Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 7 класс

Учебный предмет "Обществознание" является сегодня наиболее востребованным в процессе поступления выпускников образовательных учреждений в высшие учебные заведения. Рабочая программа по обществознанию 7 класса предполагает качественную подготовку к текущей проверке знаний. промежуточной аттестации, экзаменационным испытаниям, участию в конкурсах и олимпиадах различных уровней.Реализация программы способствует формированию у учащихся таких качеств, как: толерантность, милосердие, сопереживание, от...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

с.Спасское

(Новосельский филиал)



«Утверждаю»

Директор школы


__________________

Ж.Б. Клименкова

Приказ № _____

от «___»____________ 201__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО___ обществознанию__(включая экономику и право)_________

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


________________7_________________

(классы)


_____________ 2014 - 2015 учебный год____________________________

(сроки реализации)



Согласовано на методическом объединении.

Протокол № ______

от «___» _________ 201___г.













Рабочую программу разработал (-а):

Голубенко Н.П.


Ф.И.О.

должность:

учитель истории



Подпись разработчика:

_________________________





___________2014 ____________

(год разработки)


Содержание:

1. Пояснительная записка с. 3 - 4

2. Содержание рабочей программы с. 5 - 6

3. Требования к уровню подготовки обучающихся с. 6 - 7

4. Литература и средства обучения с. 8

5. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе) с. 9 - 17






























Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право).

Учебник:

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.

Количество часов: всего - 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).


Распределение учебного материала курса

Разделы, темы

Кол-во часов


1

Введение

1

2

Человек среди людей

5

3

Человек и закон

12

4

Человек и экономика

11

5

Человек и природа

4

6

Итоговое повторение

1

Всего:

34

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 7 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два новых направления: человек и закон, человек и экономика.

Цели и задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;

  • усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций

Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • знания и представления о нормах российского законодательства;

  • знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

  • коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Основные методические приемы преподавания курса. Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.







Содержание рабочей программы

Тема 1. Человек среди людей ( 5 часов)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающе­му миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояль­ность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (11 часов)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового ста­туса несовершеннолетних. Механизмы реализации и за­щиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопоря­док в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная ар­мия. Военная служба. Важность подготовки к исполне­нию воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина - необходимое условие существования об­щества и человека. Общеобязательная и специальная дис­циплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисципли­на, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессио­нального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производи­теля.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпри­нимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современ­ной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники дохо­дов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Прин­ципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 часа)

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные прави­ла экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охра­ну окружающей среды. Участие граждан в природоохра­нительной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

*осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными

ценностями, социальным положением.






Литература и средства обучения

Основная учебная литература:


  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.:

Просвещение, 2009. - 256 с.

Дополнительная учебная литература:

1. Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. - М.:

Вита - Пресс, 2001. - 64 с.

  1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. - Москва: Проспект, КноРус, 2011. - 544 с.

  2. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 - 8 кл. ОУ. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2010. - 224 с.

  3. Никитин А.Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.

  4. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы: пособие для учителей ОУ. - М: Просвещение, 2010. - 157 с. - (Текущий контроль). (Электронный учебник).

  5. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. - 160 с.

  6. Трудовой кодекс РФ - Ростов н/Д: изд - во «Феникс», 2001. - 256 с.

  7. Уголовный кодекс РФ. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192 с.

  8. ФЗ «Об образовании в РФ». - Новосибирск: Норматика, 2013. - 128 с.

  9. ФЗ «О гражданстве РФ». - Москва: Проспект, 2010. - 24 с.

  10. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

  11. Человек и общество. Современный мир. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с.

Перечень рекомендуемых средств обучения:

  1. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Человек. Право. Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для уч-ся ОУ. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с.

Дидактические материалы:

1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.

2.Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

Учебные и справочные пособия:

  1. Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. - 542 с.

Средства обучения:

Проектор

Нетбук

Презентации по темам

Варианты тестовых заданий по каждой теме




Календарно - тематический план (приложение к рабочей программе «Обществознание (включая экономику и право). 7 класс»)


Тема урока, элементы содержания

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы

контроля

Задание на
дом

Понятия

Дата

1.

