Урок Конституция России-Основной закон нашей страны

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока обществознания в 9 классе

Выполнила: Колягина Л.В., учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ№11» г.Биробиджан ЕАО

Конституция России - Основной закон нашей страны

Цели и задачи урока:

1) характеристика Конституции Р.Ф.;

повторение, закрепление знаний обучающихся о структуре и содержании Конституции, о статусе граждан Р.Ф.;

2) повторить основы конституционного строя в России, особенности принятия Конституции в различных странах и в нашей стране;

3) показать значение Конституции для каждого гражданина в стране;

4) воспитание осознанного отношения к своим правам и обязанностям, формирование гражданственности, подготовка учащихся к решению жизненных проблем;

5) развитие творческих способностей учеников.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: работа в группах

Частично-поисковый метод работы

Оборудование урока:

1.Конституция Р.Ф., 1993 г.

2.Е.И.Жильцова «Нетрадиционные формы занятий при изучении курса «Человек и общество»

3.А.Ф.Никитин. Основы государства и права, «Дрофа», 2004

4. Демократия: государство и общество, М.1995.Институт педагогических систем.

5.Л.Н.Боголюбов «Обществознание». Учебник 9 класс,2012.

6.М.Б.Смоленский Конституция Р.Ф.: постатейный комментарий для школьников. 2005

87 Раздаточный материал для учащихся (тексты Конституции и тесты)

План урока

  1. Тест. Повторение терминологии, дат

  2. Основы конституционного строя

  3. Значение Конституции

Ход урока

Тест. Повторение терминологии, дат

В начале урока учитель отмечает важность изучения Основного закона страны. Далее отмечает, что в течение длительного времени люди боролись за принятие подобного закона. Первыми были декабристы. (Конституция Никиты Муравьева). Необходимо повторить глоссарий, который будет использоваться не только на этом уроке, но и на следующих уроках.

Повторение терминов: Конституция, власть, республика, демократия, суверенитет, федерация.

Учащиеся отмечают, что слово «Конституция» переводится с латинского как «установление или устройство» .

Конституция - это Основной закон государства, который определяет государственное устройство, закрепляет и гарантирует права и обязанности граждан, устанавливает принципы избирательной системы, регулирует образование органов власти и их полномочия.

Власть - сила, влияние, возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей.

Республика - форма правления, где существуют выборные органы власти.

Демократия - власть народа, выборность высших органов власти, ответственность перед обществом, правовое государство и гражданское общество, терпимость к инакомыслию, многопартийность, идеологическое многообразие. Неприятие насилия

Суверенитет - независимость в принятии решений (внутренний и внешний)

Федерация - форма государственного устройства, где входящие в это государство территориальные единицы обладают суверенитетом, имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Их полномочия ограничены Конституцией России и федеральными законами

Тестовые задания:

  1. В какой стране впервые была принята Конституция?

  1. в Англии, 2) во Франции; 3) в Японии; 4) в США

2. Высшей юридической силой обладает..

1) Указ Президента 2) Конституция 3) Постановление Правительства 4) Федеральный закон

3. Каким способом была принята ныне действующая Конституция в России?

1) Учредительным собранием 2) парламентом 3) на референдуме 4) конвентом

4. Сколько всего было советских конституций в России?

1) 3 2) 5 3) 8 4) 9

5. Когда приняли ныне действующую Конституцию?

1) в 1991году 2) в 1992 году 3) в 1993 году 4) в 1994 году

6. Вставьте пропущенные слова

Российская Федерация - Россия есть------------------------ государство с ---------------- формой правления

7. Объясните текст Конституции.

«Конституция Р.Ф. имеет высшую юридическую силу, прямое действие»

8. Какие субъекты федерации есть в нашей стране?

1) губернии 2) области 3) края 4) районы

9 Конституция - это основа права…

1) гражданского 2) уголовного 3) конституционного 4) административного

10. Какое второе название конституционного права?

1) управленческое 2) гражданское 3) государственное 4) главное

11. Гарантом прав и свобод граждан в нашей стране является…

1) Президент 2) Государственная дума 3) Верховный судья 4) Председатель Правительства

2 Основы конституционного строя в России

Вопросы учащимся:

1.Какие общественные ценности включены в Конституцию?

Можно использовать преамбулу.

Ответ: нравственные ценности (добро и справедливость), патриотизм, международное сотрудничество, ценности социального мира, права человека - высшая ценность и другие.

2.Какие три задачи Конституции?

Ответ:

  1. закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

  2. упорядочить государственную власть;

  3. утвердить правосудие.

3.Какие основные принципы нашего конституционного строя вы знаете?

(учебник стр.117)

-человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность;

- народовластие и республиканская форма правления, отвечающая требованиям демократии и правового государства;

-федеративное устройство, основанное на государственной целостности страны;

-социальная защита человека;

-разделение властей;

-гарантии местного самоуправления;

-политическое и идеологическое многообразие, многопартийность;

-единство экономического пространства;

-высшая юридическая сила и прямое действие Конституции4

-отделение церкви от государства.

Учащиеся распределяются по группам

Цель данного этапа урока: закрепить знания основ конституционного строя России.

Каждой группе дается задание.

1 группа

Статья 1. Разъяснить положение статьи: «Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления»

2 группа

Статья 4. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

3 группа

Статья 7. Российская Федерация - социальное государство

4 группа

Статья 14. Российская Федерация - светское государство.

Подводится итог высказываний учащихся по статьям Конституции.

Учащиеся должны понимать, что Конституция - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, что она регулирует все стороны общества и государства. Ее задача упорядочить государственную власть, утвердить правосудие.

Конституция определяет правовое положение отдельного гражданина и всей страны. Она закрепляет и гарантирует права человека и гражданина

В Конституции провозглашается: «Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью» (глава №2)

Задания группам

( Работу можно выполнить в виде таблицы, кластера, схемы)

1 группа

Главы № 1-2.

Многие ученые - правоведы полагают, что в Конституции должно быть отражено то, что уже достигнуто в стране, т.е. закреплено. Как вы полагаете, есть ли это в нашей Конституции?

Подтвердите свои слова текстом документа и примерами.

2 группа

Изучите главу №4. Кто может стать Президентом страны? Какая власть у Президента? Что изменилось в полномочиях Президента в настоящее время?

3 группа

Изучите главу № 5 Федеральное Собрание

Кто может стать депутатом Государственной Думы? Какими правами обладает Государственная Дума?

4 группа

В главе №5. Каковы полномочия Совета Федерации?

Можно составить кластер.

Подводятся итоги работы учащихся.

Нашей Конституции исполняется 20 лет. Это совсем небольшой срок для истории страны, но он связан с драматическими событиями, которые предшествовали принятию Конституции. Политические, экономические социальные и духовные изменения начались во время перестройки и продолжались 8 лет. Некоторые положения Конституции пока остаются только провозглашенными, но мы надеемся, что со временем наша Конституция будет соответствовать полностью демократическому режиму, который был в ней провозглашен.

Работа с текстом Конституции будет продолжена на других уроках и уроках истории, так как этот документ является основополагающим для других нормативно-правовых актов.

В конце урока выставляются оценки и отмечаются лучшие учащиеся


© 2010-2022