Программа элективного курса Изучаем Конституцию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

Кулундинского района Алтайского края




Принято : Утверждаю:

на педагогическом совете Директор

Протокол №1 ______/В.Е.Келлер/

от «29»августа 2014г. Приказ №74 от

«01»сентября 2014г.




Рабочая программа

11класс

По предмету компонента

Образовательного учреждения

«Изучаем Конституцию»



Составитель:Туманина Любовь Николаевна,

учитель истории и обществознания


с.Константиновка


2014-2015

Элективный курс по обществознанию

«Изучаем Конституцию». 11класс

Автор: Косова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Оборонинская сош» п. Мордово Тамбовской области

Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. для обучающихся 9-11 классов в рамках общеобразовательных учреждений, углубленного изучения курса обществознания. Предназначена для учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека.

Курс «Изучаем Конституцию» рассчитан на 34 часа изучения в 9 -11 классах.

Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми

Задачи:

- систематизировать знания учащихся в сфере права;

- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;

- дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе;

- донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека;

- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

- представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

- обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы:

- эвристическая беседа;

- лекция;

- дискуссия;

- сюжетно-ролевая игра;

- «мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы.

Измерителем обученности учащихся могут быть:

- проблемные задания, обобщающие вопросы;

- эссе;

- тесты и др.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинар

Форма контроля

1.

История появления Конституции. Конституции зарубежных стран

1ч.

0,5 ч.

0,5ч.

План-конспект

2.

Конституционные права и свободы

6ч.

3 ч.

3 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исслед.работа

2.1.

Личные и политические права

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.2.

Социально-экономические права

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.3.

Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

3.

Федеративное устройство

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

3.1.

Субъекты Федерации

2 ч.

1 ч.

1ч.

3.2.

Разделение властей и условия их взаимодействия.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

4.

Избирательная система РФ

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

4.1.

Избирательная система. Принципы избирательного права.

2ч.

1ч.

1 ч.

4.2.

Виды избирательных систем

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

4.3.

Избирательный процесс

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

5.

Президент РФ

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

5.1.

Порядок выборов и вступление в должность

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.2.

Правовой статус Президента

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.3.

Полномочия Президента

2ч.

1ч.

1 ч.

6.

Федеральное собрание

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исслед.работа

6.1.

Совет Федерации

2 ч.

1 ч.

1 ч.

6.2.

Государственная Дума

2 ч.

1 ч.

1 ч

7.

Правительство РФ

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

8.

Судебная власть в РФ

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

9.

Местное самоуправление. Заключительное занятие.

1 ч.

1 ч.

«Круглый стол»

Программа курса ( 34 ч.)

1. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран (1 ч.)

Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ.

2. Конституционные права и свободы (6 ч.)

Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

3. Федеративное устройство (4 ч.)

Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей.

4. Избирательная система РФ (4 ч.)

Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

5. Президент РФ (6 ч.)

Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий.

6. Федеральное собрание (4 ч.)

Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс.

7. Правительство РФ (4 ч.)

Правительство РФ - исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.

8. Судебная власть в РФ (4 ч.)

Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Высший арбитражный суд.

9. Местное самоуправление (1 ч.)

Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности.

Литература

1. Алиасберг Н.И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов. - СПб.: Специальная литература, 1998.-480 с.

2. Варывдин В.А. Учебно-методический комплекс. Основы права.- М.:1999

3. Ищенко В.М. Изучаем Конституцию РФ.- Чебоксары, 2007.- 108 с.

4. Конституция Российской Федерации.- М., 2007

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М., 2009.

6. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Изд-во Санкт-Петербург, 2000, 512 с.









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Константиновская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края




«Принято» «Утверждаю»

Руководитель МО: Директор:

_______/Туманина Л.Н./ _______/Мотина Е.Р./

Протокол №1 от Приказ № 24/3 от

«29» августа 2013г. «02» сентября 2013г.




Рабочая программа

10класс

По предмету компонента

Образовательного учреждения

«История цивилизации»



Составитель:Туманина Любовь Николаевна,

учитель истории и обществознания



с.Константиновка


2013-2014

Пояснительная записка

Актуальность курса обусловлена многовариантностью учебников, необходимостью формирования у уч-ся исторического развития и компетентностного подхода к современным реалиям.

Практическая задача: подготовка уч-ся к сдаче ЕГЭ по истории, особенно к заданиям части «С», которые, как известно, вызывают существенные затруднения даже у выпускников, считавшихся сильными.

Курс рассчитан на преподавание в 10 классе из расчёта 1ч. в неделю ( всего 34ч.). Предусмотрены лекции и практические задания. Предлагаемая программа ориентирована на научно-теоритический журнал «Преподавание истории в школе» №9 2005г.

