Урок по обществознанию для 11 класса «Межэтнические отношения и национальная политика»

Конспект урока обществознания 11 класс «Праведники народов мира» (урок размышление) Методический замысел урока и обоснование его темы: "Урок задуман как урок размышление. Тема «Праведники народов мира» для многих моих учеников станет откровением, а через них оно дойдет и до родителей. Наш народ не избалован вниманием власти в любой период отечественной истории, поэтому информация о том, что в Израиле на государственном уровне решен вопрос присвоения этого почетного звания тем, кто в лихую год...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию для 11 класса «Межэтнические отношения и национальная политика»

Методическая разработка урока

«Праведники народов мира»



Путкова Наталья Владимировна

г. Иваново МБОУО гимназия № 36

учитель истории и обществознания

высшая категория



2013г





Конспект урока обществознания 11 класс

«Праведники народов мира»

(урок - размышление)

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Урок задуман как урок - размышление. Тема «Праведники народов мира» для многих моих учеников станет откровением, а через них оно дойдет и до родителей. Наш народ не избалован вниманием власти в любой период отечественной истории, поэтому информация о том, что в Израиле на государственном уровне решен вопрос присвоения этого почетного звания тем, кто в лихую годину испытаний 2 мировой войны спасал евреев от истребления фашистами, сами подвергая себя и своих самых близких людей опасности. Чтобы понять, что двигало этими людьми, недостаточно просто дать факты об огромном количестве настоящих героев, превыше всего ценивших жизнь человека (неважно, кто он, какой национальности); здесь мне пришлось переворошить в дополнение к литературе по заданной теме еще и психологическую литературу, т.к. только через психологию можно понять выбор этих героев. Мне самой было готовить урок безмерно интересно, как всегда сдерживающим был вопрос: а хватит ли времени на уроке? Такое обилие интересного, будирующего сознание любого человека материала! А насколько актуальна проблема жизненного выбора для молодежи!

Поэтому для меня важно было так продумать работу на уроке, чтобы грамотно сочетать индивидуальную, парную и групповую работу, чтобы большая часть урока шла в диалоговом режиме.

Чтобы понятно стало всем, почему вокруг Катастрофы были миллионы людей, а помогали и спасали только тысячи, помимо психологических положений А. Маслоу о потребностях человека (Пирамида Маслоу), я планирую небольшой психологический тренинг. Он должен убедить ребят в том, как легко можно манипулировать сознанием людей, давая им определенные стереотипы поведения, что прямым или косвенным образом делали и делают сейчас СМИ.

Тип урока: урок усвоения новой информации и первичного закрепления знаний

Форма урока: урок - размышление

Цели и задачи урока:

- на основе разнообразных источников информации о Праведниках народов мира осмыслить главное положение философии экзистенциалистов: «как поступать человеку, который стремится сохранить свое человеческое начало в этом безумном, абсурдном мире», который Ж-П Сартр характеризовал как «универсальное не то»?

- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме; закрепить навыки работы с разными источниками; уметь анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания

-способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся

Методы и технологии обучения:

технология критического мышления и личностно - ориентированная технология; исследовательский метод; метод оценки исторических процессов, событий, явлений; метод локализации исторических событий в пространстве и времени; психологический тренинг

Оборудование урока:

компьютер, видеопроектор, видеосюжеты, раздаточные материалы по данной теме, документальные материалы из пакета - комплекта «История Холокоста», презентация, фотография и текст заданий для групп

Эпиграф к уроку:

«Такая (безумная) ситуация не может служить оправданием духовного упадка и беспринципности»

Карл Ясперс

Ход урока:

I. Стадия вызова

- Организационный момент

- Вступительное слово учителя:

В прошлом учебном году мы провели с вами серию эмоционально - насыщенных, трудных для восприятия уроков в силу трагизма и абсурдности ситуации по теме «Холокост». Ваши творческие работы показали, что никто не остался равнодушным. Эту тему в 10 классе хочется начать с радостного события, благодаря 1 каналу TV облетевшего всю нашу страну 4августа2009г. Именно с него мы и начнем наш сегодняшний урок.

Задания к видеофрагменту:

1. Внимательно посмотрев видеозапись, определите, какие вопросы вам уже знакомы (сидящие на 1 варианте) и что новое вы узнали? (сидящие на 2 варианте).