Введение

(Знакомство с курсом «Обществознание» 7 класса. Цели, зада­чи из учения предме­та. Структура, осо­бенности содержания методического аппа­рата учебника)

Учебник.

Знать назначение предмета, ори­ентироваться в различных зада­ниях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета

Анализ структуры учебника

Стр. 3-6

Раздел 1. Человек среди людей (5 часов)

2

Отношения между людьми

(Особенности меж­личностных отно­шений. Знакомство, приятельство, то­варищество. Сим­патия и антипатия)

Учебник.

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы;

-давать определения понятий;

-приводить примеры меж­личностных отношений.

Работа с текстом учебника

§1;

Работа с текстом учебника с18№3

Межличностные отношения

Симпатия антипатия стереотип

Официальные отношения

3

Ты и твои товарищи

(Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может стать лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.)

Учебник.

Карточки с заданиями

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы
-объяснять свою точку зрения. давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их

Индивид. тест

Работа в тетради

§2; «В классе и дома», №9, -письменно -

с. 31

Групповые нормы

4

Зачем люди общаются

(Необходимость общения для че­ловека. Каковы цели общения. Содержа­ние, форма и куль­тура общения

Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»)

Карточки с заданиями

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы;

-давать определения понятий;

Работа в группах по заданиям

Работа в тетради

§3;вопросы с. 41-42; с 43 №3,

Общение

Потребности

5

Почему нужно быть терпимым?

(Как возникают конфликтные ситуации. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Пути решения.)

Учебник.

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы
- объяснять свою точку зрения.

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их Работа в группах по заданиям.

Работа в тетради

§4; Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их « В классе и дома» №4, №5 - с. 55 (по группам).

Конфликт

Инцидент

Сотрудничество

Компромисс

6

Повторительно - обобщающий урок. Человек среди людей.

Тестовые задания

Знать:

-основные положения раздела «Человек среди людей»;

Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Понятийный диктант

Тест

С. 56;

Повторить понятия


Раздел 2. Человек и закон (12 часов)

7-8

Что значит жить по правилам

(Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры)

Учебник.

Рабочая тетрадь

Карточки с заданиями

Уметь высказывать своё мнение. Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятиям, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Лабораторная работа в группах по заданиям; работа с документами. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях

Работа в тетради

§5; вопросы с. 66 - 67; Подготовить пословицы и поговорки по теме

Р.т.

Социальные нормы

Правила

Ожидания

Привычка Обычаи

Церемонии

Обряды

Ритуал Традиции

Этикет

Манеры

Сетикет

9-10

Права и обязанности граждан

Роль права в жизни общества и государ­ства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита

Учебник.

Памятки.

Таблица

Правовые документы.

СМИ.

Знать:

-основные положения урока;

-термины: права человека, граж­данские права, политические пра­ва и т.д.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-находить в СМИ информацию по заданной теме;

-приводить примеры правовых отношений

Составить таблицу «Гражданские и политические

права». Работа с документами. Составить словарик темы

Перечислить свои права

§6; «В классе и дома»,с. 76 №1, 3, 4;

Р.т

Гражданин

Права:

Гражданские

Политические

Экономические

Культурные

Декларация

Пакт

11-12

Почему важно соблюдать законы

(Свобода и ответст­венность. Конститу­ция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод челове­ка и гражданина)

Учебник.

Правовые документы.

СМИ.

Кодексы Р.Ф.


Знать:

-основные положения раздела;

-термины: свобода, закон, спра­ведливость.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важ­ность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск соци­альной информации по заданной теме

Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов.

Индивид. тест

Работа в тетради

§7; вопросы

с. 85

Конституция РФ

Права

Обязанности

Закон

Преступление

Правонарушение

13

Защита Отечества

(Патриотизм и граж­данственность. Госу­дарство. Отечество)

Учебник. Правовые документы.

СМИ.

Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Знать:

- основные положения урока;

- термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения;

- понимать важность выполнения священного долга - службу в армии;

-давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;

- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ

Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (анализ материалов СМИ)

Нарисовать картинки по данной тематике урока.

Работа со схемами

Работа в тетради

§8, вопросы

Р.т.

