечивает успешность исторического образования. Однако известно, что реальное понимание текста не всегда совпадает с оценкой читателя. А сам текст с интеллектуальными способностями учащихся. Это приводит к пониманию необходимости внедрения дополнительных источников или исторических документов в изучаемый предмет. Разумеется, никто не ставит задачей превращения школьников в маленьких историков, важна сама возможность реальной познавательной деятельности. Как это сделать?

Решить проблему позволяет инновационная технология развивающего обучения, которая предусматривает внедрение в школьный процесс методов, позволяющих самим учащимся создавать свое видение истории.

Что же вкладываю я в понятие инновационные технологии?

Для учителя это разработка нового содержания и новых методов обучения.

Концепция технологи:

Смысл концепции состоит в том, что школьники работают с документально-методическим комплексом и сами выдвигают версии исторических событий, сами пишут

историю. Например, 8 класс, проходя тему «У роковой черты», предлагают свое видение экологической проблемы, которое выходит за рамки одного часа по программе. Это позволяет организовать реальный учебный диалог, основным признаком которого является непредсказуемость каждого последующего шага в познавательной деятельности. Вместо объяснения или рассказа возникает беседа, особое значение приобретает реплика, которая может привести к неожиданной и не запланированной дискуссии. А учащиеся, собирая информацию на диск, получают дополнительный материал, которым могут воспользоваться на географии или обществознании в 10 классе по теме «Глобальные проблемы цивилизации».

То же происходит и по другим предметам и темам. 9 класс. «Роль личности в истории. И.Сталин. Величайший тиран или вождь народа?». Этот круглый стол, который имеет цель написания эссе по заданной теме, предполагает ответы на поставленные вопросы, а значит сбор материала, которого нет в учебнике, но который необходим для того, чтобы дать собственную оценку личности. Кто такой тиран, кого называют великим, а кого вождем. На все эти вопросы нужно дать не только свой ответ, но и найти материалы из источников - словарей, книг, современников, потомков. Результат - сбор материалов и выпуск мини сборника с эссе 9 класса. (В прошлом году эссе всех 10 классов были отправлены на городской конкурс, посвященный 60 -летию Победы в молодежный центр НУР).

Таким образом, смысл исторического образования в школе педагог видит в становлении исторического мышления, при котором набор мыслительных стратегий, дает школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию исторических событий.

Предметный потенциал технологии:

Ученикам гимназии предлагается всерьез приобщиться к самой сути предметной деятельности историка - добыванию фактов и складыванию из них внутренне непротиворечивого исторического описания.

Создание документально-методического комплекса (ДМК) можно рассматривать как действующую модель современной парадигмы историка: они содержат фрагменты исторических сочинений и исследований - от Повести временных лет до трудов современных историков. Основная задача гуманитарного образования - формирование мнений; в документальных пакетах эта задача решается за счет сопоставления трех позиций - современника событий, потомка и иностранцев. При этом акцентируется несовпадение указанных позиций, а школьнику предлагается выстроить свою версию, которая не совпадет ни с одной из известных ребятам точек зрения. Итогом сбор материала становится научная работа учащихся. Защищая ее на школьной научной

конференции, на кафедре истории, учащиеся демонстрируют собранный материал в форме научной работы, демонстрации фильма, презентации.

Технология предполагает отказ от назидательности, от прямолинейного воздействия на школьника средствами предмета истории. Исходя из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории составляют задачу изучения истории, настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, возможности «примерить на себе исторические костюмы, маски». Может оказаться, что древнерусский князь Святослав под пером Нестора предстает идеальным мужем и храбрым воином, а в описании византийского историка Льва Диакона - грубым варваром. Тогда по неволе придется отказаться от прямолинейных

суждений и захочется пристально присмотреться к обоим текстам, чтобы выработать свою позицию.

В гимназии накоплен опыт разработок инновационных технологий в форме защит работ учащихся во время проведения исторических научно-практических конференций.

Хочется сказать о возрасте участников - это все ученики 4, 5, 6, 10, 11 классов.