2. После обсуждения ответов сначала в парах, затем несколько представителей от пар запишут свои варианты на доске, жду ваши предположения, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Показ видеосюжета о присвоении звания Праведник народов мира (В видеофрагменте идет речь о присвоении звания Праведник народов мира красноармейцу Федору Михайличенко. Во время войны он спас еврейского мальчика, который в последствии стал раввином Израиля. Спустя десятилетия Меир Лац, наконец, нашел своего спасителя, но сказать ему «спасибо» не успел. До торжественной церемонии ветеран не дожил 3 года.)

- Обсуждение вопросов к видеофрагменту (работа в парах)

- Формулирование темы урока: «Праведники народов мира»

II. Стадия осмысления

Учитель: У вас на столах ксерокопии «Израильского калейдоскопа». Обратите внимание на информацию на стр.1 абз.2. Необходимо озвучить другую цифру о количестве людей, получивших звание Праведник народов мира: на 22 июня 2009 г. - это более 22 тыс. человек, около 160 человек имеют отношение к России.

Спасать евреев было равносильно убийству. Подвергаясь огромному риску, во всей оккупированной Европе находились люди, готовые прийти на помощь и спасавшие евреев от гибели. Наш следующий видеосюжет подготовлен американским музеем Холокоста. Перевод на русский язык сделала Голубева Софья, ученица 10 - б класса нашей гимназии.

Задание к видеосюжету:

1. выписать фамилии героев и страны, где зафиксированы подвиги этих людей.

- Показ видеосюжета, где на фоне анимированных карт (фотографии Праведников народов мира и фотографий трагедии, которую принес в Европу германский нацизм), идет краткий рассказ об этих событиях и людях, чей подвиг нашел такую высокую оценку в Израиле после 2 мировой войны.

- Перевод с английского содержания видеосюжета:

«Несмотря на безразличие или страх большинства европейцев, храброе меньшинство рисковало жизнью, чтобы помочь евреям во время Холокоста в Европе. Спасение выражалось во множестве форм. В конце 1943 г. датское Движение сопротивления переправило почти все еврейское население Дании в безопасную нейтральную Швецию. В других странах церкви, приюты и семьи скрыли евреев или помогли им бежать. Шведский дипломат Рауль Валленберг и другие люди проявили храбрость, спасая евреев. Эти проявления совести и бесстрашия, однако, сохранили только крошечный процент тех, кто был обречен умереть.

Во время Холокоста тысячи обычных людей подвергали себя опасности, чтобы помочь евреям на оккупированной немцами территории.

В августе 1943 г. датское Правительство ушло в отставку, уступив немцам. Немецкая полиция начала арестовывать евреев в ночь на 1 октября 1943г.

Многочисленные протесты последовали от церквей, датской королевской семьи и общественно - экономических организаций.

В течение октября датское Сопротивление скрывало евреев и тайно переправляло их в прибрежные города.

На маленьких лодках рыбаки переправили тогда 7200 евреев (почти все еврейское население Дании) к берегам нейтральной Швеции.

В южной Франции , в деревне…и соседних городах жители обеспечили убежище нескольким тысячам евреев, включая множество детей.

Жители открыли свои дома, чтобы защитить евреев, и тайно переправляли многих в безопасные нейтральные страны.

Религиозным осуждением и сочувствием преследуемым было мотивировано кардинальное протестантское гугенотское движение (население?).

Возможности этого необычного спасательного усилия отражают солидарность соседей, несмотря на информационные угрозы.

Другие спасатели облегчили запасные выходы из оккупированной Европы.

Американский журналист Варнан Фрай спас еврейских беженцев в Марселе.

Сеть помощников Фрая подделывала документы и искала тайные запасные выходы. Сам он помог антифашистским беженцам, и евреям, и неевреям, включая художников и интеллигентов, как художник Марк Шагал, католический философ Альфредо Мендизафел, писательница Ханна Арендт.

Фрай был под постоянным наблюдением, неоднократно попадал под недоверие и был задержан.

Его тайные действия возмущали чиновников и американского Госдепартамента, и Правительства Франции. В сентябре 1941 г. он был выслан из Франции.

Пробыв во Франции всего 13 месяцев, Фрай помог бежать почти 2000 человек.

Другие неевреи стремились привлечь внимание к нацистским планам геноцида, чтобы поощрить действия союзников.

Католик Ян Карски был членом польского Сопротивления. Как курьер с почти фотографической памятью он передавал тайную информацию от этого тайного Движения польскому Правительству в изгнании.

Тайно вывезенный из Варшавского гетто и перевалочного пункта в Избице, он засвидетельствовал ужасы, перенесенные евреями.