Военная присяга

Повестка

Военнообязанные граждане

14

Что такое дисциплина

(Дисциплина общеобя­зательная и специ­альная. Правомерное поведение)

Учебник. Памятки.

Знать:

-основные положения урока;

-термины: дисциплина, дисципли­на внутренняя и внешняя, само­контроль.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

-приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

-выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения

Составить словарик темы. Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их

Привести примеры из литературных произведений

Работа в тетради

§9, вопросы

Р.т.

Дисциплина

самодисциплина

15

Виновен - отвечай

(Виды нормативно - правовых актов. Сис­тема законодательст­ва. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответ­ственность. Особен­ности правового ста­туса несовершенно­летних.

Презумпция невинов­ности)

Нормативно - правовые акты. Учебник. Правовые документы.

СМИ.

Кодексы РФ

Конституция РФ

Знать:

-основные положения раздела;

-термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, под­стрекатели, соучастники.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

-работать самостоятельно и вы­сказывать свою точку зрения

Лабораторная работа с нормативно- правовыми документами, составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений», таблицу «Признаки преступления »

§10, вопросы

Р.т.

Табу

Противозаконное поведение

Кодекс

УК РФ

Проступок

Преступление

Подстрекатели

Соучастники

16 - 17

Кто стоит на страже закона

(Правоохранительные органы РФ. Суд. Про­куратура. Нотариус. Милиция. Взаимодей­ствие правоохрани­тельных органов и граждан)

Нормативно - правовые акты. Учебник. Правовые документы.

СМИ.

Кодексы Р.Ф.

Конституция Р.Ф.

Знать:

-основные положения урока;

-термины: правопорядок, проку­ратура, суд, милиция, ФСБ, та­можня, нотариус, презумпция не­виновности.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-понимать содержание и значение правовых норм.

Составить схему «Структура правоохранительных органов Р.Ф.

§ 11.

Составить словарик темы

Подготовиться к тесту и понятийному диктанту.

§11,вопросы

Р.т.

ФСБ

Таможня

Прокуратура

Адвокат

Нотариус

Нотариат

Суд

ОВД

Презумпция невиновности

Милиция

18

Повторительно - обобщающий урок по разделу «Человек и закон»

Тестовые задания

Знать:

-основные положения раздела;

Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Понятийный диктант

Тест

Раздел 3. Человек и экономика (11 часов)

19-20

Экономика и её основные участники

(Экономика и ее роль в жизни общества. Ос­новные сферы эконо­мики; производство, потребление, обмен)

Учебник. СМИ.

Памятки.

Знать:

-основные положения урока;

-термины: экономика, производ­ство, обмен, распределение, по­требление, технология, произво­дитель, потребитель;

-сущность совместной деятельно­сти людей в сфере экономики. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-решать познавательные и прак­тические задачи в рамках мате­риала

Составить схему «Сферы экономики»

Групповая работа, работа со схемами и таблицами.

Работа в тетради

§12, вопросы; Написать мини-сочинение «Все работы хороши- выбирай на

вкус!»

Р.т.

Экономика

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Натуральное хозяйство

Производительность труда

Производитель

Потребитель

Ресурсы

21

Золотые руки работника

(Производство и труд. Производительность труда. Заработная пла­та. Факторы, влияющие на производительность труда)

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ

Знать:

-основные положения урока;

-термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы

Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда»

Работа в тетради

§13, вопросы; Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда

Р.т.

Труд

Заработная плата

Квалифицированный труд

22

Производство: затраты, выручка, прибыль

(Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль).

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ

Знать:
- основные положения темы
-основные понятия
Уметь:
-решать простейшие задачи

Групповая работа с документами, решение задач Работа в тетради

§14, вопросы;

Р.т.

Производство

Затраты

Выручка

Прибыль

Налоги

Капитал

23-24

Виды и формы бизнеса

(Предпринимательст­во. Малое предпри­нимательство и фер­мерское хозяйство. Основные организа­ционно-правовые формы предпринима­тельства)

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ

Знать:

-основные положения урока;

-термины: бизнес, предпринима­тельство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-сравнивать различные виды биз­неса и выявлять общие черты;

-приводить примеры из жизни по теме

Проект «Мой бизнес»,

Групповая работа с дополнительным материалом, кроссворд

Работа в тетради

§15, вопросы

Р.т.