Почему именно эти классы? Во-первых, потому что в 4, 5 классах, учащихся необходимо научить и дать основы методов и приемов исследовательской работы. Научить их правильной постановки цели, задач, этапов поиска материала для работы.классы должны продолжить свой опыт, уже выходя на городские конференции, а значит усложнить свои реферативные работы проблемными вопросами и темами. К их работам будут предъявлять уже исследовательские критерии, поэтому их проекты должны носить проблемно-поисковый характер. Необходимо для старшеклассников правильно ставить цель и задачи своего исследования, находить материал, выделять главное и делать выводы. Правила оформления проекта - введения, заключения, написание списка литературы закрепляется в ходе работы. Все учащиеся 10-11 классах принимают участия в стендовой защите рефератов по истории.

Трудности возникают с работами краеведческого характера. Так как весь архив города до 1930 года находится в Башкирии (так как город получил свой статус в 1930 году). Получить разрешение работы в Казанском архиве тоже достаточно трудоемкая работа. Это все приводи к тому, что работы старшеклассников чаще носят реферативный характер. Тем не менее, с каждым годом хочется, чтобы труд учащихся не пропадал даром, не лежал в ящиках мертвым грузом. Приходится думать о практическом применении работ учащихся, и тогда на ум приходят новые формы подачи материала -

съемке документального фильма по теме реферата, создании проекта - с которым можно было бы проводить компьютерные уроки.

Из работ школьников в гимназии создана база, которая становится методическим пособиям для уроков как нашей гимназии, так же и других школ города.

Хочется видеть наших выпускников грамотными людьми, которые бы понимали, что на них лежит ответственность за будущее нашей страны.














Заключение



Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект.

М. Монтессори

Мы все чаще размышляем и говорим о 21 веке, о будущем. Но мы не всегда отдаем себе отчет, что будущее начинается сегодня. Более того, оно начинается еще вчера, оно имеет свои истоки в глубинах прошлого. Вот почему, размышляя о педагогических стратегиях сегодня нам важно увидеть стратегические значимые возможности системы обучения и осмыслив, быть готовыми применять их на практике. Используя в течении 7 лет программу «5ступеней роста», достигнув позитивных результатов, педагог может с уверенностью сделать вывод, что распространение в школе демократических методов обучения и современных подходов к образованию создает, через активное участие учителей и школьников, к достижению ту модели выпускника, которая поможет в дальнейшем учащимся реализовать своего «я». Эта программа направлена на то, чтобы сделать нашу школу более интересной для учеников и учителей. Она направлена и на то, чтобы педагоги гимназии и города могли использовать достижения друг друга, а наши ученики - лучше понимать друг друга.

И это накладывает особую ответственность на «школу, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития, которая является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика». Таким образом, каждая школьная ступень, раскрывая индивидуальность ребенка, помогает ему познать и проявить себя, помогает стать (быть) успешным.

Основа составляющей формулы успеха (по мнению директора гимназии Коротаевой Л.А.), являются люди, с которыми приходится жить, работать и учиться.(3).

К этому успеху можно идти по-разному.

Можно привычным способом, (рисунок 10) когда впереди состава локомотив с командой учителей, которые «ведут» коллектив учеников за собой, предлагая им свой путь движения вперед. Этот путь, безусловно, правильный, ведь у педагогов большой опыт за плечами, они знают, куда им нужно идти и ведут их за собой (оправдывая свое название). Можно представить второй вариант развития, когда учащимся дана возможность самим карабкаться вперед. И кто знает, когда они дойдут до конца. И смогут ли найти правильный путь…

Наше твердое убеждение, что третий вариант поможет быстрее дойти к цели. Только вместе, в одном составе с администрацией гимназии, учащимися, учителями и родителями мы дойдем к цели - раскрытия творческой личности учащимся.

Коллектив учащихся

Учителя

Цель

Учителя

Коллектив учащихся

Ученики, учителя, родители,

администрация гимназии



Рис.10







Список использованной литературы


  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд.- Казань Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.

  2. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ.-Псков: ПОИПКРО, 1996.-440с.

  3. Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.- 208с.

  4. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.и ин-тов/ Ежова С.А. Лебедева С.М..-М.: Просвещение,1986.-272с.

  5. оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории/ Сост. Алексашкина Л.Н.; Под ред. Киселква А.Ф.. - М.: Дрофа,2000.- 98с.

  6. Жизненко Г.П. Фоормирование общих учебных умений и навыков. Учебно-методическое пособие. Набережные Челны, центр развития образования, 2005.-60















28


© 2010-2022