В 1942 г. он предупредил польское правительство в изгнании в Лондоне о планах нацистской Германии истреблять евреев Европы.

В 1943г. Он то же самое сообщение послал Рузвельту. Его предупреждения были встречены одинаково с недоверием, апатией и безразличием.

В Будапеште, в Венгрии, шведский дипломат Рауль Валленберг вел обширные спасательные действия. Он распределял и создал более чем 30 безопасных зданий. В ноябре 1944 во время Марша смерти евреев от Будапешта к трудовым лагерям в Австрии Валленберг обеспечил им дипломатические паспорта или другие поддельные бумаги и спас тем самым десятки тысяч евреев.

В январе 1945 г. Валленберг исчез во время следования на встречу с советскими чиновниками. Он, как предполагают, умер или убит в советской тюрьме.

Эти и другие акции спасения, несмотря на глубокую храбрость и милосердие, которое они представляли, сделали не так много, чтобы остановить нацистское выполнение массовых убийств.

Только небольшой процент населения, которое подлежало уничтожению, удалось спасти. Большинство европейцев не помогали, не препятствовали «окончательному решению еврейского вопроса». Они остались свидетелями многочисленных смертей».

Перевела с английского Голубева Софья 10 класс гимназия № 36 г. Иваново

- Проверяем, как выполнено задание к видеосюжету

Учитель: У вас на столах для работы в группах лежат ксерокопии «Израильского калейдоскопа», полностью посвященного Праведникам народов мира. На странице 2 даются цифры спасенных евреев в разных европейских странах, обратите на них внимание. Анализ этих данных подготовил (а)…

Идет краткий анализ статистических данных.

На страницах 2 - 4 находится список тех, кто общественной комиссией при мемориальном музее Яд - Ва - шем в Иерусалиме названы Праведниками народов мира. Познакомьтесь с данной информацией, обсудите и скажите, какие категории населения Европы участвовали в спасении евреев?

( В информации четко выделены:

- верующие (монахи)

- гуманисты

- ряд правительственных чиновников и дипломатов

- немцы (как военные, так и сотрудники гражданской администрации)

- целые страны и общины)

Учитель: Ребята, давайте зададим себе вопрос: почему в одних и тех же условиях разные люди ведут себя по- разному?!

Чтобы хоть немного понять, что происходит с людьми в «универсальном не то» ( так назвал такое чудовищное время, как германский нацизм в Европе, немецкий философ - экзистенциалист Ж.П.Сартр), обратимся к слайду с диаграммой, которая составлена на основе положений психолога Хироко Сигимура.

Диаграмма «Жертвы и их окружение»

Учитель поясняет диаграмму: положение людей, находящихся в красном круге, просто катастрофическое, палачи изощренно, методично, безжалостно решают задачу «окончательного решения еврейского вопроса».

Коричневый круг: самое большое число обывателей жили по стереотипу: раз из века в век идет речь о том, что все зло от евреев, значит, так оно и есть. Уничтожают евреев, а не нас, нас это не касается. Из этой категории обывателей часть даже радовалась такому повороту событий, потому что еврейские квартиры, другое имущество доставались им.

Бело - фиолетовый круг: пассивно - сочувствующие могли ими и остаться, а могли стать активно - сочувствующими. Это зависело от того, какой выбор они делали: ответственность за происходящие переложить на кого - то или же на себя. Именно те, кто ответственность за все, что происходило вокруг, брали на себя, они, рискуя своей жизнью, а так же жизнью родственников, все же оставались гуманистами и спасали, кого и сколько могли, т.е. ставили на карту все. Это люди, у которых желание в удовлетворении не только базовых потребностей (пирамида потребностей Маслоу на слайде), но и в удовлетворении высших потребностей: в самоуважении и в самореализации. А еще у этих людей настолько обострено чувство сострадания! Поэтому они поступали так, как подсказывала душа. Лев Николаевич Толстой об этом писал так: «Делай как должно и будь, что будет.

Неужели они были бесстрашными, ничего не боялись? Боялись. О том, как по - разному ведут себя люди, когда страшно, рассказывал великий психотерапевт Виктор Франкл: как - то, будучи полковым врачом, он стоял на огневой позиции рядом с командиром полка, и тот сказал ему: «Все врачи трусы. Вот я стою и не боюсь, а вы весь дрожите от страха!» На это Франкл ответил: «Да, я боюсь, но я стою. А интересно, вот если бы вы боялись, вы бы стояли здесь?» Далеко не всегда внешняя храбрость свидетельствует об истинной храбрости человека и о его решимости действовать.

