• Преподавателю
  • Обществознание
  • ДОКЛАД По теме: Формирование целостного мировоззрения обучающихся соответствующего современному уровню науки и практики в поликультурном мире

ДОКЛАД По теме: Формирование целостного мировоззрения обучающихся соответствующего современному уровню науки и практики в поликультурном мире

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Пролетарская СОШ № 4

МО учителей истории Пролетарского района Ростовской области

13 октября 2014 г.







ДОКЛАД

По теме : Формирование целостного мировоззрения обучающихся соответствующего современному уровню науки и практики в поликультурном мире



















Выполнил: Клинников О.П.









Федеральный государственный стандарт основного общего образования и федеральные требования стандарта в качестве одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяет формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Целостным мы называем мировоззрение, которое дает человеку душевное равновесие и возможность не терять это равновесие, познавая мир на протяжении жизни. Частным следствием целостности мировоззрения является его непротиворечивость в главных, определяющих чертах. Целостное мировоззрение позволяет жить в гармонии с собой и находить эту гармонию во взаимоотношениях с внешним миром. Какова роль учителя в формировании целостного мировоззрения обучающихся в современном мире.

В настоящее время отмечаются такие признаки отсутствия у обучающихся целостности мировоззрения, как неспособность к аналитическому мышлению и мозаичность знаний, ограниченных преимущественно информацией из Интернета. Отсутствие целостности мировоззрения проявляется в потребительском отношении к жизни.

Целостность мировоззрения, прежде всего, подразумевает понимание единства цели и видение абсолютных ориентиров.

Современной педагогикой осознаются проблемы обучающихся, однако в рамках гуманистической педагогической парадигмы с характерным для неё плюрализмом мнений эта задача не может быть решена.

В настоящее время возрастает роль личности учителя в воспитании учащихся как носителя мировоззрения. Преподаватель может обеспечить целостность, единство взгляда на читаемый предмет и другие предметы, которые он знает. Если он сам обладает таким взглядом или если такая задача будет перед ним поставлена.

Каждая эпоха в соответствии со своими ценностными ориентирами несла свой характерный тип мировоззрения, связанный с картиной мира и, в значительной степени определявший парадигму. Система имела определенные ценностные ориентиры и являлась основой для получения знания о мире.

Путеводителем в вопросах мировоззрения издавна считалась философия. Такие философские вопросы, как: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? - требуют для своего решения определенных ориентиров. Решая эти вопросы, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру или на научные знания.

Начальный период философии, когда философия обозначилась как наука, древнегреческий, который предложил миру систему, называемую космоцентрической. Она связана со стремлением понять мир, его происхождение и сущность как целое. Это период древнегреческой философии, характеризующийся плюрализмом мнений и отсутствием абсолютных ценностей.

Следующий период средневековья характеризуется теоцентризмом, в котором природа и человек рассматриваются как творение Бога, воплощающего абсолютные ценности. Земля, сотворенная Богом для жизни человека в картине мира этого периода рассматривается как центр мироздания.

Философия следующего периода характеризуется антропоцентризмом. В картине мира земля уже не является центром мироздания. На смену геоцентрической парадигме приходит гелиоцентрическая. В отличие от предыдущей картины место Бога занимает человек и его проблемы. На первый план выходят проблемы теории познания.

Это эпоха становления современной науки, в которой первостепенное значение придается научному методу. Активная научная деятельность этого периода становится возможной благодаря уверенности ученых в познаваемости явлений, в их закономерности. Всеобщие законы, действующие в мироздании, являются абсолютными ориентирами науки этого периода. Однако развитие науки в этот период привнесло и свои проблемы, которые разрушали целостность представлений о мироздании и в дальнейшем привели к потере абсолютных ориентиров и утверждению вероятностных моделей.

Эйнштейновскую парадигму, пришедшую на смену классической, принято называть также неклассической. Она расширила возможности и круг моделей для описания окружающего мира, заменила механистические модели более сложными информационно - энергетическими и вероятностными. Однако в решении проблемы целостности мировосприятия она не продвинула нас вперед. Этот период характеризуется утверждением вероятностных моделей в науке.

Характерный признак современной постклассической парадигмы - честное признание факта, что в основе её лежат не физические картины мира, а социальный заказ современной системы культуры, с её меняющимися ценностями, и отсутствием абсолютных ориентиров.

Рубеж XX-XXI века стал переходным в истории человечества. Этот переход характеризуется процессом глобализации. Под глобализацией понимают процесс мировой экономической, политической, социальной, культурной интеграции и унификации. Для нового типа общества становится характерен переход к новым социальным реалиям: возникновение и развитие национальных, религиозных, культурных противоречий, усложнение социальных связей, увеличение скорости социальных процессов. Ускорение социальных процессов, высокая степень социальной мобильности, усложнение характера социальных связей, быстрая смена социальных статусов приводят человека XXI века к затруднению в выработке и принятии новых социальных норм, адекватно регулирующих поведение индивида в социуме. Это приводит к усложнению адаптации к этим новым социальным реалиям.

Переход к постиндустриальному (информационному) обществу в нашей стране в отличие от современных западных странах начался значительно позже - в 90-е годы XX века. Этот процесс подверг изменению многие устойчивые социальные связи, изменению традиционных ролей социальных институтов. Этот процесс «наложился» на процесс изменения геополитической, внутриполитической, экономической ситуации России.

В связи с этим, одной из основных задач учителя на современном этапе при изучении конкретных предметов состоит в том, чтобы способствовать формированию целостного мировоззрения обучающихся. Изучение гуманитарных и естественных наук способствует развитию мышления и пониманию учащимися целостности и закономерности явлений окружающего мира, постоянства его законов, благодаря которым обеспечивается взаимосвязь явлений и равновесие в окружающем мире. Они дают основание для системного осмысления и осознания человеком своего места в окружающей действительности, смысла своей деятельности.

Способствовать развитию целостного мировоззрения учитель может, творчески подходя к содержанию преподаваемого предмета и, учитывая, что содержание образования не только может, но и должно отличаться от содержания преподаваемой науки. При формировании содержания образования педагог отбирает научное содержание и структурирует его по законам педагогики в соответствии возрастными и психологическими особенностями детей.



Источники:

nauka-slovo.ru/

window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf

remcro.ucoz.ru/2014/Iun/17-06-2014/1/metodrekom2014.pdf



© 2010-2022