Контрольно-измерительный материал для промежуточной аттестации по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 вариант.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Необусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной?

Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы недолжны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма.Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

  1. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

  2. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают

«способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая

обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну

причину, не указанную в тексте.

  1. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

  2. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует

знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное.

Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых

свободной матерью. Третье - крепостное состояние людей. Между правами

дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых

установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими

нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три

критерия стратификации современного общества.

Как моральные, так и правовые социальные нормы

1)

обеспечены силами государственного принуждения

2)

представлены в письменной форме

3)

содержат, прежде всего, представления о добре и зле

4)

регулируют общественные отношения

Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А.

Социальный статус предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы.

Б.

Престиж статуса зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А.

Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б.

Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение __________ (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница __________ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем __________ (3). Кроме того, в общественном __________ (4) та или иная__________ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.


А)

престиж

Б)

мобильность

В)

доход

Г)

мнение

Д)

неравенство

Е)

профессия

Ж)

власть

З)

авторитет

И)

общество



© 2010-2022