Если мы вернемся к философии экзистенциалистов, то увидим, что их философская идея «действовать без надежды на успех» - исходная мировоззренческая позиция патриотических сил в любой стране; это же было определяющим в поведении отдельных людей, рискующих всем и вся, потому что они не позволяли себе «духовного упадка и беспринципности» (К. Ясперс), когда рядом с ними могли погибнуть невиновные.

Учитель: Сейчас мы поработаем в группах. Вы получаете фотографию и небольшой комментарий к ней. Обсудите вопрос в своей группе, подготовьте коллективный ответ.

Учитель проводит психологический тренинг «Роль предубеждения в формировании массовых стереотипов». Группы получают портрет одного и того же человека, но с различным описанием его деятельности.

1,3,5 группы - перед вами портрет человека, активно участвовавшего в разработке планов массового уничтожения населения нашей страны в первой четверти 20 века. Чтобы испытывать свое химическое оружие сразу же на наших гражданах, он был заслан к нам и начал вербовку, чтобы осуществить свой план на огромной территории. Какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладал?

2,4,6 группы - перед вами ученый, сделавший в первой четверти 20 в открытия в генетике, которые имели колоссальное значение для всего человечества. Какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладал?

После высказываний представителей групп выясняется, что у всех групп был один и тот же портрет, но заданная установка дала нужный результат! Это лишний раз подтверждает живучесть стереотипов мышления и поведения, что демонстрировало абсолютное большинство людей всех европейских государств, оставшихся или равнодушными к чужой беде, или молчаливыми свидетелями страшной Катастрофы еврейского народа.

Тем понятнее становится подвиг Личностей с большой буквы, кому по израильскому закону от 1953 года присваивается высокое звание Праведника народов мира.

Учитель: Работа в группах с раздаточным материалом из комплекта «История Холокоста»:

- «Будем жить вместе»

- Из воспоминаний М.Б.Осиповой

- «Он спас 100000 венгерских евреев»

- Воспоминания И. Н. Образцовой (Дудиной)

Отвечают на вопросы к этим документам. Документ «Воспоминания И.Н.Образцовой (Дудиной) без вопросов, их группа должна составить сама.

Учитель: Давайте прочитаем на 4 странице «Израильского калейдоскопа» какими мотивами руководствовался Яд - Ва - шем, увековечивая память об этих людях: Яд - Ва - шем полагает, что увековечивание подвига Праведников народов мира является моральным долгом еврейского народа и имеет огромное воспитательное значение:

  1. Израиль должен всегда помнить о своем нравственном долге в отношении тех самоотверженных людей, которые, рискуя собственной жизнью и благополучием, спасали евреев в тяжелейшие для них времена.

  2. Деяния Праведников народов мира доказывают, что возможность оказания помощи гонимым и беспомощным существует всегда. Утверждения, будто бы машина нацистского террора обрекала на провал всякую попытку противостоять официально провозглашенной политике уничтожения евреев, теряют свою убедительность перед лицом конкретных поступков тысяч людей, принадлежавших к самым различным слоям общества, которые помогли многим евреям пережить «окончательное решение еврейского вопроса»

  3. Деяния Праведников народов мира могут служить образцом благородства и героизма для будущих поколений и критерием морального поведения в условиях даже самого страшного физического и психологического давления. Они служат доказательством тому, что в любой ситуации можно и должно оказывать сопротивление злу и что противостоять ему способна не только группа людей, но и отдельная личность.

  4. Деяния Праведников народов мира позволили еврейскому народу и всему человечеству сохранить веру в добро и гуманизм, несмотря на страшные преступления Третьего Рейха. Их подвиг помогает всем нам усвоить урок, которым мы должны руководствоваться в ситуации: человеческая жизнь - сама по себе великая ценность. Отсюда и девиз, который выгравировали на Медали Праведника народов мира: « Всякий, кто спас жизнь хотя бы одному человеку, - все равно что спас целый мир»

ВЫВОД по теме урока. ( Делают учащиеся)

III. Стадия рефлексии

Учитель: В завершении урока напишите синквейн или 4 - 8 стихотворных строчек по теме урока.

Домашнее задание: вспомнить вопросы, которые мы сегодня обсуждали, и на 1 - 1,5 страницы написать эссе « Они были светлой струей в океане зла и насилия» В. Гроссман

11


© 2010-2022