• Преподавателю
  • Обществознание
  • Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества

Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме Социальная структура общества.

Мастер -класс

Борисовой А.В.

учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ №9


«Ученик на уроке устает не от деятельности,

а от ее однообразия»

К.Д.Ушинский

Тема: Групповая работа как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания на примере обобщающего занятия по теме "Социальная структура общества".

Предмет: обществознание

Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся через групповую работу как метод системно-деятельстного подхода на уроках истории и обществознания.

Имитационная игра.

Учитель: Здравствуйте. Приятно всех вас видеть на уроке обществознания. Сегодня мы с вами поработаем в группах и для начала нам стоит разделиться. Предлагаю вам взять из пачки одну конфетку M&M и занять места за столом в зависимости от цвета конфеты, которая вам досталась.

Дети берут конфетки по очереди и рассаживаются на места

Учитель: Отлично! Теперь, чтобы нам с вами было дальше приятно работать вместе, предлагаю вам в группах в течении 5 минут обсудить качества, за которые в классе ценят каждого из участников вашей команды.

Ребята высказывают свое мнение о достоинствах друг-друга в течении 5 минут.

Учитель: Замечательно! Теперь будьте добры решите, какую роль возьмет на себя каждый из участников вашей четверки. На выбор предлагаются следующие роли: 1 - тайм-менеджер (отслеживает время), 2 - завхоз (отвечает за наличие необходимых для работы предметов), 3- писатель (записывает итоговое групповое решение ), 4 - оратор (тот, кто презентует результат групповой работы).

Ребята в течении трех минут распределяют роли.

Учитель: Теперь я попрошу завхозов подойти к моему столу и взять брошюру с проблемным вопросом.

Завхозы берут брошюры, с проблемными вопросом. Поле брошюры разграничено особым способом, так, чтобы четко были обозначены центр и четыре свободных поля для каждого из участников группы.





Проблемные вопросы:

1. Каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих?

2. Действительно ли возможно попасть в класс богатых благодаря таланту и трудолюбию или существуют какие-то более значимые условия для этого?

3.Бедность и богатство - два полюса социальной жизни. Стресс и психологическая неудовлетворенность жизнью обнаружены и на одном и на другом. Почему?

4. Какую роль в жизни современных людей играют национальные традиции и обычаи? Нужно ли их сохранять? Приведите примеры в защиту своего мнения.

5. Моно ли считать конфликты своеобразной "школой опыта по отстаиванию своих прав" для людей и целых государств?

Учитель: Итак, у вас на партах брошюры с проблемным вопросом. Сейчас в течении 1 минуты каждый из вас подумает над данной проблемой. Только подумает, ничего писать и говорить не надо.

Ребята думают 1 минуту.

Учитель: Теперь вы можете записать свои мысли, ключевые слова и т.п., все что считаете необходимым для раскрытия проблемного вопроса в индивидуальном поле на брошюре (центр брошюры остается пустым!).

Дети записывают свои мысли в индивидуальных полях в течение минут 2-3.

Учитель: Теперь прошу вас обсудить ваши идеи в парах.

Дети обсуждают в течение 2 минут проблему в парах.

Учитель: Итак, теперь прошу вас обсудить ваш проблемный вопрос в четверках, выделить самое главное и записать основные идеи в центральное поле брошюры.

Учащиеся в течение 5 минут обсуждают в группах проблему, заполняют центральное поле брошюры.

Учитель: Теперь прошу ораторов от каждой группы презентовать результат работы своей группы перед всем классом. Каждому сейчас раздаю индивидуальный лист, на котором вам будет необходимо отметить вашу позицию по каждому из вопросов и аргументировать ее.

Ораторы по очереди выходят к доске, крепят брошюры и презентуют результат групповой работы. остальные в это время внимательно слушают и заполняют поля своих индивидуальных листов. Если у учащихся возникают по-ходу выступления какие-то вопросы, то их разбирают после выступления оратора.

