- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта к уроку обществознания в 7 классе
Технологическая карта к уроку обществознания в 7 классе
Раздел | Обществознание |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова М.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока обществознания
Ф.И.О. учителя: Соколова Мария Николаевна, учитель обществознания МОУ СОШ№4 Г. Углич
Предмет: обществознание.
Класс: 7 класс.
Тема урока
«Семейный бюджет»
Цель урока
Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» и его составляющими.
Задачи урока
-
Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
-
Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
-
Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.
-
Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.
-
Развивать умения работать в группе.
-
Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
-
Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.
Планируемые результаты
Учащиеся знают составляющие семейного бюджета; знают основные источники доходов и расходов семьи; владеют понятиями «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет» и оперируют ими; зная резервы экономии, умеют определить вид бюджета и найти способы перевода дефицитного бюджета в сбалансированный; владеют первоначальными навыками планирования семейного бюджета.
Задачи урока по формированию компетенции
1. Образовательные (познавательные, регулятивные, личностные УУД): познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, выявить основные источники формирования семейного бюджета, познакомить с рациональным расходованием средств, научить осуществлять несложные экономические расчеты.
2. Развивающие (коммуникативные, познавательные УУД): развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений).
3. Воспитательная (личностные, регулятивные УУД): воспитывать организованность, бережливость, чувство взаимопонимания, взаимоуважения в семье.
Основные понятия и термины
семейный бюджет, доходы и расходы семьи, дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет.
Оборудование
ПК, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Организационный.
Приветствие учителя, пожелания детям. Учащиеся разделяются на 3 группы - «семьи» в зависимости от индивидуальных возможностей.
Настрой на урок
Личностные: мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
-
Актуализация знаний.
Определение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
Несколько уроков назад вы начали изучение экономической сферы жизни общества.
Я предлагаю вспомнить некоторые понятия из пройденных тем.
Выдаются карточки с заданиями для каждой группы:
1 группа - даны термины, необходимо записать определение.
2 группа - даны определения, необходимо записать термин
3 группа - даны термины и определение, которые нужно соотнести.
«Домашнее хозяйство» и есть новое для вас понятие и тема сегодняшнего урока.
Учащиеся работают с карточками
.
Познавательные: уметь работать с текстовым заданием
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера, строить понятные для партнеров высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
2. Изучение нового материала.
Дать конкретные представления о семейном бюджете как о важном элементе домашнего хозяйства, источниках его формирования.
1. Учащимся предлагается слайд с изображенными на нем статьями доходов и расходов семьи, предлагается рассказ о некой семье, в которой дочь заинтересовалась, откуда в семье берутся деньги. (слайд №1 флипчарта).
2.Учащимся предлагается сформулировать определение понятия «семейный бюждет» (слайд 2 флипчарта)
1группа - с помощью карточек с набором слов из определения
2группа - с помощью карточек с определением, где некоторые слова пропущены, пропущенные слова выписаны отдельно, есть лишние слова.
3группа - с помощью карточек с определением, где некоторые слова пропущены, пропущенные слова выписаны отдельно
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
3.Учащимся предлагается дать определение понятию «доходы». (3 слайд флипчарта)
1 группа - работает с опорными карточками с изображениями различных видов дохода
2 группа - формулирует определение понятия с опорой на карточки с перечисленными словами из определения
3 группа - собирает картинку-паззл с написанным на картинке определением
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
4.Учитель рассказывает учащимся о двух видов дохода, предлагает определить, какие доходы можно назвать фиксированными, а какие переменными (4слайд флипчарта)
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
5.Учитель предлагает учащимся определить, какие из доходов семьи будут постоянными, а какие - переменными, привести свои примеры постоянных и переменных доходов в семье.(5 слайд флипчарта)
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
6.Учащимся предлагается дать определение понятию «расходы».(6 слайд флипчарта)
1 группа - работает с карточкой, на которой перечислены слова из определения
2группа - работает с карточкой с определением термина с пропущенными словами
3группа - работает с карточкой с определением термина с пропущенными словами, список пропущенных слов дан отдельно
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
7.Учащимся предлагается физкультминутка (7слайд флипчарта), в ходе которой они должны выполнить определенное задание: учитель называет различные доходы и расход семьи. В случае, если назван доход - учащиеся из исходного положения руки на поясе должны поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться вверх, вернуться в и.п. Если назван расход, из и.п. учащимся необходимо присесть, коснуться пальцами пола, встать в и.п.
8.Учащимся предлагается проверить, насколько внимательно они выполняли разминку. (8слайд флипчарта). Учащиеся по одному отвечают на вопрос учителя, распределяя названное на доходы и расходы, учитель выполняет действие на доске.
9.Учащимся предлагается рассмотреть схему расходов семьи (9слайд флипчарта), сформулировать свои выводы на основе схемы, предположить, какие расходы могут носить то или иное название.
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
10.Учащимся предлагается соотнести различные виды расходов с конкретными примерами. Объем и сложность задания варьируется в зависимости от группы
Далее с помощью интерактивной доски проводится проверка
11.Учащимся предлагается фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», формулируется вывод, что хозяйство можно организовать по-разному, поэтому виды бюджетов тоже отличаются (11 слайд флипчарта).
12. Учащимся предлагается слайд со схемой «виды бюджета» построенную с помощью математических знаков «больше», «меньше», «равно», слов «расходы», «доходы», «профицит», «дефицит», «сбалансированный бюджет». Учащиеся должны сформулировать выводы из схемы.
13. Учащимся даются карточки с различными ситуациями из сказок и мультфильмов. Учащиеся должны соотнести примеры с видами бюджетов. Объем задания варьируется в зависимости от группы
-
Учащиеся определяют тему урока
-
Учащиеся работают с карточками, озвучивают свой ответ
-
Учащиеся работают с карточками, озвучивают свой ответ
-
Учащиеся обсуждают вопрос в группе, озвучивают ответ
-
Учащиеся обсуждают вопрос в группе, озвучивают ответ
-
Учащиеся работают с карточками, озвучивают свой ответ
-
Учащиеся выполняют разминку
-
Учащиеся по желанию (по поднятой руке) отвечают на вопросы
-
Учащиеся по желанию отвечают, озвучивают свои выводы.
-
Учащиеся работают с карточками, озвучивают ответы
-
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма, комментируют увиденное
-
Учащиеся анализирут схему, по желанию озвучивают свои выводы.
-
Учащиеся работают с карточками, озвучивают ответы
Познавательные: умение осуществлять анализ на основе полученной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, уметь контролировать действия партнера, строить понятные для партнеров высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
3. Первичное закрепление изученного.
Обнаружить и устранить пробелы в знаниях.
Учащимся предлагается задание в форме теста.
Учащиеся выполняют тест на карточках индивидуально.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала
4. Домашнее задание.
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
Учащимся предлагается читать дома параграф учебника «семейный бюджет», письменно выполнить задания в тетрадях на печатной основе (возможность выбора задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей)
5. Подведение итогов урока.
Выставить отметки.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке.
Мне сегодня понравилась ваша работа на уроке и на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам монетку с пожеланием