Бизнес

Малое предпри­нимательство и фер­мерское хозяйство

Собственность

Акционерное общество акции

25

Обмен, торговля, реклама

(Товары и услуги. Об­мен, торговля. Формы торговли. Реклама)

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ

Знать:

-основные положения курса;

-определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-применять знания на практике;

-самостоятельно моделировать заданную ситуацию

Работа с дополнительным материалом, инд. задания

Работа в тетради

§16, вопросы;

Нарисовать рекламу своего товара

Р.т.

Обмен

Товар

Рынок

Стоимость

Цена товара

Торговля

26

Деньги и их функции

(Деньги. Функции и формы денег. Реаль­ные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы ва­лют)

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ

Знать:

-основные положения урока;

-определения понятий: деньги, бартер.

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы;

-ориентироваться в типичной для подростка ситуации;

-осуществлять поиск необходи­мой информации

Работа со схемами и доп. материалом

Индивид. Задания

Работа в тетради

§17,

вопросы

Р.т.

Деньги

Монета

Банкнота

Кредитная карта

Банк

Ассигнация

Номинал


27- 28

Экономика семьи

(Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве)

СМИ.

Учебник.

Трудовой кодекс РФ Семейный кодекс РФ

Знать:

-основные положения урока;

-термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-самостоятельно составлять про­стейшие виды документов по теме;

-решать практические задачи в рамках темы

Работа с дополнительным материалом,

кроссворд

§18, вопросы; Написать мини - сочинение «Наш семейный бюджет» Подготовиться к повторительно - обобщающему уроку

Ресурсы:

Материальные

Трудовые

Энергетические

Финансовые

Личное и подсобное хозяйство

Семейный бюджет

29

Повторительно - обобщающий урок по разделу «Человек и экономика»

Тестовые задания

Знать:

-основные понятия раздела;

Уметь высказывать свое мнение, работать с тестовыми заданиями, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Работа в тетради

Тест

Понятийный диктант

Раздел 4. Человек и природа (4 часа)

30

Воздействие человека на природу

(Влияние хозяйст­венной деятельно­сти человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение приро­ды. Экологические кризисы. Особен­ности современной экологической си­туации)

СМИ.

Учебник.

Знать основные положения урока. Показать, что человек своей хозяйственной дея­тельностью активно вторга­ется в природную среду, по­рой отрицательно воздейст­вуя на многие природные процессы. Приводить данные об угрозе экологического кризиса. Характеризовать глобальные проблемы чело­вечества.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с дополнительным материалом, групповые задания

Работа в тетради

Индивид. задания


§19,

вопросы

Атмосфера

Биосфера

31

Охранять природу - значит охранять жизнь.

СМИ.

Учебник.

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа с документами

Индивид. задания

Работа в тетради

§20, вопросы

Браконьер

Заповедник

32

Закон на страже природы.

(Наши экологиче­ские права и обя­занности. Как закон охраняет природу. Экология и нравст­венность. Общест­венные движения в защиту природы. Экологическое пра­во, экологические права и обязанно­сти, объекты при­родоохранной дея­тельности. Ответ­ственность за эко­логические право­нарушения)

Нормативно - правовые акты. Учебник. Правовые документы.

СМИ.

Кодексы РФ

Конституция РФ

Объяснять правила граждан в сфере экологической безо­пасности и обязанности гра­ждан в области охраны при­роды. Характеризовать ос­новные конституционные права и обязанности, опре­делять деятельность обще­ственных организаций по защите природы. Опреде­лять пути выхода из экологи­ческого кризиса. Связь эко­логии и экономики. Есть ли пределы хозяйственной дея­тельности человека?

Групповая работа с документами

Работа в тетради

Индивид. задания

§21, вопросы; готовиться к повторительно - обобщающему уроку

Экология

Экологическая катастрофа

33

Повторительно - обобщающий урок по разделу «Человек и природа».

Тестовые задания

Знать основные понятия раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Понятийный диктант

Тест

Готовиться к итоговому повторению

34

Итоговое повторение

Устный блиц - опрос




© 2010-2022