Учитель собирает индивидуальные листы для контроля степени реализации активного слушания в классе.



Рефлексия

Итак, уважаемые коллеги, я представила лишь малую часть используемых мной стратегий данной технологии и продемонстрировала, как я использую представленные приемы на уроках обществознания. Данная технология привлекательна своей эффективностью и универсальностью.

Предлагаю поэтапно проанализировать представленный вам метод, который называется "think - pare - shave".

I этап - деление на группы, может быть использован как прием снятия психологического напряжения и создания позитивной обстановки. В мастер -классе представлен прием деления на четверки с использованием разноцветных драже. Разумеется существует масса других, не менее интересных техник, например такой прием, как деление "по звуку". Здесь можно использовать сердцевины от киндеров с насыпанными внутрь разными крупами, которые при встряхивании издают различные звуки. ( этот прием, как правило, требует больше времени для реализации).

I I этап. Для развития групповой динамики и создания позитивной рабочей атмосферы, предлагается учащимся назвать качества, за которые в классе ценят каждого из участников группы. Как правило, это занимает не много времени, а эффект заметный - ребята, которых похвалили, разумеется чувствуют себя увереннее и группа настраивается на позитивный рабочий лад.

I I I этап. - распределение ролей. Роли специально подобраны нейтральные (завхоз, тайм-менеджер и т.п.), так как для достижения максимального эффекта групповой работы необходимо, чтобы ответственность за результат лежала на каждом. В случае, если разграничить роли функционально, можно поставить кого-то из членов группы в неловкое "пристыженное" положение и лишить его мотивации в активном участии в коллективной дискуссии.

IV этап - непосредственно групповая работа. Этот этап делится на несколько мини - этапов.

1. "think" - учащиеся должны обязательно подумать в течение 1 минуты; обсуждения или преждевременные записи при этом запрещаются. Делается это в целях активизации мыслительной деятельности, активизации ранее полученных знаний. Дается время на то, чтобы ребята зафиксировали свои идеи в индивидуальных полях брошюры, это призвано формировать чувство ответственности за результат групповой работы.

2. "pare" - ребята делятся своими соображениями в парах, корректируют свои идеи, приходят к единому мнению, что позволяет развить критическое мышление и умение "слушать" и "слышать" собеседника.

3. "shave" - учащиеся обсуждают проблему в четверках, резюмируют, заполняют центральное поле брошюры, готовят презентацию своей работы. Данная интерактивная форма обучения, основанная на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения, позволяет учащимся раскрыться и активно включится во взаимоотношения и сотрудничество.

V этап - презентация результатов групповой работы. На данном этапе важно организовать активное слушание, чего можно добиться методом заполнения индивидуальных листов, которые по завершению занятия собираются учителем на проверку.

Актуальность использования данной интерактивной формы обучения на уроках определяется следующим:

1. Во-первых, комплексно решаются задачи: учебно-познавательная, коммуникационно-развивающая и социально-ориентационная

2. Во-вторых, повышается мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

3. В-третьих, интерактивное обучение изменяет транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности школьников.

4. В-четвертых, позволяет реализовать компетентносный подход в образовании.














































Рефлексия

Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

1. На мастер- классе я: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самым интересным для меня сегодня было: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В своей дальнейшей работе я __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я пожелал бы учителю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я бы хотел посоветовать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
























Я желаю вам удачи и хорошего настроения.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.


Индивидуальный лист

тема: Социальная структура общества

И.О. ______________

___________________

класс______________

дата_______________

Выразите согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями. Аргументируйте свою позицию.

1. Статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В класс богатых возможно попасть только благодаря таланту и трудолюбию.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Бедность и богатство - два полюса социальной жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В жизни современных людей национальные традиции и обычаи играют не значительную роль.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Конфликты можно считать своеобразной "школой опыта по отстаиванию своих прав" для людей и целых государств.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022