- Преподавателю
- Обществознание
- ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)
ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каледин С.В. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ
1. Формирование и классификация целей.
2. Управление по целям.
3. Выработка стратегии и ее виды.
1. Формирование и классификация целей
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.
Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.
Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей. Разработка экономической политики фирмы предполагает:
-
формирование стратегических целей и задач;
-
анализ сильных и слабых сторон деятельности;
-
оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;
-
анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;
-
определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности;
-
выбор стратегии;
-
составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.
Цель - это конкретное конечное состояние или искомый результат, которых стремится добиться фирма.
В рамках управления фирмой цели выполняют ряд важнейших функций:
-
цели отражают общую концепцию деятельности и развития фирмы и конкретизируют ее основные направления;
-
цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, являясь для фирмы ориентирами в окружающем мире (ориентир - это более отдаленная цель, которую стремится достичь фирма путем разработки стратегии), помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов;
-
цели составляют основу выработки критериев, с помощью которых можно выделять проблемы и принимать по ним решения; контролировать и оценивать результаты деятельности, связанные с реализацией этих решений; осуществлять материальное и моральное поощрение работников;
-
наличие целей сплачивает энтузиастов и побуждает их брать на себя довольно трудные обязанности и прилагать все силы для их выполнения;
-
официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости существования данной фирмы.
Успешная реализация этих функций возможна, если цели отвечают определенной совокупности требований, предъявляемых к ним, т.е. конкретность, реальность, достижимость.
Цели классифицируются по ряду принципов:
-
по степени важности: стратегические и тактические;
-
по содержанию цели могут быть техническими, экономическими, социальными;
-
по сфере реализации: административные, производственные, финансовые;
-
по направленности: внутренними и внешними;
-
по характеру формулировки: качественными и количественными;
-
по ориентированности: промежуточными и конечными.
Но в основном по уровню иерархии цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития как фирмы в целом, так и по важнейшим направлениям ее деятельности.
В состав общих целей входит также генеральная цель или миссия. Миссия представляет собой набор качественных положений, в обобщенной форме раскрывающей то, чему решила посвятить себя фирма.
К общефирменным целям относится:
-
обеспечение оптимальной рентабельности;
-
обеспечение устойчивого положения фирмы;
-
разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы и т.д.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности, в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных или качественных показателях.
Выделяют следующие специфические цели:
-
определение рентабельности по каждому отдельному подразделению;
-
цели филиалов и дочерних компаний, формируемые материнской компанией, т.е. продаж и доли на рынке, рост прибыли и т.д.;
-
другие специфические цели, носящие характер подцелей, которые устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в различных функциональных областях - маркетинг, НИОКР, финансы, производство и т.д.
Таким образом, система целей имеет иерархический характер, т.е. цели низшего уровня вытекают из целей высшего уровня. Это можно изобразить в виде так называемого "дерева целей", от ствола которого (миссии) расходятся несколько крупных ветвей (общефирменных целей), которые разрастаются в отдельные веточки (специфические цели). (рис. 5.1)
общефирменная цель 1.
специфическая цель 2-1
МИССИЯ общефирменная цель 2. специфическая цель 2-2
специфическая цель 2-3
общефирменная цель 3.
Рис. 5.1. Дерево целей организации
В этом случае можно ранжировать цели по важности и их вкладу в реализацию миссии. Делается это путем перемножения определяемых на основе экспертных оценок самостоятельных рангов каждой из целей и степени их вклада (в % или в единицах) в итоговый результат, а затем располагают их в порядке убывания полученных балов.
2. Управление по целям
Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям (сокращенно МВО от первых букв англ. слов). Сторонниками МВО были Питер Друкер, который опубликовал концепцию МВО как метод повышения эффективности организации; Дуглас Мак Грегор, который считал, что данный метод управления необходим, потому что дает возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств, а также Антони Райа, который описал управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов:
-
выработка четких, кратких формулировок целей;
-
планирование действий, состоящее из 6 этапов:
-
определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей;
-
установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными видами деятельности;
-
уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности;
-
оценка затрат времени для каждой основной операции;
-
определение ресурсов, необходимых для каждой операции;
-
проверка сроков и коррекция планов действий;
-
проверка и оценка работы (задачей здесь является определение степени достижения целей, выявление проблем, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу);
-
корректирующие меры - последний этап управления по целям.
3. Выработка стратегии и ее виды
Слово стратегия в переводе с греческого означает "искусство генерала" (т.е. этот термин военного происхождения).
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Другими словами, стратегия - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей.
Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:
-
разработка стратегических целей компании;
-
оценка ее возможностей и ресурсов;
-
анализ тенденций в области маркетинговой деятельности;
-
оценка альтернативных путей деятельности;
-
определение стратегии на перспективу и т.д.
Исходя из необходимости решения этих задач, в процессе выработки стратегии осуществляются:
-
оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей;
-
анализ внутренних и внешних факторов и т.д.
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития; создание новых видов изделий; совершенствование уже выпускаемой продукции; разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.
Управление деятельностью любого коммерческого предприятия включает в себя следующие пункты:
-
оценка состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);
-
определение направления развития бизнеса (постановка задач);
-
составление плана достижения поставленных целей (стратегическое планирование);
-
организация мероприятий по выполнению плана (этап организации);
-
проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выяснение причин (контроль).
Анализ возможностей, ресурсов и рисков - СВОТ-анализ.
СВОТ - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв (английских) слов "мощь", "слабость", "возможности" и "угрозы".
Менеджер компании анализирует экономическую обстановку, в которой действует его предприятие, и имеющиеся ресурсы. Затем составляет план по наращиванию мощи и ликвидации слабостей, с тем, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить возникающие угрозы. В рамках отношений фирмы с микросредой, которая ее непосредственно окружает, преобладают краткосрочные решения, а в отношениях с макросредой - больше долгосрочных решений.
В результате СВОТ-анализа нужно найти ответы на вопросы:
-
наилучшим ли образом используются ресурсы компании при нынешней товарной номенклатуре в данных условиях рыночной конъюнктуры и как это сочетается с задачами компании?
-
если нет, то выпуск каких товаров надо прекратить или видоизменить?
-
если данная товарная номенклатура не приносит желаемого результата, то существует ли возможность выпуска на рынок новых видов товаров?
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Поэтому различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться можно классифицировать следующим образом:
-
продуктово-рыночная стратегия - направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения конкурентоспособности продукции;
-
маркетинговая стратегия - направлена на гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке; уровня затрат на исследование рынка; комплекса мероприятий по формированию сбыта и т.д;
-
конкурентная стратегия - направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции и т.д.;
-
стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращение тех из них, которые не согласуются с целями фирмы;
-
стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции;
-
стратегия капиталовложений направлена на определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом, а также определение конкурентной позиции фирмы по отношению к соперникам;
-
стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования как фирмы в целом, так и филиалов и дочерних компаний;
-
стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли;
-
стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий (сборочных и по разработке сырьевых ресурсов);
-
стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды; эта стратегия предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей;
-
стратегия внешнеэкономической экспансии (экспансия - распространение, расширение) направлена на создание заграничного производства, экспорт, в третьи, страны товаров и услуг и т.д.
Таким образом, выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха. А в тех случаях, когда виды деятельности, которыми занималась фирма, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым необходимо перейти.
9