РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для всех специальностей СПО,  утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2009 г. № 582. Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формиро­ванию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального пр...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министеоство образования

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Самарский техникум авиационного и промышленного

машиностроения имени Д.И. Козлова














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Обществознание»


«Общего гуманитарного и социально-экономического цикла»

основной профессиональной образовательной программы

для всех специальностей СПО


















Самара

2011

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

Комиссией

Название комиссии

Председатель
________________И.О. Фамилия

«___» _______________20___г.

Составитель: Останина Н.И., преподаватель ГОУ СПО СТАПМ имени

Д.И. Козлова.

Эксперты:

Техническая экспертиза: председатель ПЦК Останина Н.И.

Содержательная экспертиза: методист Губарь А.С. _

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для всех специальностей СПО,

утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2009 г. № 582.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формиро­ванию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессио­нального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образо­вания Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основ­ной профессиональной образовательной программы специальности 23 04 01 Информационные системы в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины обществознание является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины обществознание для специальностей среднего профессионального образования (профильный уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина обществознание относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать:

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

-осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 89 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 53 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

89

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

53

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

10-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа:

  • работа над материалом учебника, конспектом лекций,

  • работа со справочным материалом,

  • выполнение индивидуальных заданий,

  • решение тестовых заданий,

  • выполнение экспериментальных заданий,

  • работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам:)


15

-

10

-

-

11

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины обществознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Вводное занятие

Обществознание в системе гуманитарных наук. Основные концепции общественного развития человечества.

2

2

Раздел 1.

Человек и общество




Тема 1.1

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Содержание учебного материала

15


1

Философские представления о социальных качествах человека.

2

2

Человек, индивид, личность. Практическая работа 1.

2

3

Деятельность, многообразие деятельности.



4

Потребности, способности и интересы.



5

Возраст и становление личности.



6

Познание мира.



7

Истина и её критерии.



8

Свобода и ответственность личности. Практическая работа 2.



9

Человек в группе.



10

Общество и общественные отношения.



11

Общественный прогресс и его критерии. Практическая работа 3.



12,13

Типология обществ. Практическая работа 4. (2 часа).



14

Процессы глобализации и становление единого человечества.



15

Глобальные проблемы человечества. Практическая работа 5.



Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника

Выполнение индивидуальных заданий,

Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

10


Тема 1.2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Содержание учебного материала

6


1

Культура и духовная жизнь.

2

2

Культура и цивилизация.


3,4

Наука и образование в современном обществе.

2

5

Мораль, основные ценности и нормы.

2

6

Роль религии в современном обществе.



Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

5


Раздел 2.

Сферы жизни общества



Тема 2.1.

Социальные отношения

Содержание учебного материала

13


1

Социальная структура общества.

2

2

Социальные отношения.

2

3

Социальная стратификация.

2

4

Социальная мобильность.



6

Социальные нормы.



5

Самосознание и развитие личности.



7

Отклоняющееся поведение и его формы и проявления.



8

Социальный конфликт. Типология социальных конфликтов.



9

Конфликт в межличностных отношениях. Практическая работа № 6.



1011

Молодежь как социальная группа. Практическая работа № 7. «Асоциальные и криминальные молодежные группы». (2 часа)



12

Межнациональные отношения в современном мире.



13

Семья как малая социальная группа. Практическая работа № 8.



Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника

Выполнение индивидуальных заданий,

Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

10


Тема 2.2.

Политика как общественное явление

Содержание учебного материала

15


1

Власть её происхождение и виды.

2

2

Политическая система, её структура и функции.

2

3

Государство и его признаки.

2

4

Функции государства.



5

Политический режим.



6

Правовое государство.



7

Политический статус личности.



8

Человек в политической жизни. Политическое лидерство.



9

Политическая деятельность.



10

Гражданское общество и государство.



11,12

Политические партии и движения.



13

Выборы - важнейший элемент демократического общества.



14,15

СМИ - их роль в политической жизни общества.



Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника

Выполнение индивидуальных заданий,

Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела)

11


Зачет

2


Итого

53


  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, плакаты, карточки, адаптированные конспекты, тестовый материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний).

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, 2 компьютера.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2002.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2005

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М., 2005

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2001-2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2001-2005.

Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2001-2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2003-2006.


Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. - М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. - М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.

Средства обучения

  1. Мультимедиа проектор.

  2. ЦОР «Обществознание 8-11 кл. в.». Боголюбов Л.Н.

  3. ЦОР «Тесты по обществознанию»

Интернет-ресурсы

samseberepet.ucoz.ru/index/skachivaem_besplatno_segodnja/0-24 Презентации, конспекты по обществознанию

uchportal.ru/load/143-2-2/ Учительский портал

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

rusedu.ru/files.php?cat=45&sort=downloads&order=desc&page=2 Архив учебных программ





ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО


СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


© 2010-2022