Разработка урока к выборам губернатора

Урок правовых знаний. «Демократические  выборы губернатора. Право или гражданский долг?» 10а класс.1 сентября 2014 г. МБОУ средняя школа №121. Время занятия: 40 минут. Цели урока: Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества. Формирование личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор Помочь учащимся понять, что умение и желание граждан защищать свои права способствуют развитию культуры демократии. План урока: Актуализа...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок правовых знаний.

«Демократические выборы губернатора. Право или гражданский долг?»

10а класс.1 сентября 2014 г.

МБОУ средняя школа №121.

Время занятия: 40 минут.

Цели урока:

  • Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

  • Формирование личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор

  • Помочь учащимся понять, что умение и желание граждан защищать свои права способствуют развитию культуры демократии.

План урока:

  1. Актуализация темы.

  2. Ролевая игра «Принятие Закона об обязательном участии в выборах губернатора»

  3. Итоговая дискуссия.

Ход урока:

1.Актуализация темы.

Сегодня 1 сентября 2014 года и первый урок учебного года мы посвящаем правовой тематике. Поскольку вы ученики уже почтенного возраста, владеющие знаниями о праве, правах и в преддверии выборов губернатора области, позволю предложить вам сегодня поговорить о выборах, о реализации избирательного права в РФ.

Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти.

Мы выбираем президента, депутатов государственной Думы, депутатов областного Законодательного собрания, членов городской Думы, теперь и губернатора

Роль избирателя сложна и ответственна. Рациональный осознанный выбор делать не всегда бывает просто, поэтому к нему нужно готовиться. Что мы сегодня и делаем.

В наши дни люди часто не ходят на выборы, потому что не верят, что их голос может что то изменить. Упрекают власть в нарушении закона, нежелании или неспособности выполнить предвыборные обещания.

В общем, мы все разные. И пока мы сомневаемся идти или не идти на выборы, предположим, группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти.

2.Ролевая игра.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждой из них раздается текст закона.

«Закон об обязательном участии в выборах»

«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней ( центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращатьься в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикаций фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз - штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз - общественные работы (от 10 до 90 дней)».

Каждая группа получает задание. (5 Минут)

Задание 1 группе.

Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите как можно больше положительного, предположите выгоды в социальной области, экономической, политической правовой, духовной.)

Задание 2 группе.

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше возможных негативных последствий в экономической, социальной, политической, правовой и духовной областях.

Задание 3 группе.

Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Также сделайте аналитическое заключение по вопросу «Демократические выборы: право или гражданский долг?»


3.Обсуждение итогов работы групп.

Примерные ответы:

Аргументы «ЗА» -

  • апатия граждан и необходимость повышения их активности;

  • борьба с экономическим ущербом при организации повторных выборов из-за слабой активности избирателей;

  • борьба с фальсификациями;

  • снятие социальной напряженности через единение избирателей;

  • решение проблемы переписи населения;

  • увеличение средств на развитие социальной сферы через направление туда средств от штрафов;

  • установление закона на определенное время, переходный период;

  • существование обязательного участия в выборах в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.)

Аргументы «ПРОТИВ» -

  • Нарушение прав человека;

  • Затратность (необходимость создания дополнительных контрольных органов);

  • Нарушение прав человека на частную жизнь;

  • Насилие над личностью;

  • Подкуп избирателей;

  • Формальный подход к выборам;

  • Нарушение Конституции РФ.

После обсуждения - проведение общего голосования и анализа его результатов.

Таким образом мы столкнулись с противоречием : совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями.

Действительно, в некоторых из стран в частности в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушения иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии - штраф, в Греции и Турции - лишение свободы.

Следует отметить, что гражданский долг как нравственная категория совместим с указанным демократическим принципом. За нарушение гражданского долга должны предусматриваться исключительно моральные санкции.

Слово «журналистам».

В РФ, как и в других демократических странах на государственном уровне (Конституция, КоАП, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и др.) провозглашаются и гарантируются избирательные права. Любые ущемления этих прав защищаются законом.

Каков ваш выбор - протестовать или нет, если нарушаются ваши права? Это будет вашим домашним заданием к 1-ому уроку права.

4. Рефлексия:

А мы в заключении методом ранжирования попробуем выбрать эпиграф к сегодняшнему уроку.

  1. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» Джон Адамс

  2. «В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» - Б.Н.Чичерин, русский философ, правовед.

  3. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится собственной карикатурою».- И.А.Ильин, русский философ

  4. «Выборный человек является представителем не только своих избирателей, но и тех, которые его не выбрали» - Б.Н.Чичерин

  5. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» - Сенека.


Раздаточный материал для групп.

«Закон об обязательном участии в выборах»


«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней ( центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращатьься в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикаций фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз - штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз - общественные работы (от 10 до 90 дней)».

Задание 1 группе.


Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите как можно больше положительного, предположите выгоды в социальной области, экономической, политической правовой, духовной.)

Задание 2 группе.


Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше возможных негативных последствий в экономической, социальной, политической, правовой и духовной областях.

Задание 3 группе.


Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Также сделайте аналитическое заключение по вопросу «Демократические выборы: право или гражданский долг?»



© 2010-2022