Автор программы: В.И.Казанцев - учитель истории Вершино-Шахтаминской средней школы, Читинская область.

Основные задачи курса:

- выявить предпосылки формирования и проанализировать важные вехи становления и развития российской цивилизации;

- раскрыть уникальность российской цивилизации, ее место и значение в истории мировой цивилизации;

  • осмыслить глубинный ход российской истории с точки зрения влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Востока и Запада;

  • акцентировать внимание на культурном диалоге славянских и тюркских культур, ставших основой развития российского многонационального государства;

  • проанализировать основные этапы роста общественного самосознания в стране: (языческо-родоплеменное, христианско- православное, национально-имперское, цивилизационное, глобально-космическое).

  • способствовать формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности учащихся.

В основу программы положены следующие подходы : цивилизационный подход (изучение истории методом соединения локального и стадиального подхода, который дает возможность выделить наиболее существенные факторы, определяющие облик цивилизации, ее уникальность и неповторимость); культурологический подход ( исходит из того, что культура есть все то, что создано руками и разумом человека, культура - это «система норм и ценностей», «память человечества», «способ жизни человека», «способ адаптации к природе», через нее отражается специфика народа); антропологический подход (в процессе познания мира человек с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения, многообразными формами деятельности находится в центре внимания); интегративный подход (позволяет синтезировать различные научные знания и через взаимосвязь с учебными курсами истории, обществознания, литературы и других учебных дисциплин усвоить необходимый учебный материал )

При освоении программного материала учителю необходимо широко использовать дополнительную литературу, рекомендуемую по курсу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

Учебно-тематический план

Наименование темы, раздела

Кол-во

часов

1.

Глава 1. Древнерусское государство и русские княжества до конца ХIIIвека.

9ч.

2.

Глава 2. От Московского княжества -к православному царству(ХIV-ХVII вв.)

8ч.

3.

Глава 3. Российская империя - Советский Союз -Российская Федерация

17ч.

Итого:

34ч.

Календарно-тематическое планирование курса «История цивилизации»

Разделы и темы

Кол-во

часов

Дата план.

Дата факт.

Примеча-ния

Глава 1. Древнерусское государство и русские княжества до конца ХIII века.

9ч.


1.

Введение: цель и задачи курса. Что такое история? Как сдать экзамен по истории?

1


2.

Периодизация истории Российской цивилизации

1


3.

Происхождение и причины возникновения государства у восточных славян

1


4.

Древнерусское государство, принятие христианства, могущество Киевской Руси

1


5.

Власть и общество в Киевской Руси

1


6.

7.

Феодальная раздробленность. Вечевой строй Великого Новгорода

Культура Древнерусского государства

1

1


8.

Русь между Западом и Востоком: альтернативы развития

1


9.

Практическое занятие

1


Глава 2. «От Московского княжества -к православному царству(ХIV-ХVII вв.)»

8ч.


10.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1


11.

Дмитрий Донской.

1


12.

Возникновение единого российского государства. Иван III.

1


13.

Россия - православное царство ХVIв. Иван Грозный

1


14.

Культура ХIII-ХVIвв.

1


15.

Смутное время

1


16.

«Бунташный век»

1


17.

Практическое занятие

1


Глава 3. Российская империя - Советский Союз -Российская Федерация

17ч.


18.

Реформы Петра I.

Культурный раскол

1


19.

Дворцовые перевороты. Просвящённый абсолютизм.

1


20.

Культура ХVIII век

1


21.

Социально-экономическое развитие России в ХVIII веке

1


22.

23.

Александр I и война 1812года

Декабристы. Николай I.

1

1


24.

«Революция сверху» Александра II.

1


25.

Феномен российской интеллигенции

1


26.

Культура ХIХ века

1


27.

Три революции начала ХХ века. Новая экономическая политика

1


28.

Феномен сталинизма

1


29.

Реформы Н.С.Хрущёва

1


30.

Застой «развитого социализма»

1


31.

Перестройка

1


32.

Беспокойные 1990-е годы. Современная Россия

1


33.

Повторительно-обобщающий урок

1


34.

Практическое занятие

1


Литература

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ- начало ХХ в.; Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2000.

  2. Ионов И.Н. , Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу "Российская цивилизация. IX- начало XX века".М., 2001.

  3. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990.

  4. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997.

  5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

  6. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9-тт. М., 1990.

  7. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.

  8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

  9. Пушкин С.Н. Цивилизация на Руси: зарождение, становление, своеобразие. Учебное пособие. Н.Новгород, 1998.



© 2010-2022